Сообщение Владимира Бацына было посвящено проблемам сопряжения таких категорий, как качество
общего образования, с одной стороны, а с другой – с качеством жизни людей, это образование получивших, и
– опосредованно – с социально-экономическим и социально-культурным развитием региона и страны в целом.
Оценка качества образования как ресурса развития человеческого капитала нации должна стать, по мнению докладчика, важнейшей
критериальной основой эффективности образовательной политики в целом.
С этой точки зрения, важнейшей «точкой роста» человеческого капитала является
сам человек – начиная с его самого младшего возраста. Сознательное создание образовательных пространств и сред, нахождение
в которых дает ребенку (позже – школьнику) возможность максимального полного и разнообразного «испытания
себя» в собственной свободной деятельности, приобретения уникального раннего опыта отношений с самим собой, с окружающим
миром. Без этого опыта культурного диалога (всё более усложняющегося по мере течения времени) невозможно проращивание
«индивидуальной образовательной программы», основанной на осознании юным человеком своих собственных целей
и различных ресурсов (информационных, коммуникационных и др.) . В этом смысле каждому человеку необходимо свое
качество образования – и задача системы образования в том и состоит, чтобы создать условия, позволяющие именно такое
качество обеспечить.
С другой стороны, в современном мире существует вполне объективный «конечный»
критерий оценки качества реального образования реального человека – это его эффективность на международном рынке труда.
Проецирование тех компетентностей, которые востребованы этим «высшим независимым судом», на дошкольные
и школьные достижения детей позволит сформулировать их «ключевой перечень».
Взаимодействие образования и общества строится именно посредством переговорной площадки (управляющий
совет, образовательная программа и другие формы и механизмы) в интересах каждого ученика, образовательные
достижения которого имеют не только по учебное, но и внеучебно-компетентностное , а также социальное (базирующееся
на его собственном социальном опыте) измерение.
Докладчик дал подробный комментарий к каждому тезису и охарактеризовал общую проблематику
развития общественного участия в управлении образованием по промежуточным итогам реализации КПМО.
Перед аудиторией было поставлено много вопросов, ответ на которые постепенно приближал присутствующих
к истине. Кто или что первично в целеполагании образовательной политики: государство, общество, человек? Ради кого или
чего существует система образования России? Ответ содержится в Конституции: все делается ради того, чтобы обеспечить «достойную
жизнь и свободное развитие человека». Но возникает следующая серия вопросов. Что такое «достойная жизнь»
и «свободное развитие»? Работает ли на них наше образование? Если да, то в чем это проявляется? В нашем личном и
общественном сознании нет этой связи, хотя ясно, что в реальности она наличествует. Ведь через что же, кроме образования,
человек может развиваться? Еще вопрос. В какой степени образование Московской области работает на развитие социально-культурного
и социально-экономического потенциала региона? Иными словами, как работает рубль, вложенный в образование, за пределами этой
сферы? Кажется очевидным, что смысл системы образования – в эффективности обученного человека. Но ведь у каждого
свое представление о цели жизни, о лучшем будущем. Нет возможности дать образование для конкретной должности (например, президента
транснациональной корпорации) или конкретного служения (например, монаха-схимника), этому люди учатся сами. Но ясно одно:
образование должно быть каждому свое. Что такое образование: сокровище или капитал? Классическое образование, которое
мы сейчас даем – это сокровище. Это знания, большинство из которых никогда не будут востребованы. Это знания о прошлом
и, частично, о настоящем, то есть о временах, в которых нынешние первоклассники точно жить не будут. А о будущем, т.е. об
их времени, мы им ничего не можем рассказать, потому что жизнь меняется быстро и непредсказуемо. Следовательно, классическое
образование обречено на затухание. Упорные попытки составить «портрет», «модель выпускника» по меньшей
мере неразумны. Если человек не раб, в него нельзя вложить заранее заданные кем-то качества. Он сам будет вырабатывать,
развивать качества для своего будущего успеха. Новое, современное образование должно быть не сокровищем, а капиталом.
Образование – это ресурс «прибавочной стоимости» личности, его назначение - повышать мою стоимость на рынке
труда. Смысл школьных лет: найти себя, определить свое предназначение, осознать, к чему ты пригоден. В Германии,
где поступить в университет можно без экзаменов и учиться в нем бесплатно, не более 2% выпускников школы планируют получить
высшее образование. Остальные понимают, что у них другой путь. Кто-то знает, что «не потянет» университет, кому-то
интереснее получать знания не за партой, кто-то уже нашел свой вид деятельности. Первое качественное знание, которое должен
получить школьник – это знание о себе.
Соб.инф.
|