Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Брифинг для СМИ




7 октября в рамках экспертно-аналитического семинара состоялся брифинг для региональных печатных и электронных СМИ "Результаты и эффекты КПМО в Московской области".

 

По просьбе журналистов министр образования Правительства Московской области Лидия Антонова коротко рассказала о результатах и итогах реализации КПМО.


Возможность участия в комплексном проекте, - сказала министр, - была принята в области с энтузиазмом и без дискуссий.  Это во многом объясняется поддержкой, которую с 2000г. оказывает образованию губернатор Московской области Борис Громов. В 2001г. была принята первая областная программа развития образования, сейчас уже создана программа  третьего поколения. Это мощный ресурс развития всех направлений, представленных в КПМО.  Вот пример: с 2000г. зарплата учителей в Московской области выросла в 25 раз!
До 2000г. уже были наработки по нормативно-подушевому финансированию, но практически работа велась по-старому. Сегодня, благодаря КПМО, принцип  НПФ осуществляется реально. Это означает, что улучшен экономический механизм образования. 


Очень важно, что мы ушли от уравниловки в оплате труда. Три года назад на новую систему оплаты труда перешли не только школы, но вся система образования области.


Более 70 школ отрабатывают модельную методику Министерства образования и науки РФ.
Сложным для нас было направление «Развитие сети школ». Сеть очень разнообразна, 43% школ Московской области находятся на селе, практически все они малокомплектные. С 2007 г в области работают 7 образовательных округов (по 12-15 территорий в каждом), ими руководят специалисты системы образования.  Округа – реально работающая структура. Мы идем по пути создания базовых школ, более 8 млрд руб. затрачено на создание технической базы (компьютерные классы, интерактивные доски и т.п.). И это не только федеральные поставки, за которые мы благодарны, большой вклад вносит правительство области. Параллельно мы развиваем школы на центральных усадьбах, в них может быть от 15 до 160 учащихся. У нас нет желания зарывать небольшие школы, мы поддерживаем их, защищаем, понимая чувства жителей, заботясь о судьбе деревни. Наши новые школы на селе строятся как социокультурные центры, полностью готовые к работе в духе инициативы «Новая школа».  Они действуют в Коломне, Бронницах, Истре, Сергиевом Посаде. Первого сентября губернатор Борис Громов открыл школу в Подольском районе. В ней есть учебный блок, блок дополнительного образования, спортивный комплекс. Такие школы на селе оказывают полный комплекс образовательных услуг бесплатно. Во второй половине дня в школу открыт доступ для всего населения: библиотека, компьютерный класс, театр и многое другое.


Благодаря КПМО в образовании в Московской области закрепились позиции государственно-общественного управления. Управляющие советы действуют во всех школах. Еще до начала ПНПО была создана Академия социального управления, высшее учебное заведение, которое одновременно является оператором развития образования области. В АСОУ постоянно действуют семинары для управленцев самого широкого круга, не только из системы образования. Все позиции, достигнутые по советам, мы будем в дальнейшем закреплять.
Важно, что мы знаем показатели, которых должны достигнуть по проекту, и работаем на них. Но большое значение имеет психология. Люди должны проникнуться сознанием необходимости и важности перемен. Готовы ли учитель, родитель, ученик их воспринять? Мы много над этим работали и работаем, используя разные способы психологической подготовки. Нам помогают наработки Института проблем образовательной политики «Эврика». Мы объехали все регионы-участники КПМО, от Якутии и Дальнего Востока до Калининграда, и везде перенимали опыт. Внутри московской области также интенсивно ведется обмен опытом. Очень удачное начинание – Педагогическая ассамблея.  Она проводится в каждом из 7 образовательных округов и собирает от 1800 до 2000 педагогов, которые мигрируют по области, проводят уроки, дают мастер-классы. Не менее популярен подвид Ассамблеи – Ассамблея сельских школ. Учителя участвуют в них с большой охотой. 


С целью обмена опытом создано несколько общественных организаций, например, Ассоциация лидеров образования Подмосковья, «Клуб молодых лидеров образования». Есть и организации родителей, например, в г. Химки действует «Родительское собрание», которое ставит своей целью развитие условий предоставления образовательных услуг.


Ежегодно при поддержке Губернатора мы выпускаем книгу для классных руководителей. В этом году вышла книга о семейном воспитании под редакцией А.Г. Асмолова. Изданы книги по социальной педагогике, психологии. Тираж – 32 тысячи, хватает всем.
Повторю еще раз. У нас две общие цели: на заявленные показатели и одновременно увлечь, заинтересовать работой каждого участника образовательного процесса и даже каждого жителя области, а не только управленцев.

 

Затем выступил заместитель директора ИОП «Эврика» Роман Селюков. Он сказал: - Завершается кольцевой объезд экспертами «Эврики» вех 31 региона, ставших победителями конкурсного отбора КПМО. В Подмосковье семинар почти совпал по времени с Днем учителя, поэтому пользуюсь возможностью поздравить присутствующих и в их лице всех педагогов Московской области.


Московской области без сомнения есть, чем гордиться и по результатам КПМО и шире, по итогам ПНПО. Регион достаточно мощный, в центральной России он, конечно же, является лидером. У нас нет сомнений, что обязательства Московской области по большинству показателей КПМО к концу 2009 г будут выполнены.  По отношению к другим регионам-участникам в Московской области реализация проходит с разными эффектами.  Регион пошел во многом по своему пути. Имея к началу  КПМО  самобытные финансово-экономические механизмы, он  также  реализует модельные методики в чистом виде.


Очень хорошо реализовано направление «Государственно-общественное управление образованием». Открытые школы стали реальностью, я могу об этом судить как родитель, чей ребенок учится в Подмосковье. Я могу в любое время зайти на сайт школы, могу связаться с любым нужным человеком.  Изменения очень существенные.


Область продвинулась в направлении «Реструктуризация сети школ».Сеть, действительно, сложнейшая, самая крупная из всех регионов-участников (1600 школ!). Если на селе, возможно, еще требуется некоторая работа, то в городах со всеми обязательствами, безусловно, справились. Под оптимизацией чаще всего понимают закрытие маленьких старых школ. Но в Московской области пошли также и по пути оснащения, доведения школы до современного уровня. Здесь область вне всякого сомнения сделала большое дело. Были взяты высокие показатели и выполнены, а это не всем удается.


Большая работа проведена по разработке системы оценки качества образования. Мы встречались с представителями мониторинговых центров Московской области. Вы не ограничились отслеживанием результатов ЕГЭ, а внесли современное понимание качества образования, которое подразумевает разработку контрольно-измерительных материалов, составления списка компетентностей и др. Это не только текущая деятельность, но подготовка к «бескровному» переходу с 1 сентября 2010 г. на новый образовательный стандарт.
Предстоит еще много сделать в экономике образования, но такое положение дел не только в Подмосковье. 
Все 31 регион будут с 2010 г площадками распространения опыта КПМО, подтягивания других регионов до своего уровня. 


В Московской области изначально была мощная региональная команда, а за время КПМО сложилось много муниципальных команд. До начала проекта словосочетание «муниципальная система образования» казалось нелепым, юридически оно и сейчас не определено. Но на практике эти команды есть, они имеют содержание деятельности и лидеров, готовых реализовать государственную образовательную политику на своем уровне, не дожидаясь указаний и понуканий.


Такие же команды должны быть в школах, так как новые стандарты создают большой блок работы для школ. Надеюсь, в московской области они к тому готовы.

Корреспондент телекомпании «Подмосковье» Юлия Берлетова попросила подробнее рассказать о региональной системе оценки качества образования.
На вопрос ответила Лидия Антонова.
- Уже несколько лет на базе АСОУ ведется рейтинговый  мониторинг школ области. Фиксируются результаты ЕГЭ. Создана кластерная система (распределение школ по группам на основе соответствия определенным критериям), отслеживается наличие портфолио учителей и учеников. Все это делается ради повышения качества образования.
Кстати, мы положительно относимся к ЕГЭ, хотя есть вопросы по отдельным позициям и содержанию. Мы полагаем, что экзамены должны быть вариативными, тесты, несомненно, помогают объективно оценить знания по естественным наукам, а литературу, возможно, лучше сдавать устно.


Центр развития качества образования АСОУ передал свои наработки в школы. Кроме этого постоянно проводятся семинары и конференции, в том числе выездные. Школы разработали свои положения о качестве знаний. 
Уверена, что следствием действия системы стало увеличение числа участников олимпиадного движения на уровне выше областного от Московской области, в 2009 г это полутора тысяч человек, причем отнюдь не только из наукоградов. Медали международного уровня завоевывают также школьники из промышленных и сельских районов. Мы стремимся, чтобы в Московской области олимпиады были доступны всем учащимся. Сейчас в них, начиная от уровня школьных олимпиад, участвует каждый третий учащийся, и проводятся они по 23 предметам.
Учителя понимают, что главные критерии  их работы – это  качество знаний и уровень воспитанности учащихся. Педагогические технологии позволяют заинтересовать, обучить, воспитать ребенка из любой социальной среды, поэтому не важно, учится он в городской или сельской школе. Качество знаний должно быть высоким независимо от места жительства.


В наших планах – развитие АСОУ как оператора программ районного и школьного уровня. Кроме повышения качества знаний учащихся, мы работаем еще в двух направлениях.  Мы разрабатываем методики переподготовки и повышения квалификации учителей. И также вносим изменения в само педагогическое образование,  в процесс их подготовки. В ближайшее время педагогические вузы Московской области начнут отслеживать работу своих выпускников.
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100