10 октября в Калужской области на базе санаторно-оздоровительного комплекса «Вятичи» перед
участниками семинара выступил с докладом «Эффекты и результаты КПМО. Стратегия регионального развития системы образования
России» заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков. Роман
Селюков в своем сообщении выделил основные механизмы саморегулирования системы образования. Регионы, участвующие в КПМО в
2007-2009 гг., далеко ушли в развитии направления введения НСОТ и НПФ. На основе проведенного анализа выявлено, что часть
регионов, перешедших на НСОТ, в первую очередь провели оптимизацию сети ОУ». Однако разработанная Министерством
образования РФ методика не предусматривает массовое закрытие школ, данное решение принимается на уровне муниципалитета. Главное,
что необходимо – это создать условия для получения качественного образования.
В своем докладе он подробно остановился на проблематике НПФ и НСОТ.
Привязка величины норматива к объективным показателям экономики региона В настоящее
время норматив закреплен в законе и не связан с изменением финансово-экономической ситуации. Например, не происходит
автоматический рост нормативов при увеличении МРОТа. Возникают вопросы: есть ли объективные показатели для
увеличения норматива, возможно ли нормативно закрепить норматив, минимальный размер оплаты труда растет, а будет ли расти
норматив после окончания проекта? Задача в том, чтобы объем субвенций был зафиксирован или индексирован, но с плюсом
на величину инфляции. Значительный рост норматива начался с момента реализации КПМО, это наблюдается во всех регионах, реализующих
КПМО, в том числе и в Калужской области. Величина норматива должна зависеть от объективных показателей, а не от
субъективных.
Обеспечение действия механизма реинвестирования высвобождающихся средств на образование в систему
образования Снижается количество учащихся, следовательно, снижается и финансирование. Необходимо, чтобы падение
количества учащихся означало автоматически повышение норматива. Это нужно нормативно закрепить в регионах на уровне регламентов,
такой механизм убережет сферу образования.
Величина и структура учебных расходов Унификация
нормативов. Необходимо уменьшить количество нормативов, но установить такой механизм, который даст возможность развиваться
эффективно работающим школам. Это может быть как эффективная сельская школа, так и городская школа. Для этого необходимо
определить политику региону: - либо должно быть развитие ситуации, - либо консервация сложившейся ситуации,
а дальше как будет. Это позиция временщиков.
Влияние квалификации учителя на рост его
заработной платы Необходимо в корне изменить систему повышения квалификации учителей, нужно, чтобы учителя
сами были заказчиками услуги, могли выбирать. Не должно быть автоматическое распределение бюджетных средств на институты повышения
квалификации.
Свидетельство о повышении квалификации учителя должно автоматически устанавливать уровень его зарплаты,
но в связи с этим необходимо ужесточить систему аттестации педагогов.
Отсюда возникают вопросы: - Каков эффект
от этих курсов? - Насколько эффективно он будет это применять на практике? - Как определить успешно или нет пройдены
курсы?
Чтобы получить эффект - необходимо построить систему повышения квалификации, направленную на действительные
потребности региона, муниципалитета, образовательного учреждения, учителя.
Роман Селюков выделил основные проблемы реализации КПМО, связанные с введением НПФ и НСОТ: 1. Отсутствие
НСОТ делает невозможным продуктивное повышение оплаты труда педагогических работников; максимальный размер оплаты труда не
ограничен никакими нормативами; 2. Недоведение средств до уровня ОУ срывает регулирование сети и введение НСОТ; 3. НПФ
отличается от норматива расчета субвенций региона муниципалитетам; 4. Штатная система оклада ведет к закреплению на региональном
уровне старой ситуации – штатного расписания. Штатно-окладная система неэффективна для педагогических работников.
С
2010 года эффекты КПМО будут распространяться на другие регионы Российской Федерации.
Информационно-аналитическая группа
|