В системе общего образования Республики Северная Осетия-Алания в течение последних 3 лет произошли
существенные позитивные изменения. Они продиктованы процессами, происходящими в российском образовании и направлены на его
инновационное развитие.
Комплексный проект модернизации образования дал мощный импульс обновлению образования, которое
определено как первостепенная государственная задача и является важнейшей составляющей социально-экономического развития республики.
Содержание и масштабы проведенных мероприятий затронули интересы всех слоёв общества и определили меру ответственности за
результат руководителей всех уровней, работников образования, представителей общественности.
Главным результатом реализации проекта в Республике Северная Осетия-Алания стало реальное обеспечение
комплексности всех его направлений. Можно сделать вывод, что абсолютное большинство показателей и обязательств взятых республикой
выполнены и четко проявились эффекты проекта.
Ориентирование на результат стало важнейшим принципом бюджетирования системы общего образования.
Установлена зависимость финансового благополучия образовательных учреждений, прежде всего, от эффективности организации учебной
деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг. Это привело к саморегулированию региональной сети. На начальном
этапе проекта оптимизация сети общеобразовательных учреждений проводилась с использованием в определенной степени административного
ресурса, а в двух случаях это привело даже к судебному разбирательству. А сегодня, когда в связи с отменой поправочных коэффициентов
на региональном уровне общеобразовательные учреждения стали финансироваться строго по нормативу, инициатива развития сети
перешла на муниципальный уровень и даже на уровень школы.
По сравнению с 2008 годом увеличились: наполняемость классов, концентрация обучающихся
на третьей ступени и количество обучающихся приходящееся на одного учителя в муниципальных образованиях, которые полностью
выполнили мероприятия по оптимизации сети и штатных расписаний.
Преодолены территориальные барьеры к получению качественного доступного образования, обеспечена
концентрация кадровых, материальных ресурсов, необходимых для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, в том
числе организация обучения на профильном уровне. В городе Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания
открыта школа III ступени, где в 21 классе, обучается 480 старшеклассников из семи школ района.
В 9 ресурсно-информационных центрах, созданных во всех муниципальных образованиях ведется работа
по организации дистанционного обучения для детей из отдаленных малочисленных населенных пунктов. На базе общеобразовательного
учреждения города Беслан, в котором обучаются дети пострадавшие в результате террористического акта создан Республиканский
центр дистанционного обучения детей и инвалидов на дому.
В 35 базовых школах и их филиалах, созданы условия, отвечающие современным требованиям к осуществлению
образовательного процесса. Создание современных условий организации обучения, воспитания, досуговой деятельности
в базовых школах в отдалённых школах горной полосы, где реализуется инвестиционный потенциал республики, связанный с
развитием малой гидроэнергетики, курортно-рекреацинной сферы и туризма, позволило несколько повысить социальную привлекательность
этих территорий и приостановить отток местного населения. В ряде случаев повышение качества обучения в сельских школах обусловило
появление тенденции возврата семей, ранее сменивших место жительства из-за неудовлетворённости качеством предоставляемых образовательных
услуг. За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование», в том числе комплексного
проекта модернизации, значительно улучшено материально-техническое обеспечение образовательного процесса и во всех других
образовательных учреждениях республики. Общий объём финансовых средств, направленных на эти цели в 2007-2008 году, составил
275.824.238,12 руб.
Выделение значительных средств на ремонт и обустройство дорог – путей следования
школьных автобусов в рамках мероприятий по оптимизации сети, на созданике условий для занятий спортом, досуговой дечятельностью,
в том числе за счёт использования часов неаудиторной занятости, позволило закрепить статус школы как социального и культурного
центра села. Тенденция приближения условий образовательного процесса к современным требованиям, применение здоровьесберегающих
технологий в обучении и воспитании способствуют формированию здорового поколения молодёжи.
Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям
к условиям осуществления образовательного процесса, доведена с 16 % в 2006 году до 57,9 %.
Обеспечена позитивная динамика показателей, характеризующих экономическую эффективность
и педагогическую результативность новой сети общеобразовательных учреждений республики.
Созданы условия по внедрению обучения по индивидуальным образовательным траекториям, как наиболее
перспективным для реализации потенциала каждого обучающегося и удовлетворения его образовательных потребностей.
Для дальнейшего развития данного эффекта необходимы дополнительные инвестиции.
Совместно с Министерствами финансов и экономики был проведен анализ расходования бюджетных средств,
направляемых на образование, который подтвердил эффективность принимаемых мер по оптимизации сети и одновременно выявил необходимость
внесения отдельных изменений в региональную методику системы оплаты труда.
С 1 января 2009 года все общеобразовательные учреждения республики переведены на новую систему
оплаты труда. Средняя заработная плата учителей за 1 полугодие 2009 года выросла по отношению к 2008 году на 22 %,
и составила 8890 руб. и приближается к средней заработной плате в сфере экономике.
Это стало возможно, благодаря выделению Правительством республики дополнительного финансирования
для увеличения фонда заработной платы учителей. В результате чего, в общеобразовательных учреждениях были сформированы
фонды стимулирования в размере 25% от общего фонда заработной платы. Был разработан избыточный перечень критериев и показателей
результативности деятельности учителей, позволивших установить зависимость величины заработной платы от качества и результатов
работы педагога. Введено понятие нижнего предельного порога баллов, необходимого для установления стимулирующих выплат. Это
позволило отойти от уравнительного подхода в оплате труда учителей и избежать распыления фонда стимулирования. В качественно
лучшую сторону изменилась работа педагогов, значительно шире стали использоваться учителями современные образовательные технологии,
включая информационно?-коммуникационные.
Активизировалась инновационная деятельность школ, увеличилось количество педагогических инициатив,
наблюдается активность учителей по участию в различных конкурсах и заинтересованность в профессиональном росте. Снижение педагогической
нагрузки и установление ее на оптимальном уровне привело к высвобождению времени педагогов для организации внеучебной
деятельности обучающихся, созданию дополнительных рабочих мест, в том числе для молодых специалистов.
Одним из важнейших эффектов новой системы оплаты труда является возрастание роли объективной
внешней и внутренней оценки качества образования.
В республике активно выстраивается целостная система оценки качества образования. На всех ступенях
общего образования введена аттестация учащихся независимыми аттестационными комиссиями. Обеспечивается принцип преемственности
через взаимосвязанные процедуры аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников,
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений в новой форме и в форме
ЕГЭ. Проводятся мониторинговые исследования:
- уровня готовности детей, охваченных дошкольным образованием, к обучению в школе;
- уровня готовности первоклассников к обучению в школе;
- уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в основной;
- уровня освоения основных общеобразовательных программ по всем предметам учебного плана.
Внедрены современные технологии оценки качества образования. С 2007 года введено компьютерное
тестирование школьников. Мониторинговые исследования в республике проводятся с использованием программного продукта, разработанного
в рамках проекта специалистами Северо-Кавказского государственного технологического университета, на трёх уровнях: школьном,
муниципальном и республиканском. На базе созданных во всех муниципальных образованиях информационно-ресурсных центров и методических
служб организованы территориальные отделы оценки качества образования. Во всех школах созданы кабинеты оценки качества образования.
Введены новые процедуры и формы проведения аттестации с использованием комплексной автоматизированной
системы диагностики. Осуществляется психолого-педагогическое тестирование педагогов и анкетирование старшеклассников, коллег
и администрации школы, также тестирование педагогов претендующих на высшую и первую квалификационную категорию по материалам
и в форме ЕГЭ.
Это позволяет исключить субъективизм и обеспечить экономию людских, материальных и временных
ресурсов. Создан абсолютно прозрачный и понятный для общественности порядок проведения аттестации учащихся общеобразовательных
учреждений, избравших экстернатную форму получения образования. Введено использование современных средств контроля и оценивания
результатов обучения. Промежуточная аттестация экстернов осуществляется независимыми аттестационными комиссиями с использованием
компьютерного тестирования, знания их оцениваются в режиме «он-лайн».
Ведется работа по реальному изменению в системе оценивания результатов, по приданию одинаково
высокого статуса учебным и внеучебным достижениям учащихся, по проектированию оценки компетентностей на всех ступенях образования,
начиная с дошкольного, разработке и внедрению системы открытого электронного образовательного рейтинга муниципалитетов
и школ.
В ходе выстраивания РСОКО удалось преодолеть закрытость системы образования путём широкого привлечения
общественности к проведению всех процедур оценки качества образования.
Важным эффектом инновационного развития общего образования является становление целостной государственно-общественной
системы управления образованием. Активизация участия общественности в управлении общим образованием проявляется в формировании
новых органов государственно-общественного управления, в расширении их функций и полномочий. В результате заложены основы
гибкого, эффективного государственно-общественного управленческого механизма, который способствует обеспечению открытости
образовательной сферы для широких слоев общества. Это ведет к повышению управленческой компетентности руководителей общеобразовательных
учреждений, к освоению ими методов стратегического, проектного и программно-целевого управления развитием школ, к развитию
их хозяйственной самостоятельности.
Создана вертикальная структура государственно-общественного управления образованием, которая
представлена на всех уровнях управления: от Совета по образованию при Главе Республики до управляющих советов в школах. В
школах ведется работа по повышению качества публичной отчетности, созданы и функционируют Интернет – сайты. Однако
работа по совершенствованию механизмов общественного участия в управлении системой образования и привлечению к управлению
более широких слоев общественности и социальных партнеров требует продолжения, что будет способствовать развитию гражданского
общества.
В ходе реализации проекта созданы предпосылки для мотивации повышения квалификации и переподготовки
педагогических и административных работников системы образования.
В Республике разработаны модульные программы повышения квалификации нового поколения, отвечающие
требованиям индивидуализации обучения педагогов в современных условиях.
Внедрены новые формы повышения квалификации школьных команд, обучение информационно-коммуникационным
технологиям. Введены стажировки на базе школ-победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Акцент в системе повышения квалификации смещён в направление повышения компетентности педагога, поддержки и сопровождению
инновационных процессов модернизации системы общего образования республики.
Одним из важнейших достижений является значительный профессиональный рост управленческих команд
- исполнителей проекта. Произошло изменение мировоззренческих установок всех категорий работников образования. Несомненно,
большая роль в этом принадлежит Министерству образования и науки РФ, Институту образовательной политике «Эврика».
Цикл экспертно-аналитических семинаров проведенных под руководством А.И. Адамского и А.А. Антоновой обеспечил успешное продвижение
проекта в республике. Руководство республики и все педагогическое сообщество выражают вам искреннюю признательность за это.
В настоящее время в республике ведется работа по созданию комплекса мероприятий в рамках реализации
президентской национальной инициативы «Наша новая школа», являющегося логическим продолжением и развитием идей обновления
образования, заложенных в Комплексный проект модернизации образования.
Можно с уверенностью сказать, что результаты деятельности по модернизации системы
образования напрямую позитивно повлияли на социально-зкономическое развитие республики, прежде всего в части повышения
качества жизни населения, роста доверия участников образователного процесса (педагогов, родителей, учащихся, общественности)
к проводимой государственной политике в области образования.
Соб.инф.
|