7 октября в рамках экспертно-аналитического семинара состоялся брифинг для региональных
печатных и электронных СМИ "Результаты и эффекты КПМО в Московской области".
По просьбе журналистов министр образования Правительства Московской области Лидия Антонова коротко
рассказала о результатах и итогах реализации КПМО.
Возможность участия в комплексном проекте, - сказала министр, - была принята в области с
энтузиазмом и без дискуссий. Это во многом объясняется поддержкой, которую с 2000г. оказывает образованию губернатор
Московской области Борис Громов. В 2001г. была принята первая областная программа развития образования, сейчас уже создана программа
третьего поколения. Это мощный ресурс развития всех направлений, представленных в КПМО. Вот пример: с 2000г. зарплата
учителей в Московской области выросла в 25 раз! До 2000г. уже были наработки по нормативно-подушевому финансированию, но
практически работа велась по-старому. Сегодня, благодаря КПМО, принцип НПФ осуществляется реально. Это означает, что
улучшен экономический механизм образования.
Очень важно, что мы ушли от уравниловки в оплате труда. Три года назад на новую систему
оплаты труда перешли не только школы, но вся система образования области.
Более 70 школ отрабатывают модельную методику Министерства образования и науки РФ. Сложным
для нас было направление «Развитие сети школ». Сеть очень разнообразна, 43% школ Московской области находятся на
селе, практически все они малокомплектные. С 2007 г в области работают 7 образовательных округов (по 12-15 территорий в каждом),
ими руководят специалисты системы образования. Округа – реально работающая структура. Мы идем по пути создания
базовых школ, более 8 млрд руб. затрачено на создание технической базы (компьютерные классы, интерактивные доски и т.п.).
И это не только федеральные поставки, за которые мы благодарны, большой вклад вносит правительство области. Параллельно мы
развиваем школы на центральных усадьбах, в них может быть от 15 до 160 учащихся. У нас нет желания зарывать небольшие школы,
мы поддерживаем их, защищаем, понимая чувства жителей, заботясь о судьбе деревни. Наши новые школы на селе строятся как социокультурные
центры, полностью готовые к работе в духе инициативы «Новая школа». Они действуют в Коломне, Бронницах, Истре,
Сергиевом Посаде. Первого сентября губернатор Борис Громов открыл школу в Подольском районе. В ней есть учебный блок, блок
дополнительного образования, спортивный комплекс. Такие школы на селе оказывают полный комплекс образовательных услуг бесплатно.
Во второй половине дня в школу открыт доступ для всего населения: библиотека, компьютерный класс, театр и многое другое.
Благодаря КПМО в образовании в Московской области закрепились позиции государственно-общественного
управления. Управляющие советы действуют во всех школах. Еще до начала ПНПО была создана Академия социального управления,
высшее учебное заведение, которое одновременно является оператором развития образования области. В АСОУ постоянно действуют
семинары для управленцев самого широкого круга, не только из системы образования. Все позиции, достигнутые по советам, мы
будем в дальнейшем закреплять. Важно, что мы знаем показатели, которых должны достигнуть по проекту, и работаем на них.
Но большое значение имеет психология. Люди должны проникнуться сознанием необходимости и важности перемен. Готовы ли учитель,
родитель, ученик их воспринять? Мы много над этим работали и работаем, используя разные способы психологической подготовки.
Нам помогают наработки Института проблем образовательной политики «Эврика». Мы объехали все регионы-участники КПМО,
от Якутии и Дальнего Востока до Калининграда, и везде перенимали опыт. Внутри московской области также интенсивно ведется
обмен опытом. Очень удачное начинание – Педагогическая ассамблея. Она проводится в каждом из 7 образовательных
округов и собирает от 1800 до 2000 педагогов, которые мигрируют по области, проводят уроки, дают мастер-классы. Не менее популярен
подвид Ассамблеи – Ассамблея сельских школ. Учителя участвуют в них с большой охотой.
С целью обмена опытом создано несколько общественных организаций, например, Ассоциация лидеров
образования Подмосковья, «Клуб молодых лидеров образования». Есть и организации родителей, например, в г. Химки
действует «Родительское собрание», которое ставит своей целью развитие условий предоставления образовательных услуг.
Ежегодно при поддержке Губернатора мы выпускаем книгу для классных руководителей. В этом
году вышла книга о семейном воспитании под редакцией А.Г. Асмолова. Изданы книги по социальной педагогике, психологии. Тираж
– 32 тысячи, хватает всем. Повторю еще раз. У нас две общие цели: на заявленные показатели и одновременно увлечь,
заинтересовать работой каждого участника образовательного процесса и даже каждого жителя области, а не только управленцев.
Затем выступил заместитель директора ИОП «Эврика» Роман Селюков. Он сказал: - Завершается
кольцевой объезд экспертами «Эврики» вех 31 региона, ставших победителями конкурсного отбора КПМО. В Подмосковье
семинар почти совпал по времени с Днем учителя, поэтому пользуюсь возможностью поздравить присутствующих и в их лице всех
педагогов Московской области.
Московской области без сомнения есть, чем гордиться и по результатам КПМО и шире, по итогам
ПНПО. Регион достаточно мощный, в центральной России он, конечно же, является лидером. У нас нет сомнений, что обязательства
Московской области по большинству показателей КПМО к концу 2009 г будут выполнены. По отношению к другим регионам-участникам
в Московской области реализация проходит с разными эффектами. Регион пошел во многом по своему пути. Имея к началу
КПМО самобытные финансово-экономические механизмы, он также реализует модельные методики в чистом виде.
Очень хорошо реализовано направление «Государственно-общественное управление образованием».
Открытые школы стали реальностью, я могу об этом судить как родитель, чей ребенок учится в Подмосковье. Я могу в любое время
зайти на сайт школы, могу связаться с любым нужным человеком. Изменения очень существенные.
Область продвинулась в направлении «Реструктуризация сети школ».Сеть, действительно,
сложнейшая, самая крупная из всех регионов-участников (1600 школ!). Если на селе, возможно, еще требуется некоторая работа,
то в городах со всеми обязательствами, безусловно, справились. Под оптимизацией чаще всего понимают закрытие маленьких старых
школ. Но в Московской области пошли также и по пути оснащения, доведения школы до современного уровня. Здесь область вне всякого
сомнения сделала большое дело. Были взяты высокие показатели и выполнены, а это не всем удается.
Большая работа проведена по разработке системы оценки качества образования. Мы встречались
с представителями мониторинговых центров Московской области. Вы не ограничились отслеживанием результатов ЕГЭ, а внесли современное
понимание качества образования, которое подразумевает разработку контрольно-измерительных материалов, составления списка компетентностей
и др. Это не только текущая деятельность, но подготовка к «бескровному» переходу с 1 сентября 2010 г. на новый образовательный
стандарт. Предстоит еще много сделать в экономике образования, но такое положение дел не только в Подмосковье. Все
31 регион будут с 2010 г площадками распространения опыта КПМО, подтягивания других регионов до своего уровня.
В Московской области изначально была мощная региональная команда, а за время КПМО сложилось
много муниципальных команд. До начала проекта словосочетание «муниципальная система образования» казалось нелепым,
юридически оно и сейчас не определено. Но на практике эти команды есть, они имеют содержание деятельности и лидеров, готовых
реализовать государственную образовательную политику на своем уровне, не дожидаясь указаний и понуканий.
Такие же команды должны быть в школах, так как новые стандарты создают большой блок работы
для школ. Надеюсь, в московской области они к тому готовы.
Корреспондент телекомпании «Подмосковье» Юлия Берлетова попросила подробнее
рассказать о региональной системе оценки качества образования. На вопрос ответила Лидия Антонова. - Уже несколько
лет на базе АСОУ ведется рейтинговый мониторинг школ области. Фиксируются результаты ЕГЭ. Создана кластерная система
(распределение школ по группам на основе соответствия определенным критериям), отслеживается наличие портфолио учителей и
учеников. Все это делается ради повышения качества образования. Кстати, мы положительно относимся к ЕГЭ, хотя есть вопросы
по отдельным позициям и содержанию. Мы полагаем, что экзамены должны быть вариативными, тесты, несомненно, помогают объективно
оценить знания по естественным наукам, а литературу, возможно, лучше сдавать устно.
Центр развития качества образования АСОУ передал свои наработки в школы. Кроме этого постоянно
проводятся семинары и конференции, в том числе выездные. Школы разработали свои положения о качестве знаний. Уверена,
что следствием действия системы стало увеличение числа участников олимпиадного движения на уровне выше областного от Московской
области, в 2009 г это полутора тысяч человек, причем отнюдь не только из наукоградов. Медали международного уровня завоевывают
также школьники из промышленных и сельских районов. Мы стремимся, чтобы в Московской области олимпиады были доступны всем
учащимся. Сейчас в них, начиная от уровня школьных олимпиад, участвует каждый третий учащийся, и проводятся они по 23 предметам. Учителя
понимают, что главные критерии их работы – это качество знаний и уровень воспитанности учащихся. Педагогические
технологии позволяют заинтересовать, обучить, воспитать ребенка из любой социальной среды, поэтому не важно, учится он в городской
или сельской школе. Качество знаний должно быть высоким независимо от места жительства.
В наших планах – развитие АСОУ как оператора программ районного и школьного уровня.
Кроме повышения качества знаний учащихся, мы работаем еще в двух направлениях. Мы разрабатываем методики переподготовки
и повышения квалификации учителей. И также вносим изменения в само педагогическое образование, в процесс их подготовки.
В ближайшее время педагогические вузы Московской области начнут отслеживать работу своих выпускников.
|