10 октября в санаторно-оздоровительном комплексе «Вятичи» прошло заседание проектной
группы «Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием" (координатор Т.Н.Фильчагина, эксперт
ИПОП «Эврика»). В работе групп приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием регионального
и муниципального уровней, муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений области, представители
общественности и профсоюзных организаций.
Работу группы открыла координатор Татьяна Николаевна Фильчагина, которая осветила проблемы,
связанные с общественным участием в управлении образованием, обратив особое внимание на роль школы в создании гражданского
общества. Самостоятельность образовательного учреждения следует рассматривать как важнейший механизм модернизации образования.
При этом все полномочия образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ "Об образовании" могут стать и полномочиями
Управляющего совета. В данной ситуации Управляющий совет становится реальным органом, который влияет на повышение качества
образования.
Председатель Перемышльской районной организации профсоюза работников образования и науки
Татьяна Владимировна Спасова представила систему общественного участия в управлении образовательными учреждениями Перемышльского
района, для которой разработана нормативно-правовая основа на уровне муниципалитета и образовательных учреждений (в каждой
школе созданы положения о публичном докладе, об Управляющем совете и регламент деятельности Управляющего совета). Также Татьяна
Владимировна рассказала об эффектах данного направления КПМО: система образования стала более открытой, прозрачной для родителей
и общественности в целом; повысился интерес родителей к деятельности образовательного учреждения, они стали более активно
принимать участие в делах школы.
Опыт Тарусского района в области расширения общественного участия в управлении образованием
представила председатель муниципального Управляющего совета МР "Тарусский район" Наталья Денисовна Верзилина. Она отметила,
что благодаря деятельности Управляющего совета в образовательных учреждениях района реализуются различные программы, в том
числе направленные на духовно-нравственное воспитание школьников, для чего привлекаются внебюджетные средства, устанавливаются
связи с социальными партнерами.
Участники с интересом обсуждали эффекты, полученные от реализации данного направления
и пришли к выводу, что к основным успехам реализации можно отнести то, что: − создание во всех ОУ органов самоуправления; −
расширение общественного участия в управлении образования, в разработке нормативно-правовой документации, регламентирующей
общественное участие в управлении образованием; − разработаны и изданы информационно-методические материалы
по деятельности общественных органов управления образования; − созданы органы ГОУ в муниципальных образованиях; −
созданы сайты образовательных учреждений, на которых регулярно выкладываются публичные отчёты ОУ; − регулярно обновляются
сайты ОУ; − повышается открытость ОУ; − увеличивается ответственность ОУ и педагогов за качество
образовательной деятельности ОУ; − на ЕГЭ присутствуют общественные наблюдатели; роль общественного наблюдателя
становиться престижной; − общественные эксперты участвуют в лицензировании и аккредитации ОУ; − изменяется
качество образовательных программ; − понижается уровень конфликтности и социальной напряжённости.
Участниками также было отмечено, что требуется разработка программы – минимума для
продолжения и усовершенствование работы по подготовке информационно-консультационного сопровождения общественных управляющих,
разработка нового стандарта публичной отчётности, создание новых механизмов работы с прессой и телевидением.
Региональный координатор Элина Султановна Дукаева подвела итоги работы групп. Были выявлены
положительные эффекты общественного участия в управлении образованием, выявлены индикаторы и условия эффективности деятельности
Управляющих советов.
Информационно-аналитическая группа
|