Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Николая Байрачного, заместителя руководителя КПМО Краснодарского края




Презентация к выступлению 

Позвольте мне от имени педагогической общественности приветствовать на Кубанской земле столь представительный форум. Знаменательно то, что обсуждение результатов комплексного проекта модернизации образования в Южном федеральном округе проходят в дни нашего профессионального праздника.

Краснодарский край реализует комплексный проект в числе первых субъектов Российской Федерации, являясь одним из его крупнейших участников.

Подводя итоги нашей трехлетней работы, мы отмечаем, что усилия педагогических коллективов, органов управления образованием, общественных институтов дали положительный результат. В крае осуществлен переход на новые экономические механизмы, обеспечивающие стимулирование нового качества образования, дифференциацию заработной оплаты педагогов в зависимости от результата их труда, повышение эффективности использования бюджетных средств. Существенно улучшены условия организации образовательного процесса. Они в большей степени стали отвечать современным требованиям. В системе образования появились механизмы общественного управления, обладающие реальными полномочиями. Школа стала более открытой для общества.

И все эти инновационные преобразования были осуществлены за сравнительно небольшой отрезок времени: всего за три года. К слову сказать, в прежние времена на реализацию каждого из них потребовались бы десятки лет. Благодаря комплексному проекту эти системные изменения удалось запустить гораздо быстрее.

Они уже коснулись каждого: от ученика до руководителя образовательного учреждения. Сегодня можно сказать, что этот процесс становится необратимым. Независимые опросы педагогов показывают, что 89% из них удовлетворены происходящими переменами и поддерживают их, 92% .родителей отмечают заметное улучшение условий пребывания детей в школе, повышение комфортности образовательной среды.

Одним из значимых результатов КПМО на Кубани стала активная поддержка инновационных процессов губернатором Краснодарского края А.Н.Ткачевым, главами муниципалитетов, их убежденность в том, что это не узковедомственный проект, он имеет определяющее значение для социально-экономического развития региона в целом.

Комплексный проект сыграл роль катализатора, обеспечившего выделение из краевого бюджета дополнительно более 8,3 миллиардов рублей на внедрение принципиально новых направлений. На протяжении трех лет было обеспечено софинансирование: на 1 федеральный рубль ежегодно выделялось 6,5–7 рублей краевого бюджета.

Он инициировал совершенствование существующей региональной законодательной базы, отказ от старых традиционных подходов в сохранении малокомплектных школ, не обеспечивающих качественное образование, в установлении заработной платы учителей по уравнительному принципу.

Примером тому стали процессы оптимизации сети сельских малокомплектных школ. Если до 2006 года их количество было стабильным при постоянно сокращающемся контингенте учащихся, то в ходе запуска и реализации КПМО ситуация кардинально изменилась, при этом социальная напряженность в обществе не возросла, 73% респондентов считают оправданным уменьшение количества малокомплектных школ.

Одним из основных результатов комплексного проекта модернизации образования стало внесение системных изменений в практику финансирования отрасли.

Четыре года все государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения края получают бюджетные средства на основе принципа нормативного подушевого финансирования (НПФ).

В 2009 году норматив расходов на одного обучающегося в городской местности составил 16 126 рублей, в сельской местности – 24 334 рубля. За три года нормативы подушевого финансирования увеличились в 2,3 раза (при обязательствах края для городских школ 119,7%, сельских школ. – 127,8%).

Это позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию образовательных услуг и стало реальной гарантией финансового обеспечения каждого ученика качественными образовательными услугами независимо от места проживания. Перевод ОУ на НПФ инициировал оптимизацию сети школ, классов и штатных расписаний школ, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Прежде всего, за счет сокращения доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.

В результате перехода на НПФ средняя наполняемость классов в городской местности по состоянию на сентябрь 2009 года составляет 25,5 человек (до запуска КПМО она была 24 человека), в сельской местности она выросла до 18,8 человек (в 2006 году – 17,9). Оптимизируется соотношение учитель-ученик. Сегодня в Краснодарском крае в результате перехода на НПФ на одного учителя приходится 13,7 учащихся (в 2006 году – 12,2).

Благодаря НПФ постоянно растут учебные расходы образовательных учреждений. В 2009 году их доля составляет 10 процентов (в 2006 году она составляла только 5,5%). Таким образом, сегодня, несмотря на экономический кризис, нормативно-подушевой механизм придал устойчивость системе финансирования отрасли, гарантированно обеспечил каждое общеобразовательное учреждение средствами на учебные расходы независимо от экономической ситуации. (В 2009 году в среднем каждое общеобразовательное учреждение на учебные расходы имело возможность выделить 1 млн. рублей. При этом в крупных школах эта цифра существенно выше).

Введение НПФ повысило финансово-хозяйственную самостоятельность школ. Если на начало комплексного проекта модернизации только 3,7 % общеобразовательных учреждений вели самостоятельный бухгалтерский и налоговый учеты, то к началу 2009 года практически все школы имеют свои самостоятельные бухгалтерии (включая ведение учета на основе совместных договоров в небольших общеобразовательных учреждениях).

Это, в свою очередь, позволяет директорам более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности в условиях увеличения их ответственности за её результат. Чем больше школа привлечёт учеников, тем больше у неё денег. С экономической точки зрения плохо работать стало невыгодно, поэтому создаётся дополнительный стимул повышать качество предоставляемых услуг.

Так как опыт НПФ общеобразовательных учреждений оказался позитивным, с 2008 года оно введено в сфере начального профессионального образования. В ближайшем будущем планируется перевести на нормативное бюджетное финансирование учреждения дошкольного образования и школы – интернаты.

Введение новой системы оплаты труда на территории Краснодарского края осуществлялось поэтапно. В 2006 году она была апробирована в пилотных общеобразовательных учреждениях в каждом муниципальном образовании. С 1 января 2007 года все муниципальные общеобразовательные учреждения края перешли на новую систему оплаты труда.

Новая система оплаты труда учителей позволила в полной мере учесть квалификацию учителя, качество и результаты его труда. Проведенный летом текущего года социологический опрос показал, что большинство педагогических работников поддерживают новую систему оплаты труда и считают, что она стала мощным стимулом повышения качества образования.

Благодаря ее введению заработная плата работников общеобразовательных учреждений существенно выросла: за три последних года с 5 740 рублей до 13 418 рублей.

Рост номинального значения средней зарплаты учителя в 2009 году по отношению к уровню 2006 года составил 234% (обязательства края на 2009 год – 90 %).

Но выросла она не у всех одинаково. На диаграмме представлено распределение заработной платы учителей Краснодарского края (по состоянию на сентябрь 2009 года).

Минимальный уровень заработной платы 10 тысяч рублей и менее получают 26,1 % учителей, имеющих полную ставку, соответственно средний уровень зарплаты получают 62,5 % (более 10, но менее 20 тысяч рублей) и 11,4 % получают свыше 20 тысяч рублей.

НСОТ позволила уйти от уравнительных подходов и обеспечить повышенный доход тем учителям, кто добивается высокого результата. В течение трех лет постоянно увеличивалась стимулирующую часть фонда оплаты труда. Сегодня в среднем она составляет 30%.

Во многих образовательных учреждениях около половины (50 %) стимулирующего фонда заработной платы направляется сравнительно небольшой группе (около 18 %) педагогов, имеющих наиболее высокие результаты своей деятельности. Это создает конкурентную среду в образовательном учреждении, повышает активность учителей, их заинтересованность в использовании современных образовательных технологий, в организации внеурочной деятельности.

Наконец, в результате введения новой системы оплаты труда уровень средней заработной платны учителей в крае приблизился к уровню заработной платы в экономике. Сегодня он составляет 93%.

О развитии сети образовательных учреждений.

Краснодарский край является сельскохозяйственным регионом. 69% общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности, в них обучается около половины школьников Кубани. Кроме того, за годы, предшествующие модернизации, с 2000 по 2005 год, контингент учащихся края по известным причинам сократился на 25 % (с 691 тыс. уч-ся до 518 тыс. уч-ся).

При этом количество школ менялось незначительно. Одновременно стало расти количество малочисленных школ, не имеющих соответствующих условий для обучения учащихся и не обеспечивающих их качественное образование. И только благодаря комплексному проекту, в крае удалось переломить негативную тенденцию и сделать процесс реорганизации сети управляемым.

В период с 2006 года в крае закрыто 144 общеобразовательных учреждений. В связи с концентрацией учащихся в школах старшей ступени изменили статус со средней на основную – 89 учреждений.

Основными результатами по данному направлению стали:

– утверждение муниципальных программ развития сети образовательных учреждений;

– формирование региональной нормативной базы;

– отработка эффективных форм работы с населением, создание переговорных площадок.

Благодаря КПМО в крае было создано 319 ресурсных центров и базовых школ, в которых обеспечены условия для качественного обучения всех детей независимо от места их проживания.

На благоустройство и ремонт этих учреждений в рамках КПМО было направлено 558,1 миллионов рублей.

Осуществлена замена окон на металлопластиковые, ремонт электропроводки, теплых санузлов и другие виды работ.
На оснащение их учебно-материальной базы израсходовано 1 334,4 млн. рублей. В эти учреждения было поставлено 3 730 комплектов оборудования для учебных кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка, математики, начальных классов, истории, иностранного языка, трудового обучения. Существенно обновлена компьютерная техника. Приобретено 4 030 комплектов мультимедийного и интерактивного оборудования.

Большое внимание уделялось созданию условий по сохранению здоровья школьников, медицинской и профилактической  помощи.

В рамках КПМО была инициирована масштабная работа по созданию и оснащению медицинских кабинетов школ края. Если  в 2007 году их было 640, то 2009 году стало 968.

Комфортные и безопасные условия в современной школе невозможны без организации полноценного горячего питания.

В последние годы материально-техническая база школьных столовых края значительно улучшилась благодаря краевой целевой программе, которая действовала в рамках КПМО. В общеобразовательных учреждениях удалось заменить 90 % технологического оборудования и обеспечить охват учащихся школ края горячим питанием на 99 %.
Серьезно изменилась инфраструктура самих объектов школьного питания. Только за последние три года она пополнилась 2 комбинатами школьного питания, 25 школьно-базовыми столовыми.

В связи с реорганизацией сети сельских школ в крае организован подвоз 38 тысяч учащихся. При этом, парк школьных автобусов составляет 945 единиц. Половина из них (464 автобуса) была поставлена за годы реализации комплексного проекта.

Для повышения безопасности перевозки детей школьными автобусами начата модернизация 258 действующих школьных автобусов, то есть приведение их к соответствию ГОСТу.

Одновременно начата работа по оснащению школьных автобусов системами навигации ГЛОНАСС.

До конца 2009 года ими будет обеспечена треть (326) школьных автобусов.  В будущем году работа завершится полностью.

Таким образом, одним из основных результатов КПМО стал существенной рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. В настоящее время она возросла до 80%.

Говоря о системных эффектах реализации КПМО по данному направлению, необходимо отметить, что:

Повышена доступность качественного образования, в том числе профильного, для учащихся в целом, в сельской местности, в особенности. За три года реализации КПМО доля учащихся 10-11 классов, охваченных профильным обучением, выросла с 12% до 43 % (22,5 тысяч учащихся).

Улучшены условия организации образовательного процесса, созданы условия для использования современных образовательных технологий, прежде всего информационно-коммуникационных. Оснащенность компьютерной техникой за три года возросла в 3,4 раза, мультимедийной – в 9,7 раза, появилось более 2,1 тыс. интерактивных досок.

Получена объективная картина соответствия общеобразовательных учреждений края современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса.

В крае появился новый статус образовательных учреждений (базовая школа, ресурсный центр).

Региональная система оценки качества образования

В результате реализации комплексного проекта модернизации образования в крае создана организационная основа региональной системы оценки качества образования, которая включает следующие взаимодействующие структуры:

– Управление по контролю и надзору в сфере образования департамента образования и науки, которое начало работу с января 2009 года;

– Краснодарский региональный центр оценки качества образования;

– муниципальные центры оценки качества образования.

Разработана и утверждена региональная нормативно-правовая база, в том числе Положение о системе оценки качества образования. Определены механизмы и процедуры оценки качества образования, инструментарий педагогических измерений и контрольно-оценочных процедур.

Региональное диагностическое тестирование, аттестационные и аккредитационные обследования образовательных учреждений, мониторинговые исследования, итоговая аттестация выпускников 9-х классов (в новой форме с участием ТЭК) и выпускников 11-х классах (в форме ЕГЭ) – все это сегодня позволяет получить объективные данные для оценки качества образования.

Ключевыми элементами системы управления качеством образования стали: дифференцированный (в идеале – индивидуальный) подход к ученику, учет его реального уровня подготовки, и регулярная обратная связь с субъектом обучения, отслеживание процесса усвоения знаний.

Наряду с диагностикой знаний учащихся была разработана и внедрена технология разноуровневого обобщающего повторения, учитывающая индивидуальные особенности учащихся. Так, 87 % опрошенных родителей выпускников отмечают, что увеличилась доля дополнительных индивидуальных занятий с учащимися края.

В течение двух лет на региональном уровне с помощью тестовых и контрольных работ проводились независимые исследования качества подготовки обучающихся. Исследования проводились по 13 предметам учебного плана на100 % учащихся 10-11-х классов (русский и математика – все учащиеся, по остальным предметам – по выбору), а также по 6 предметам всех (100 %) выпускников основной школы.

В 2009 году выпускники средних школ Краснодарского края сдавали экзамены в форме ЕГЭ по 13 предметам. Доля выпускников, преодолевших порог успешности по 6 предметам (русскому языку, информатике, химии, биологии, географии, иностранному языку), больше, чем по России. Наши выпускники показывают стабильные результаты ЕГЭ в течение трех лет.

В результате, на 15,2 единиц повысился процент выпускников, поступивших в кубанские вузы в 2009 году, по сравнению с 2008 годом.

Участие в проведении ЕГЭ общественных наблюдателей, а их было 3 069 человек на 224 пунктах проведения экзамена, повысило доверие у учащихся и их родителей к результатам ЕГЭ. Опрос общественного мнения родителей выпускников свидетельствует о том, что родители считают результаты ЕГЭ своих детей объективными (91% опрошенных).

Итоговая аттестация всех выпускников основной школы в крае проходила в новой форме. Процент успеваемости по русскому языку составил 94,9 %, по математике – 90,3%.

Одним из результатов КПМО в крае является подготовка к  переходу на новую систему аттестации учителей.

Создана её нормативно-правовая база.

Требования к профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников  образовательных учреждений при присвоении им квалификационных категорий;

 - Перечень показателей профессиональной компетенции педагогического работника по должности «учитель», критерии и способы их оценки на основе педагогического портфолио;

- Положение об экспертных группах для оценки профессиональной компетентности  педагогических и руководящих работников образовательных  учреждений Краснодарского края;

- Положение об оценке качества индивидуальных достижений обучающихся; 

- Показатели результативности труда учителя и критерии их оценки;

- Порядок рассмотрения трудовых споров при проведении аттестации работников образовательных учреждений Краснодарского края и др.

Для проведения аттестационно-оценочных процедур разработан на сертифицированной основе банк разноуровневых тестовых заданий для учителей предметников и руководителей образовательных учреждений, созданы программы автоматической обработки результатов, решается задача создания и использования единого инструментария оценивания.

По результатам оценки аттестуемые получают не только выводы о соответствии требованиям профессиональной компетентности, но и прогноз проблем, с которыми в дальнейшем может столкнуться аттестуемый вследствие несоответствия норме результатов по определенным критериям оценки. Кроме этого, каждый аттестуемый получает индивидуальные рекомендации, необходимые для профессионального самосовершенствования.

В результате создания региональной системы оценки качества образования получены следующие эффекты:

- общественные институты, родители, учащиеся и органы управления получили объективную информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг;

- формируется новое понимание качества образования как совокупности предметных знаний, ключевых компетентностей, социального опыта.

На слайде представлены результаты социологического  опроса, который показал, что все респондентов  выделили позицию, что качество образования включает не только знания, умения и навыки, но и в формирование у учащихся ключевых (универсальных) компетентностей (84% - начальники УО, 90% - директора школ, 97% - учителя, 67% - родители). 

Кроме того, отмечены следующие эффекты:

- при распределении стимулирующей части заработной платы качество образования стало основным критерием, тем самым повышена заинтересованность учителей в результатах своего труда, и, главное, к педагогическим работникам пришло понимание того, что уровень их заработной платы, действительно, зависит от собственных усилий;

- внедряется новая система аттестации педагогических и руководящих работников;

- система оценки качества образования становится основой для управления и финансирования по результатам.

Формирование государственно-общественной системы управления образованием.
Реализация КПМО инициировала участие общественности в управлении образовательными учреждениями и системами образования.

Благодаря комплексному проекту была разработана и утверждена нормативно-правовая база, регламентирующая участие общественности в управлении образованием на всех уровнях (от регионального до школьного).

Во всех школах (100%) созданы органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом полномочий, в том числе по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

При главах в муниципальных образованиях созданы общественные советы по образованию, обладающие в том числе полномочиями в распределении стимулирующей части фонда оплаты руководителей образовательных учреждений, а также полномочиями по согласованию муниципальных программ развития образования.

Как уже было сказано, общественные наблюдатели принимают активное участие в проведении единого государственного экзамена, а так же лицензионной экспертизы образовательных учреждений и их государственной аккредитации.

Все общеобразовательные учреждения ежегодно на своих школьных сайтах размещают публичные отчеты об учебной и внеучебной деятельности. В крае разработана и в течение двух лет используется его унифицированная форма, которая упрощает сбор различной статистической информации о деятельности общеобразовательных учреждений.

Уже в этом учебном году планируется на сайте департамента обеспечить доступ всех заинтересованных служб к единому банку информации, созданному на основе унифицированных публичных отчетов.

Таким образом, это направление КПМО позволило сформировать прозрачные для общества механизмы управления образованием и образовательными учреждениями. Его основными эффектами стали:

- преодоление существовавшего ранее отчуждения школы от общества, привлечение общественности к оценке и стимулированию качества образования, созданию общественных институтов управления образованием;

- повышение открытости системы образования;

- и, наконец, рост гражданского самосознания родителей, повышение их внимания к проблемам образования.

Несомненным эффектом реализации КПМО стала модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров.

Мы понимаем, что первым и главнейшим условием, обеспечивающим эффективное функционирование системы повышения квалификации должна стать конкурентная среда, которая не только обеспечит выбор направления и содержания образования для каждого педагога, но и явится стимулом для совершенствования программ повышения квалификации на рынке образовательных услуг.

В крае создана тьюторская сеть, в которую вошли представители всех муниципальных образований. Это, как правило, методисты или учителя высшей категории, пользующиеся заслуженным авторитетом.

Тьюторы обеспечивают повышение качества профессиональной подготовки педагогов путем системного сопровождения их деятельности в муниципальном образовательном пространстве.

В нашем крае тьюторы ведут свою работу в муниципалитете по нескольким направлениям, представленным на слайде:

1. Информационное

- оперативно информируют педагогов об изменениях, дополнениях в сфере государственной (итоговой) аттестации учащихся выпускных классов в форме ГИА и ЕГЭ;

- оказывают помощь педагогам в изучении, обобщении и распространении передового опыта учителей – предметников.

2. Организационное

- участвуют в организации работы РМО учителей по своему предмету;

- участвуют в организации проведения и проверки краевых диагностических работ учащихся по своему предмету;
участвуют в организации сети пилотных школ, учителя которых проводят открытые уроки разноуровневого обобщающего повторения для своих коллег, демонстрируя технику проведения таких уроков.

3. Методическое

- совместно с ТМС проводят семинары обучающего и методического характера для учителей по своему предмету в муниципалитете (практикумы по решению задач различного уровня сложности по определенной тематике, семинары по корректировке рабочих планов учителей после анализа результатов диагностической работы)
- проводят для учащихся муниципалитета разного уровня обученности по предмету отдельные практикумы по решению задач;
- принимают участие в рецензировании модифицированных учебных программ по предмету;
координируют работу по повышению квалификации учителей.

4. Диагностико – аналитическое

- принимают участие в мониторинге затруднений педагогов и типичных ошибок учащихся, анализе результатов диагностических работ по предмету, и строят свою работу на основе этого анализа;

- корректируют свою работу с учетом кадрового состава учителей.

Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров не ограничилась созданием тьюторской сети.

В крае введены:

− модульно-накопительная система повышения квалификации;

− заявительный характер формирования целевых групп обучающихся;

− командный принцип обучения в составе муниципальных и школьных стратегических команд.

За время реализации проекта в крае подготовлено более 5,5 тысяч специалистов различных категорий, в том числе:

• члены муниципальных и школьных стратегических команд (работники муниципальных органов управления образованием, руководители школ, их заместители, работники школьных бухгалтерий);

• учителя-предметники, библиотечные работники, школьные психологи;

• руководители и члены общественных управляющих советов.

В профессиональной переподготовке руководителей школ и их заместителей основной упор был сделан на специальность «Менеджер образования». В связи с созданием школьных бухгалтерий, все её работники также прошли соответствующие курсы.

Всего на повышение квалификации педагогических и руководящих работников было направлено 30,4 млн. рублей.

Таким образом, комплексный проект модернизации сыграл ключевую роль в развитии системы образования Кубани.
В отрасли запущены системные изменения, которые уже сегодня дают положительные результаты и эффекты. Мы полагаем, что этот процесс будет продолжаться, и результативность его усиливаться.

Уважаемые коллеги! Краснодарский край открыт для сотрудничества. Мы готовы поделиться имеющимися наработками, готовы вместе продвигать идеи модернизации образования.

Разрешите поздравить Вас с началом общественных обсуждений и пожелать плодотворной и эффективной работы.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100