10 октября в Калужской области на базе санаторно-оздоровительного комплекса «Вятичи»
состоялось заседание рабочей группы «Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках
КПМО (НПФ, НСОТ)» (координатор – зам. директора ИПОП «ЭВРИКА» Р.В.Селюков).
На
заседании присутствовало 86 человек. Это руководители и специалисты министерства образования и науки Калужской области, начальники
и специалисты муниципальных органов управления образованием, директора школ, представители финансовых служб, подведомственных
учреждений, руководители органов управления образованием муниципального и регионального уровня, представители общественности.
Началось
заседание с выступления Романа Викторовича Селюкова, который обозначил задачи заседания группы. На заседании группы предполагалось
рассмотреть достигнутые эффекты, связанные с введением НСОТ и НПФ для всех участников образовательного процесса, а также
положительные тенденции в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрение проблематики эффективности НПФ и НСОТ
началось с обсуждения теоретических вопросов. Были зафиксированы положительные и отрицательные эффекты введения НСОТ в ОУ
Калужской области.
Первой выступила Алексанова Наталья Васильевна – заместитель министра - начальник управления
экономики и бухгалтерского учета министерства образования и науки Калужской области, она рассмотрела следующие вопросы: − переход
общеобразовательных учреждений Калужской области на новую систему оплаты труда, динамика и проблемы. − анализ
изменения ФОТ на 2009 год в сравнении с ФОТ 2008 года.
В своем выступлении она отметила, что все общеобразовательные
учреждения Калужской области перешли на новую систему оплаты труда с 1 сентября 2008 года. Применение новых организационно-экономических
механизмов инициировало снижение доли неэффективных расходов на общее образование. В общеобразовательных учреждениях произошло
и продолжает происходить оптимизация штатных расписаний и приведение их в соответствие с реальными потребностями учебного
процесса, вследствие чего изменилась доля расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий
персонал.
За период внедрения новых механизмов (НСОТ и НПФ) произошло увеличение заработной платы учителей.
Также она отметила, что увеличение заработной платы учителей происходит дифференцированно в зависимости от интенсивности и
результативности труда учителя.
Директора образовательных учреждений получили возможность, благодаря введению
нормативного финансирования, более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности и объективно
распределять бюджетные средства, в условиях увеличения их ответственности за её результат. Это способствовало улучшению
условий для повышения качества образования.
Далее выступила Стрельцова Елена Валерьевна – начальник отдела
экономики министерства образования и науки Калужской области. Она подчеркнула, что в Калужской области полностью разработана
необходимая нормативная правовая база по введению НСОТ и НПФ. Благодаря НСОТ удалось решить следующие проблемы: − уход
от уравнительных подходов и увеличение доходов учителей, способствующих повышению уровня мотивации педагогов в работе, заинтересованности
учителей в результатах своего труда, − повышение престижности профессии учителя и его социального статуса.
Участники группы в ходе дискуссии определили перечень эффектов от внедрения новой системы
оплаты труда и нормативного подушевого финансирования в Калужской области для всех участников образовательного процесса.
Были
выделены следующие положительные эффекты: − лучше стал просматриваться анализ работы учителя; − активизировалась
работа школьных методических центров (объединений); − увеличилась доля стимулирующей части; − появился
индивидуальный расчет заработной платы; − повысилась заработная плата молодого учителя; − произошло
выравнивание заработной платы учителя начальных классов. − повысилась заработная плата административно-управленческого
персонала.
Наряду с положительными, были выделены и отрицательные эффекты: − ухудшение
психологического климата в ОУ (в связи с дифференциацией в оплате труда); − зависимость заработной платы учителя
от наполняемости классов.
Роман Селюков подвел итог заседания рабочей группы, отметив, что в образовательных учреждениях
появилась возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов. Появилась заинтересованность директора
школы в повышении качества и результативности деятельности учреждения. Он обратил внимание на основную цель внедрения НПФ
и НСОТ, которые должны вносить системные изменения в практику финансирования отрасли, выделил ключевые моменты внедрения НСОТ
и НПФ.
Информационно-аналитическая группа
|