Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Первый день работы группы "Эффективность новых организационно-экономических механизмов".




«Роль и значение введения НСОТ и НПФ в повышении качества и результативности деятельности общеобразовательных учреждений»


Координатор группы: заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков.
Руководитель группы: начальник планово-экономического управления Министерства образования Московской области  Н.А. Еркеева
В работе группы принимали участие руководители  и специалисты муниципальных органов управления образования Московской области, ведущие экономисты, директора и бухгалтеры общеобразовательных школ Московской области.
На заседании группы предполагалось рассмотреть достигнутые эффекты, положительные тенденции в связи с введением  НСОТ и НПФ в общеобразовательных учреждениях.
Обсуждение началось с выступления Г.В.Башкиной – начальника отдела экономики образования Центра стратегических разработок АСОУ. Ключевые моменты, затронутые в сообщении, касались эффектов НПФ и НСОТ, проявившихся в результате КПМО.
Докладчик отметила, что применение новых финансовых механизмов инициировало снижение доли неэффективных расходов на общее образование: увеличилась наполняемость классов, происходит оптимизация штатных расписаний учреждений - приведение их  в соответствие с реальными потребностями учебного процесса, вследствие чего изменилась доля расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал. Идет процесс создания оптимальной сети общеобразовательных учреждений, достигнут конкурентоспособный уровень оплаты труда учителей, который стал соизмерим со средним уровнем заработной платой в экономике региона. Кроме того, было отмечено, что увеличение заработной платы происходит дифференцированно в зависимости от интенсивности, напряженности и результативности труда учителя, более рационально происходит распределение фонда оплаты труда отдельных категорий работников.
   Основным социально-экономическим эффектом введения нормативного финансирования была  названа   появившаяся  у директоров  образовательных учреждений возможность более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности в условиях увеличения их ответственности за её результат. Это,  в свою очередь, позволяет создавать условия для повышения качества обучения путем наиболее объективного распределения бюджетных средств, выделяемых на реализацию основных общеобразовательных программ.
 После выступления Г.В.Башкиной слово взяла начальник планово-экономического управления Министерства образования Московской области              Н.А. Еркеева. В своем выступлении она обратила внимание собравшихся на наличие полной нормативной правовой базы, обеспечивающей введение НСОТ и НПФ. По ее словам, с введением НСОТ удалось решить следующие проблемы: уход от уравнительных подходов  и увеличение доходов учителей, способствующих повышению уровня  мотивации педагогов в работе, заинтересованности учителей в результатах своего труда, повышение престижности профессии учителя и его социального статуса. В образовательных учреждениях появилась возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов. Кроме этого, происходят качественные изменения в учительской среде: наблюдается приток молодых кадров. Появилась экономическая заинтересованность руководителя образовательного учреждения к повышению качества и результативности деятельности учреждения. Также было отмечено, что  важным моментом  стало определение статуса малокомплектных школ и значительное увеличение размера субвенции на их развитие.
Далее  выступил начальник управления образования   г. Ивантеевка А.В.Ракин.  Он рассказал об особенностях перехода общеобразовательных учреждений  на НСОТ  и НПФ. Обозначил его плюсы и минусы. Основные положительные эффекты были достигнуты за счёт оптимизации штатов, обеспечения прозрачности распределения средств, а именно доплат  из стимулирующего фонда  по определённой схеме и с участием и по согласованию с общественными советами общеобразовательных учреждений. Введение НСОТ и НПФ привело к повышению качества образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Отрицательным эффектом можно назвать социальную  напряженность, возникшую в связи с  оптимизацией штатного расписания.
 Заместитель начальника управления образования по экономике Одинцовского района М.А. Парадовская, выступая с сообщением, выделила эффекты и проблемы, возникшие с переходом на НСОТ и НПФ. Результаты введения  новой системы оплаты труда показали, что принципы ее организации содействуют повышению квалификации и профессионализма работников, стремлению учителя улучшить свою работу, наладить контакты с учащимися и их родителями, совершенствовать технологию преподавания.  Этому способствует произошедшая дифференциация в оплате труда, более высокая заработная плата за счет стимулирующей части. На 29% увеличилась средняя заработная плата по учреждению, работающему по Модельной методике относительно школ с такой же наполняемостью. С сентября 2007 года в школы пришел 71 молодой специалист. Кроме того, усилилась мотивация руководителя к росту оплаты труда учителей.
Также  были обозначены проблемы, возникшие с переходом школ на НСОТ и НПФ. Прежде всего:
1) увеличение ФОТ учителей по отношению к другому персоналу вызывает сокращение (в ряде случаев ликвидацию) в школах групп продленного дня, кружков и секций бесплатного дополнительного образования детей, педагогов-психологов и др.;
2) сокращение размеров стимулирующей части оплаты труда в условиях экономической нестабильности;
3) снижение НПФ за счет сокращения учебных расходов;
4) нарушение технологии введения НПФ, в результате чего норматив не доводится до школ.
5) социальная  напряженность, вызванная необходимостью принятия непопулярных мер по оптимизации штатного расписания.
Завершил  дискуссию заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" Р.В.Селюкова, в котором он обратил внимание участников общественного обсуждения на основную цель внедрения НПФ и НСОТ, которые должны  вносить  системные изменения  в практику финансирования отрасли.  Особое место в выступлении  заняла оценка выполнения обязательств Московской областью. Было выделено два ключевых  эффекта, которые должны быть достигнуты-это повышение статуса учителя и рост качества образования. Обозначил, что при  определении эффектов необходимо устанавливать их приоритеты. В заключение, Р.Селюков призвал провести управленческий анализ существующих на сегодня финансово-экономических  механизмов.
 После дискуссии были обобщены  основные эффекты и риски  от введения НСОТ и НПФ, а также  была поставлена задача на следующий день, а именно обсуждение перспектив дальнейшего совершенствования и распространение принципов НСОТ и НПФ.
          

                                                                                                                                                                           Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100