Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Брифинг для СМИ




8 октября 2009 года в информационном агентстве «Интерфакс» состоялся брифинг «Анализ эффектов реализации Комплексного проекта модернизации образования в Томской области». В пресс-конференции приняли участие начальник Департамента общего образования Томской области Леонид Глок, первый заместитель начальника Департамента Томской области Павел Горлов, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. В брифинге приняли участие журналисты радиокомпаний «Авторадио», «Эхо Москвы в Томске», «Милицейская волна», газета «Аргументы и факты», телекомпании «ТВ-2». Была осуществлена видео-трансляция «Tomline».

Леонид Глок сообщил, что 9-10 октября 2009 г. на территории Томской области проводится экспертно-аналитический семинар по реализации Комплексного проекта модернизации образования, на котором будут рассмотрены результаты реализации КПМО в 2008-2009 гг., выполнение обязательств и пр. Руководство Института проблем образовательной политики «Эврика» выступает как федеральный оператор Комплексного проекта модернизации образования и организатор экспертно-аналитического семинара, в рамках которого предусмотрено выступление Александра Адамского по проблемам развития образования в Российской Федерации. Леонид Глок отметил, что образовательные учреждения Томской области приступили к работе над реализацией инициативы президента «Наша новая школа». Рассуждая о реализации КПМО, было указано на согласованность вектора развития Комплексного проекта в рамкой новой инициативы президента. Кроме того, сегодня начала свою работу российская конференция по тьюторству, на которой присутствует более 200 человек, это педагоги, прежде всего, из Томска и Томской области, большое количество иногородних. Проблемы тьюторства очень важны сегодня. Томск можно назвать, по определению Александра Адамского, прародиной и основателем тьюторского движения в России. Экспертно-аналитический семинар начнется с пленарной части, затем работа по направлениям, по группам, в конце дня - анализ работы групп, подводим итоги дня.

Л. Борщева, «Интерфакс»: Александр Изотович, какие эффекты от реализации проекта вы для себя определяете и как оцениваете полученные эффекты?

Александр Адамский: 2009 год - является годом окончания Комплексного проекта модернизации образования. КПМО реализуется в 31 регионе. Эти регионы выделены через конкурс, который был проведен на уровне Российской Федерации, и 31 региону были выделены федеральные средства, в ответ на которые каждый из этих регионов направил немалые деньги на реализацию основных направлений. Основные направления: введение новой системы оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, новая система оценки качества, развитие сети, общественное управление, повышение квалификации. Мы проводим экспертно-аналитический семинар и Общественные обсуждения по результатам и эффектам КПМО, провели уже в 5 федеральных округах и практически во всех 31 регионе. Обсуждается на первом плане эффекты от введения новой системы оплаты труда. Она характерна выплатой денег учителям за внеурочные виды деятельности и нацеленностью на результат, зависимостью зарплаты от результата. Нормативно-подушевое финансирование, расчет норматива, его утверждение и доведение до образовательных учреждений. Самым сложным является направлением новая система оценки качества, потому что перейти от типично советской системы оценки качества образования, когда ключевым результатом была оценка по учебному предмету, перейти к тому, чтобы у человека были разные образовательные достижения, компетентностные, общественно-полезные. Это довольно сложно психологически и нормативно. Тем не менее, в большинстве регионов с этой задачей справляются и мы начинаем платить учителю не только за уроки и отметки, но и за компетентностные результаты и за результаты в общественно-полезной деятельности ученика. Тяжелым вопросом является развитие сети. Очевидно, что количество образовательных учреждений и соотношение учитель-ученик не самое оптимальное, особенно, в условиях кризиса. Ни одна самая богатая страна, ни самый богатый регион не может профинансировать  в полном объеме ту несоразмерную сеть, которая существует. Это факт. В то же время это вопрос социальный, и большинство малокомплектных школ несут не только учебную нагрузку, но  и социо-культурную. Вопрос в том, чтобы эту нагрузку финансировать не за счет норматива, а за счет дополнительных средств стоял остро до кризиса  и особенно остро он встал сейчас. Хотелось бы сказать, что инициатива «Наша новая школа», скорее всего, будет связана и с продолжением приоритетного проекта и комплексного проекта в том числе. И одним из основных направлений является поддержка программы «Одаренные дети». Направления инициативы «Наша новая школа» своими механизмами будут продолжать Комплексный проект. Завершение проекта планируется в ноябре-декабре. 6-8 ноября будет  конференция инновационного образования «Эврика», затем заседание рабочей группы Совета при Президенте РФ по национальным проектам. Далее конкурсная комиссия будет подводить итоги. 

Павел Горлов: Основной проблематикой обсуждения экспертно-аналитического семинара будут конкретные, реальные явления, которые были проявлены при участии Томской области в Комплексном проекте. Хотелось бы Вас пригласить для участия не только в пленарном заседании, но для работы в группах. План семинара размещен на нашем сайте. Будут рассмотрены вопросы изменений в оплате труда, а также перспективы и риски на следующий календарный год.

Л.Борщева, «Интерфакс»: Каковы эффекты от реализации проекта по первому направлению - новой системе оплате труда в цифрах. Хотелось бы услышать статистику по России, а также место Томской области относительно тех 31 регионов, в которых реализовывался КПМО?

Александр Адамский: На сайте kpmo.ru есть вся статистика в динамике по уровню оплаты труда по всем 31 региону, причем за весь срок. Ключевым эффектом является формирование конкурентной среды в системе образования, как на уровне школ, так и на уровне учителей, сильная дифференциация в системе оплаты. Постепенно уходим от такого понятия «средняя заработная плата». Для меня ключевым является максимум и минимум. Например, в регионе-лидере, в Краснодарском крае зарплата выросла как минимум в 2,5 раза, достигая 20-25 тыс. руб., вместе с тем есть учителя, которые ничего не получают из стимулирующей части фонда оплаты труда, их зарплаты находятся на уровне четыре, пять, семь тысяч рублей. Необходимо признать, что учительство не однородно. Результат не должен сводиться только к академической успеваемости. Ключевой эффект заключается в том, чтобы учитель мог получать по максимуму исходя не только из учебной нагрузки.

Леонид Глок: Каждая школа подает отчет в электронном виде, который выставляется на сайт КПМО. Средняя  заработная плата в Томской области по данным за сентябрь – декабрь 2008г.- 14442 руб., а в целом по 2008 г. средняя заработная плата была 12824 руб. (данные по школам, перешедшие на новую систему оплаты труда). Обязательства, которые мы брали на 2008 г. составляли 14106 руб. Томская область имеет специфику в том, что половина территорий относится к северным, половина к нормальным, районные коэффициенты разные, есть северные коэффициенты. В г. Томске по тем учреждениям, которые перешли на новую систему оплаты труда средняя заработная плата в сентябре -декабре 2008г. составила 12897 руб., а в январе-августе 2009г.- 12985 руб. Обязательства, которые мы брали, составили 12071 руб.  Данные по северным районам, например, в Каргасокском районе, средняя заработная плата сентябре –декабре 2008г. была 24052 руб., в феврале–августе уже 23240 руб. за счет перераспределения в связи с введением МРОТ. Обязательства на 2009г. были 20088 руб. Неоднородность картины по муниципальным образованиям говорит о том, что каждый район по-разному работает над проблемами оптимизации штатного расписания, выстраиванием приоритета в образовательном учреждении. Наблюдается избыточное количество педагогического персонала по расчетам аппарата президента при Правительстве Российской Федерации. Увеличивая педагогическую нагрузку, человек будет получать больше, количество педагогов уменьшится, со всеми вытекающими положительными моментами, это и престиж труда и т.д. И, конечно, самое главное увеличить долю стимулирующих выплат, чтобы учитель получал за результат, тогда и мотивация будет другая. Увеличить долю стимулирующих выплат можно только за счет оптимизации штатного расписания.

«Аргументы и факты»: Что делать с теми педагогами, которые не смогли перестроиться на новую систему оплаты труда, на новый принцип работы?

Леонид Глок: Сегодня у родителей есть только одно право – требовать, чтобы его ребенок обучался у другого учителя. К сожалению, трудовое законодательство не позволяет отстранить от работы учителя, который не добивается результатов, потому что главным критерием при приеме человека на работу является уровень образование, отсутствие болезней, недопустимых при работе с детьми. Для того, чтобы учитель был заинтересован в повышении, а родитель мог оправить своего ребенка в другой класс к хорошему учителю, и был введен принцип оплаты за ученико-час.

«Аргументы и факты»: Как будет дальше развиваться система образования?

Павел Горлов: Переход на новую систему оплаты труда - процесс, который запущен и будет продолжаться. Необходимо найти источники финансирования труда за внеурочную деятельность. Направление «Нормативно-подушевое финансирование» тоже сохранится. Очень важный вопрос-формирование и расширение практики деятельности органов самоуправления. Это более активное участие общественности. Также следует отметить, что комплексный проект модернизации образования позволил запустить программу восстановления ветхих школ, на реализацию которой из Федерации поступило 180 млн руб.

Кроме того, в Томской области активно отрабатывается ДРУГАЯ модель повышения квалификации. Этой моделью мы занимаемся уже 7 лет. Это демонополизированная, распределенная модель, в которой принимают участие не только наши Томские университеты, кроме Института повышения квалификации, но и учреждения, школы в том числе, которые имеют позитивные результаты инновационной деятельности. Это направление, связанное с дальнейшим закреплением нашей сетевой областной программы профессионального развития учителя, тоже будет продолжено несмотря ни на какие риски и сложности. На сегодня уже действует 17 ресурсно-внедренческих центров инноваций, которые работают с большим количеством школ, и на их базе, в том числе, проводится повышение квалификации учителей.

«Авторадио»: Леонид Эдуардович, уже понятно, что Комплексный проект модернизации образования позволил увеличить среднюю зарплату учителям? Как обстоит проблема со старыми кадрами? Реализация проекта позволила ли привлечь молодых специалистов?

Леонид Глок: Примерно 20% учителей - это пенсионеры. Имиджевая составляющая профессии учителя еще достаточно низка. Мы добиваемся увеличения заработной платы, будут включены различные моральные стимулы, кроме материальных. Все это должно привлечь молодежь. Сегодня мы находимся на самом дне демографической ямы. Молодым педагогам, выпускникам вузов некуда прийти, нет нагрузки. В новом стандарте предусмотрено большая доля внеурочной нагрузки, что позволит молодым специалистам и проявить себя, и заработать. Главная задача органов власти - увеличение доли стимулирующего фонда.

Павел Горлов: Проект должен был создать условия дифференциации заработной платы и поддержки учителей, нацеленных на высокое качество обучения.

Л.Борщева, «Интерфакс»: Александр Изотович: какова общая сумма на реализацию проекта, доля федерации и региона, сколько было выделено средств? Насколько на сегодняшний день регионы в силу разности финансирования способны увеличить стимулирующую часть? Зависит ли максимум и минимум, и средняя  зарплата учителя от доли, которую регион готов заплатить, чтобы увеличить стимулирующую часть?

Александр Адамский: В Краснодарском крае было 1:10. На один рубль Краснодарский край ложил 10 рублей, это получилось порядка 3, 5 млрд. рублей за время реализации проекта. Маленькое уточнение по второй части вопроса - федеральные деньги на зарплату не идут и не могут идти по законодательству. Поэтому говорить о доли федерального финансирования в связи с изменением заработной платы не корректно. Полностью ситуация с заработной платой - это финансирование региональное. Второе, на что нужно повышение фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда увеличивается потому, что увеличиваются направления оплаты. Вводится оплата внеурочного вида деятельности, на это нужно добавить средства. Ключевой вопрос системы оплаты труда заключается в том, что если стимулирующая часть фонда оплаты труда ниже 20%, то она либо не работает вообще, либо ухудшает качество образования. В Томской области 54% малокомплектных, сельских школ, и так или иначе система оплаты труда была направлена не на результативность, а на оплату т.н. неэффективной занятости. Стимулирующая часть фонда оплаты труда должна быть вычищена от всех компенсирующий выплат и быть направлена исключительно на результат и составлять не менее 20 %.
В 2010 году мы должны принять новую систему аттестации учителей и руководящих кадров. На первый план выходят профессионализм, морально-этические качества. Новая система оплаты труда проявила социально-экономическаие, этические, педагогические проблемы.

Радио «Эхо Москвы в Томске»: Какова доля учителей, не соответствующих современным требованиям образования, которых нельзя аттестовать?

Леонид Глок: Любая аудитория делиться примерно на три равные части: очень хорошие ученики, не очень хорошие и очень нехорошие. Доля педагогов, которые не имеют никакой квалификационной категории примерно 25%.

Телекомпания «ТВ-2»: Каково соотношение педагогов, которые увеличили заработную плату за счет стимулирующих выплат и их коллег, которые зарабатывают самый минимум, в рублях?

Леонид Глок: По каждому муниципалитету различные данные. Нет учителей, которые вообще не получают стимулирующих выплат. Больше учителей, получающих из стимулирующего фонда до 500-600 рублей.

Павел Горлов: Запишите телефон планового отдела, Ирина Борисовна Штауб, она Вам выдаст цифры.

Телекомпания «ТВ-2»: Какими финансовыми ресурсами располагала Томская область при вступлении в КПМО? Каков доход школ, которые переходили на новую систему оплаты труда, сколько дала Федерация, сколько сами вложили?

Леонид Глок: Есть школы, которые перешли на новую систему оплаты труда с 01 сентября 2008г., есть другие школы, которые не перешли, но это не значит, что они не участвовали в проекте. Был осуществлен ремонт школ, получено оборудование. 129 школ (в них обучается 59% школьников Томской области) вошли в эксперимент. В основном это были крупные школы, т.к. ученико-час эффективен в крупных школах. Томская область в прошлом году выделила дополнительно 30 млн. руб. к тем стимулирующим средствам, которые школы сформировали в своем фонде оплаты труда. И в этом году тем же самым школам  30 млн. руб. будут выплачены в 4 квартале по итогам работы за 2009 учебный год.

Л. Борщева «Интерфакс»: Сколько было потрачено в Томской области на реализацию этого проекта?

Павел Горлов: 306 млн руб. в прошлом году по областному бюджету, 117 млн руб. из федерального бюджета. В этом году 122 млн руб.из федерального бюджета и из областного примерно та же самая сумма.

Л. Борщева «Интерфакс»: Александр Изотович, ваша позиция в части той непонятности с ЕГЭ, которая происходит в стране. Мешает ли она оценке качества работы учителей?

Александр Адамский: Тема достаточно серьезная. Вчера была коллегия по ЕГЭ, тема достаточно подробно обсуждалась, я там выступал с анализом КПМО и связи с ЕГЭ. Есть закон и его надо выполнять. ЕГЭ будет. Что касается перспектив, то здесь надо коротко сказать три вещи: первое, весь набор правил будет объявлен не позже ноября. Есть ряд дискуссионных вопросов, например, количество вузов, куда можно подавать заявления. ЕГЭ нужно дополнять учетом внеучебных достижений. Есть ряд вопросов, связанных с экономикой образования, например, по каким показателям распределять стимулирующую часть, кроме ЕГЭ. ЕГЭ необходим, если вся последующая социализация человека связана с электронно-тестовой системой аттестации. ЕГЭ является некоторой тренировкой человека.

 

Информационно-аналитическая группа Томской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100