Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Установочный пленум




8 октября 2009г. продолжил свою работу экспертно-аналитический семинар, работу которого открыл первый заместитель Министра образования Правительства Московской области Владимир Чайковский.
Затем Роман Селюков, зам. директора ИОП «Эврика» дал рабочую установку группам: определить развитие эффектов модернизации образования Московской области до 2012 г.

Рабочим группам семинара было рекомендовано рассмотреть желаемые эффекты КПМО, проявляющиеся не только внутри системы образования, но и в широком социуме, указать по возможности индикаторы наступления каждого эффекта,  мероприятия по достижению эффектов, и результаты мероприятий.

Результаты работы группы «Эффективность НПФ и НСОТ» 7 октября презентовала Марина Парадовская, зам начальника управления образования Одинцовского муниципального района.

Она напомнила задачи введения НСОТ и сформулировала  эффекты, выявленные в ходе работы группы. Основным эффектом группа считает увеличение зарплаты учителей области более чем в 2 раза: с 11.440 руб. в 2006 г. до 22.527 руб. в 2009 г. (по модельной методике – 24.500 руб.).

В числе основных эффектов реализации направлений НСОТ и НПФ названы:
-  рост мотивации педагогов к достижению нового качества образования (докладчица привела в пример Одинцово, где были выделены те критерии распределения стимулирующих выплат, которые действительно стимулируют качество);
- преодоление уравнительного подхода к оплате труда учителей.  В умелых руках НСОТ становится действенным механизмом управления. Нужно надеяться, что со временем стимулирующая часть вырастет до 30%, но уже сейчас несомненна связь между ростом качества образования и оплатой труда.
- расширение экономической самостоятельности школ. Управление образования проводит тренинги, обучая директоров «управлять» зарплатой учителей. Современному директору необходимо иметь квалификацию менеджера или иметь рядом квалифицированного менеджера или бухгалтера.

Отмечены следующие   социальные эффекты реализации направления:
- вырос статус учителя;
- смягчилась проблема нехватки педагогических кадров;
- созданы предпосылки для формирования социального заказа на образование нового качества;
- созданы условия для участия общественности в распределении стимулирующих надбавок. Здесь пришлось много поработать, чтобы смягчить риск возможных конфликтов, сформировать у руководителей школ и педагогических коллективов понимание, что общественность должна участвовать в оценке их труда;
- в профессиональном сообществе формируется положительное отношение к оплате труда по результату.

В качестве рисков рассматривается  недостаточно обоснованное, по мнению группы,  соотношение оплаты труда педагогов и иного персонала. В результате уменьшается количество групп продленного дня, кружков, меньше становится логопедов, психологов и т.п.

Перспективами области является  переход на НПФ в ДОУ и УДО. Здесь предстоит решить  задачу создания перечня образовательных услуг и стандартизации их предоставления. В заключение сообщения Марина Парадовская продемонстрировала презентацию, иллюстрирующую  эффекты введения   реализации КПМО в Одинцовском муниципальном районе.

Далее докладчица ответила на ряд вопросов из зала.  В частности, была представлена аргументация возможности ситуации, когда зарплата молодого учителя может быть выше, чем у опытного. Как отмеила М.Парадовская, это становится возможно, конечно, не в первый год работы. Но практика показывает, что молодежь быстрее понимает связь между качеством труда и зарплатой и ведет себя более активно, проявляет инициативу. Таким способом директор и совет закрепляют учителя в школе. За  период реализации новой модели в школы района пришел 71 молодой учитель, а уволилось всего 9 человек.

Далее в ходе заседания  развернулась дискуссия относительно оптимальной модели взаимоотношений школы и централизованной бухгалтерии.

В.Г.Чайковский отметил, что  механизмы работы ЦБ в области за последние годы  заметно изменились.
Р.В.Селюков представил  в качестве оптимальной - модель наличия собственной бухгалтерии, либо работа с ЦБ по возмездным договорам. По его мнению, на такой основе можно построить действительно деловые отношения. В существующей модели ЦБ  «интеллектуально развращают» директоров школ, они просто не хотят вникать в вопросы финансирования. Это безответственность.  Такая позиция несовременна. Финансово-экономическая компетентность  прописана в квалификационных характеристиках директора школы.

Р.В.Селюков также предложил варианты минимизации рисков формулы «70/30» на основе выведение в «аутсорсинг» услуг по обслуживанию зданий и заключения договоров на услуги педагогов дополнительного образования из УДОД.  – если есть муниципальные средства.

Р.В.Селюков в своем выступлении дал рабочую установку группам: определить эффекты модернизации образования Московской области до 2012 г. и показать, как муниципальная система может способствовать наступлению каждого эффекта. Им были сформулированы рекомендации определить желаемые эффекты не только в  системе образования, но более широко – социальные эффекты.  Помимо эффектов необходимо обозначить  мероприятия по достижению эффектов, индикаторы наступления каждого эффекта и результаты реализации мероприятий, а также провести расчет средств, необходимых для реализации данных мероприятий.

Роман Селюков указал на значение данной работы для реализации   инициативы Президента «Наша новая школа», которая сейчас оформляется в настоящее время как государственная программа.
Министерство образования и науки РФ поручило  ИПОП «Эврика» собрать информацию об объемах инвестиций, необходимых для закрепления эффектов КПМО по 31 региону РФ. По существу, КПМО есть прообраз «Нашей новой школы» (с уточнениями или, напротив, расширениями).  Регионы- участники КПМО  должны стать пилотными площадками «Нашей новой школы» без дополнительного конкурсного отбора. Статус пилотной площадки выгоден, но и сопряжен с большой ответственностью. Данное общественное обсуждение, в котором участвуют муниципалитеты, позволяет оформить видение с мест, и поэтому имеет высокую ценность.

От группы «Модернизация системы ПК» на пленуме докладывала Елена Кузьмина, которая представила эффекты КПМО по данному направлению работы.

Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100