«Роль и значение введения НСОТ и НПФ в повышении качества и результативности деятельности
общеобразовательных учреждений»
Координатор группы: заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика» Роман Селюков. Руководитель группы: начальник планово-экономического управления Министерства
образования Московской области Н.А. Еркеева В работе группы принимали участие руководители и специалисты
муниципальных органов управления образования Московской области, ведущие экономисты, директора и бухгалтеры общеобразовательных
школ Московской области. На заседании группы предполагалось рассмотреть достигнутые эффекты, положительные тенденции
в связи с введением НСОТ и НПФ в общеобразовательных учреждениях. Обсуждение началось с выступления Г.В.Башкиной
– начальника отдела экономики образования Центра стратегических разработок АСОУ. Ключевые моменты, затронутые в сообщении,
касались эффектов НПФ и НСОТ, проявившихся в результате КПМО. Докладчик отметила, что применение новых финансовых механизмов
инициировало снижение доли неэффективных расходов на общее образование: увеличилась наполняемость классов, происходит оптимизация
штатных расписаний учреждений - приведение их в соответствие с реальными потребностями учебного процесса, вследствие
чего изменилась доля расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.
Идет процесс создания оптимальной сети общеобразовательных учреждений, достигнут конкурентоспособный уровень оплаты труда
учителей, который стал соизмерим со средним уровнем заработной платой в экономике региона. Кроме того, было отмечено, что
увеличение заработной платы происходит дифференцированно в зависимости от интенсивности, напряженности и результативности
труда учителя, более рационально происходит распределение фонда оплаты труда отдельных категорий работников. Основным
социально-экономическим эффектом введения нормативного финансирования была названа появившаяся у директоров
образовательных учреждений возможность более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности в
условиях увеличения их ответственности за её результат. Это, в свою очередь, позволяет создавать условия для повышения
качества обучения путем наиболее объективного распределения бюджетных средств, выделяемых на реализацию основных общеобразовательных
программ. После выступления Г.В.Башкиной слово взяла начальник планово-экономического управления Министерства образования
Московской области Н.А. Еркеева. В своем выступлении
она обратила внимание собравшихся на наличие полной нормативной правовой базы, обеспечивающей введение НСОТ и НПФ. По ее словам,
с введением НСОТ удалось решить следующие проблемы: уход от уравнительных подходов и увеличение доходов учителей, способствующих
повышению уровня мотивации педагогов в работе, заинтересованности учителей в результатах своего труда, повышение престижности
профессии учителя и его социального статуса. В образовательных учреждениях появилась возможность объективного и прозрачного
способа распределения финансовых ресурсов. Кроме этого, происходят качественные изменения в учительской среде: наблюдается
приток молодых кадров. Появилась экономическая заинтересованность руководителя образовательного учреждения к повышению качества
и результативности деятельности учреждения. Также было отмечено, что важным моментом стало определение статуса
малокомплектных школ и значительное увеличение размера субвенции на их развитие. Далее выступил начальник управления
образования г. Ивантеевка А.В.Ракин. Он рассказал об особенностях перехода общеобразовательных учреждений
на НСОТ и НПФ. Обозначил его плюсы и минусы. Основные положительные эффекты были достигнуты за счёт оптимизации штатов,
обеспечения прозрачности распределения средств, а именно доплат из стимулирующего фонда по определённой схеме
и с участием и по согласованию с общественными советами общеобразовательных учреждений. Введение НСОТ и НПФ привело к повышению
качества образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Отрицательным эффектом можно назвать
социальную напряженность, возникшую в связи с оптимизацией штатного расписания. Заместитель начальника
управления образования по экономике Одинцовского района М.А. Парадовская, выступая с сообщением, выделила эффекты и проблемы,
возникшие с переходом на НСОТ и НПФ. Результаты введения новой системы оплаты труда показали, что принципы ее организации
содействуют повышению квалификации и профессионализма работников, стремлению учителя улучшить свою работу, наладить контакты
с учащимися и их родителями, совершенствовать технологию преподавания. Этому способствует произошедшая дифференциация
в оплате труда, более высокая заработная плата за счет стимулирующей части. На 29% увеличилась средняя заработная плата по
учреждению, работающему по Модельной методике относительно школ с такой же наполняемостью. С сентября 2007 года в школы пришел
71 молодой специалист. Кроме того, усилилась мотивация руководителя к росту оплаты труда учителей. Также были обозначены
проблемы, возникшие с переходом школ на НСОТ и НПФ. Прежде всего: 1) увеличение ФОТ учителей по отношению к другому персоналу
вызывает сокращение (в ряде случаев ликвидацию) в школах групп продленного дня, кружков и секций бесплатного дополнительного
образования детей, педагогов-психологов и др.; 2) сокращение размеров стимулирующей части оплаты труда в условиях экономической
нестабильности; 3) снижение НПФ за счет сокращения учебных расходов; 4) нарушение технологии введения НПФ, в результате
чего норматив не доводится до школ. 5) социальная напряженность, вызванная необходимостью принятия непопулярных
мер по оптимизации штатного расписания. Завершил дискуссию заместитель директора Института проблем образовательной
политики "Эврика" Р.В.Селюкова, в котором он обратил внимание участников общественного обсуждения на основную цель внедрения
НПФ и НСОТ, которые должны вносить системные изменения в практику финансирования отрасли. Особое место
в выступлении заняла оценка выполнения обязательств Московской областью. Было выделено два ключевых эффекта, которые
должны быть достигнуты-это повышение статуса учителя и рост качества образования. Обозначил, что при определении эффектов
необходимо устанавливать их приоритеты. В заключение, Р.Селюков призвал провести управленческий анализ существующих на сегодня
финансово-экономических механизмов. После дискуссии были обобщены основные эффекты и риски от введения
НСОТ и НПФ, а также была поставлена задача на следующий день, а именно обсуждение перспектив дальнейшего совершенствования
и распространение принципов НСОТ и НПФ.
Соб.инф.
|