Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Владимира Бацына "Институты общественного участия в управлении образованием"




 

Сообщение Владимира Бацына было посвящено проблемам сопряжения таких категорий, как качество общего образования, с одной стороны, а с другой – с   качеством жизни людей, это образование получивших, и – опосредованно – с социально-экономическим и социально-культурным  развитием региона и страны в целом.  Оценка качества образования как ресурса развития  человеческого капитала нации должна стать, по мнению докладчика, важнейшей критериальной основой эффективности образовательной политики  в целом.

С этой точки зрения,  важнейшей «точкой роста»  человеческого капитала является сам человек – начиная с его самого младшего возраста. Сознательное создание образовательных пространств и сред, нахождение в которых дает ребенку (позже – школьнику) возможность  максимального полного и разнообразного «испытания себя» в собственной свободной деятельности,  приобретения уникального раннего опыта отношений с самим собой, с окружающим миром.  Без этого опыта культурного диалога (всё более усложняющегося по мере течения времени) невозможно проращивание «индивидуальной образовательной программы», основанной на осознании юным человеком  своих собственных целей и различных ресурсов (информационных, коммуникационных и др.) .  В этом смысле каждому человеку  необходимо свое качество образования – и задача системы образования в том и состоит, чтобы создать условия, позволяющие именно такое качество обеспечить.

С другой стороны,  в современном мире существует вполне объективный «конечный» критерий оценки качества реального образования реального человека – это его эффективность на международном рынке труда.  Проецирование тех компетентностей, которые востребованы  этим «высшим  независимым судом», на дошкольные и школьные достижения детей позволит сформулировать их «ключевой перечень».

Взаимодействие образования и общества строится именно посредством переговорной площадки (управляющий совет, образовательная программа и другие формы и механизмы)  в  интересах каждого ученика,  образовательные достижения которого имеют  не  только по учебное,  но и внеучебно-компетентностное , а также социальное (базирующееся на его собственном социальном опыте) измерение.

Докладчик дал подробный комментарий к каждому тезису и охарактеризовал  общую проблематику развития общественного участия в управлении образованием по промежуточным итогам реализации КПМО.

Перед аудиторией было поставлено много вопросов, ответ на которые постепенно приближал присутствующих к истине.
Кто или что первично в целеполагании образовательной политики: государство, общество, человек? Ради кого или чего существует система образования России? Ответ содержится в Конституции: все делается ради того, чтобы обеспечить «достойную жизнь и свободное развитие человека».  Но возникает следующая серия вопросов. Что такое «достойная жизнь» и «свободное развитие»? Работает ли на них наше образование? Если да, то в чем это проявляется? В нашем личном и общественном сознании нет этой связи, хотя ясно, что в реальности она наличествует. Ведь через что же, кроме образования, человек может развиваться?
Еще вопрос. В какой степени образование Московской области работает на развитие социально-культурного и социально-экономического потенциала региона? Иными словами, как работает рубль, вложенный в образование, за пределами этой сферы?
Кажется очевидным, что смысл системы образования – в эффективности обученного человека. Но ведь у каждого свое представление о цели жизни, о лучшем будущем. Нет возможности дать образование для конкретной должности (например, президента транснациональной корпорации) или конкретного служения (например, монаха-схимника), этому люди учатся сами. Но ясно одно: образование должно быть каждому свое.
Что такое образование: сокровище или капитал?  Классическое образование, которое мы сейчас даем – это сокровище. Это знания, большинство из которых никогда не будут востребованы. Это знания о прошлом и, частично, о настоящем, то есть о временах, в которых нынешние первоклассники точно жить не будут. А о будущем, т.е. об их времени, мы им ничего не можем рассказать, потому что жизнь меняется быстро и непредсказуемо.  Следовательно, классическое образование обречено на затухание.
Упорные попытки составить «портрет», «модель выпускника» по меньшей мере неразумны. Если человек не раб, в него нельзя вложить заранее заданные кем-то качества.  Он сам будет вырабатывать, развивать качества для своего будущего успеха.
Новое, современное образование должно быть не сокровищем, а капиталом. Образование – это ресурс «прибавочной стоимости» личности, его назначение - повышать мою стоимость на рынке труда.  Смысл школьных лет:  найти себя, определить свое предназначение, осознать, к чему ты пригоден. В Германии, где поступить в университет можно без экзаменов и учиться в нем бесплатно, не более 2% выпускников школы планируют получить высшее образование. Остальные понимают, что у них другой путь. Кто-то знает, что «не потянет» университет, кому-то интереснее получать знания не за партой, кто-то уже нашел свой вид деятельности. Первое качественное знание, которое должен получить школьник – это знание о себе.

 
   

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100