Основной акцент в своем выступлении Татьяна Ковалева – эксперт Института проблем образовательной
политики «Эврика» сделала на отличии понятий принципов индивидуального подхода в образовании и индивидуализации
образования. Индивидуальный подход – это личностно-ориентированное обучение. В нем, по большому счету, нет ничего нового.
Ведь почти каждый учитель выделяет в классе группы сильных детей, средних и слабых. Сильным педагог может сказать, разберите
тот или иной материал сами, средних объединить в группу, чтобы они друг другу помогали, а слабых посадить поближе к себе,
и растолковывать все подробно, пока не поймут. Это один из примеров реализации принципа индивидуального подхода. И почти каждый
учитель в своей педагогической практике в той или иной мере его придерживался. Принцип индивидуализации иной. Он означает
нахождение учащимся своего индивидуального пути движения к получению качественного образования. Говоря о качестве образования,
мы часто употребляем такие слова как знания, умения и навыки. При этом, нужно понимать, что полученный учеником багаж
знаний должен быть полезен ему в жизни, способствовать профессиональной реализации его личности, и только тогда можно говорить
о высоком качестве его образования, то есть перед тем как учить чему-то, нужно определить, насколько это необходимо той или
иной личности с учетом его природных задатков и стремлений. И для того, чтобы помочь ученику в этом существуют
тьютеры. Тьютер – это особый педагог, который работает согласно принципу индивидуализации, и осуществляет сопровождение
индивидуальных образовательных программ. Еще Ковалева говорила о проблеме верного понимания и истолкования образовательных
терминов. Например, открытость, доступность и инновационность образования. Для многих они означают одно и то же,
что приводит к некоторой путанице и на теоретическом, и на практическом уровнях. В докладе Ковалевой также говорилось
о вытеснении в будущей перспективе системы дополнительного образования, потому что, если наше образование действительно станет
открытым, а этому в большей мере способствует процесс информатизации образования, и если принцип индивидуализации будет реализован
полностью, то понятия основного и дополнительного образования изживут себя.
Соб.инф.
|