В
работе группы принимали участие представители управлений образования Московской
области, методических объединений, высших образовательных учреждений, Министерства
образования Московской области, Педагогической академии последипломного
образования, директора школ.
Координаторы:
Александр
Вавилов – эксперт Института проблем
образовательной политики «Эврика»),
Ольга
Моисеева – зав. кафедрой общего
менеджмента(ГОУ ВПО МО Академия
социального управления).
В начале
работы группы с целью определения приоритетных мероприятий по поддержке
выявленных эффектов КПМО участники снова обратились к общим требованиям к
обновлению системы ПК, предложенные Министерством образования и науки РФ (они с
2008 г.
вошли в форму заявки для новых регионов КПМО в рамках направления 6 КПМО, раздел 6.3.) и проект
Модельной методики модернизации системы повышения квалификации работников
образования, предложенный федеральным оператором КПМО ИПОП «Эврика».
Обсудили
достигнутые и возможные эффекты от разработанной в Педагогической академии последипломного
образования и готовящейся к запуску обновленной модели ПК, определили на основе
этого обсуждения основные мероприятия в
программу дальнейшего развития эффектов КПМО.
В ходе
заседания были приведены статистические данные, свидетельствующие о наличии
большого количества педагогов, желающих повысить свою квалификацию. На
сегодняшний день не всегда есть возможность этот спрос удовлетворить полностью.
Также есть проблема отсутствия конкретных финансовых расчетов – сколько стоит
конкретная образовательная услуга и возможно, в будущем заказы на
профессиональную подготовку должны поступать, в первую очередь, не от
муниципалитета, а от конкретного слушателя, этому будет способствовать процесс
информатизации, создание новых и доработка существующих сайтов и порталов.
Нужно дать слушателю возможность самому составить для себя индивидуальную
программу повышения квалификации, ведь многие работники системы образования совмещают несколько должностей и могут
выбрать из разных программ ПК именно те курсы и занятия, которые им необходимы
в конкретной работе.
Таким
образом, программы ПК должны быть подготовлены не под кафедру, а под слушателя.
Но, при этом, было отмечено, что дистанционное сопровождение образования – это
только сопровождение, проведение зачетных мероприятий дистанционно очень
нежелательно.
Была
отмечена необходимость исследовать спрос на те или иные образовательные услуги
в системе повышения квалификации, опираясь не столько на количественные
показатели – доля педагогов Московской области, желающих пройти курс, а какие
именно образовательные услуги более востребованы.
Еще
говорилось о взаимодействия служб повышения квалификации и служб методического
сопровождения, и необходимости не смешивать их функции, о том, что методическое
сопровождение профессионального роста педагога должно быть организовано на всех
уровнях.
Часто
мы судим об эффективности курсов по степени удовлетворенности слушателей, а
нужно еще отслеживать насколько полученные слушателем знания и навыки были
использованы в его профессиональной деятельности, необходимо наличие обратной
связи. Также обсуждалась возможность создания новых зональных центров повышения
квалификации.
Особое
внимание было уделено обсуждению вопроса об изменении финансово-экономического механизма
обеспечения системы ПК.
Группа
предложила
разработать систему финансирования
системы повышения квалификации;
обеспечить слушателям свободный выбор
образовательных программ ПК;
разработать механизм стоимости
образовательных программ ПК;
предусмотреть в системе оплаты труда
зависимость от размера заработной платы от результатов ПК.
Эти
позиции вошли в доклад и презентацию
проректора по
учебно-методической работе ПОПО Лолиты Алферовой, которая доложила от группы результаты работы
на итоговом пленуме семинара.
Информационно-аналитическая группа Московской области