На открытии экспертно-аналитического
семинара по обсуждению Комплексного проекта модернизации образования в
Томской области выступила Оксана Козловская, первый заместитель
губернатора Томской области: «Мы работаем как единая команда и друг
друга хорошо понимающая. Этот семинар должен еще раз показать,
насколько мы в плане развития образования попадаем в точку. Сегодня
очень непростые времена и каждый педагог, каждый житель России и
Томской области это хорошо ощущает. Несмотря на все серьезные
финансовые потрясения, которые происходят в нашей стране», - заявила
она. По словам заместителя губернатора, Томская область реализовывает
программу социально-экономического развития региона. С 2002 года
Томская область научно-образовательный комплекс рассматривает как
полноценную сферу (7% ВВП приходится на образовательную область).
Серьезная проблема, с которой
столкнулись в области в этом году, – удовлетворение запросов
работодателей. Выпускники вузов удовлетворили только на 25% потребность
реального сектора экономики. Работодатели готовы были выделить в 4 раза
больше рабочих мест для выпускников вузов.
Далее Оксана Козловская рассказала о
процессе вхождения региона в комплексный проект. «Жизнь показала, что
выбор Томичей «поспешай медленно» себя оправдал» - сказала она. В те
задачи, которые были поставлены перед системой образования внес
серьезные коррективы мировой кризис. «Однако образование - это
единственная или одна из немногих отраслей у нас на территории, которая
пошла, пусть на невысокую, но индексацию заработной платы. Мы хорошо
понимаем, что перед нами стоит задача повышения в первую очередь
стимулирование труда учителя. Ведь именно учитель обеспечивает то самое
качество, которое необходимо для региона, которое позволяет его сделать
центром науки образования и инноваций», - заверила Оксана Козловская.
Школы, работающие в новой системе
оплаты труда, имеют рост заработной платы на 25% выше, чем среди школ
не в проекте. 15 тысяч рублей (средняя заработная плата педагогов) –
сумма не очень большая, однако по некоторым отраслям промышленности о
таких деньгах люди могут только мечтать.
Несмотря на все проблемы, которые
существовали с бюджетом, обязательства перед образованием были
сохранены. «Мы из 26 миллиардов консолидированного бюджета провели
секвестр более чем на три миллиарда, однако мы сохранили свои
обязательства перед учителями и образованием. Мы оставили деньги на
поощрение школ, которые вошли в проект», - заверила заместитель
губернатора. «Кроме того, несмотря на то что мы порезали все, что
могли, мы нашли дополнительные средства (почти 20 миллионов) для того,
чтобы все школы перешли на новую систему оплаты труда.
Одной из ключевых проблем, которая в
сфере новой системы оплаты труда стояла перед регионом – это резкое
отличие заработной платы работников бюджетных учреждений сельской
местности и городской. Это происходило за счет наличия повышающих
коэффициентов для сельских школ. Но вместе с тем, абсолютно понятно,
что наиболее конкурентоспособных учеников воспитывают именно городские
школы. И финансовая поддержка должна осуществляться именно за качество образования,
а не за то, что школа находится в селе.
Кроме этого, для Томской области в
сфере высшего образования произошла на днях оглушительная победа.
Томский университет получил статус исследовательского. На этот статус
было 28 претендентов, в том числе и вузы столицы, и в числе 12
победителей оказался томский вуз. «Я всех от души с этой победой
поздравляю. Я и сама выпускница этого университета. Он заслужено
получил этот статус. Насколько нам известно, должны быть определены два
отраслевых университета и наш томский медицинский университет тоже на
это претендует», - заявила Оксана Козловская.
В ноябре Томск будет принимать
Президента РФ. Одна из тем, которая обсуждается с администрацией
президента – это ремонт сельских школ. В этом году в области было
введено при всех сложностях 3 школы на 505 учеников. И это полностью
заслуга губернатора. Он прорабатывает вопрос поддержки проекта по
превращению Томска в инновационный центр образования мирового масштаба.
«Я понимаю, что когда учителя слышат
такие идеологические проекты, могут думать: «Это все хорошо, но не с
теми 15 тысячами, которые мы получаем». Но это средняя заработная
плата, а не максимальная. Я видела сама, как в сельских школах молодые
учителя (которые только три года назад закончили педагогические вузы)
получают высокие заработные платы (порядка 30 тысяч рублей). Это,
например, происходит в поселке Клюквенка Верхнекетского района», -
сказала заместитель губернатора.
Относительно сельских школ сегодня
наблюдается серьезная подвижка в отношении граждан. Раньше все
рассуждали, что надо сохранить школу. Потом ратовали за сохранение
рабочих мест. Сейчас уже возникло понимание, что центральная позиция –
ученик. Именно ребенок должен быть в центре нашего внимание. Он должен
иметь возможность получить качественной образование, стать
конкурентоспособным и от того, на сколько ему будет обеспечена эта
возможность, зависит будущее и муниципалитета, и региона, и всей
страны.
«2010-й год будет очень сложным. Но я
обещаю, что мы сохраним все те программы, которые сегодня действуют для
того, чтобы отметить лучших среди работников образовательных
учреждений. С 2010 года мы плюсом к школьному образованию переведен на
новую систему оплаты труда и дошкольные образовательные учреждения и
дополнительное образование. Мы будем работать вместе с «Эврикой» и
двигаться дальше. Надеюсь, у нас все получится. Главное, чтобы мы не
отступали от того вектора, который мы для себя определили, независимо
от того, какие изменения готовит для нас жизнь», - завершила Оксана
Козловская.
Валентина САЖИНА
|