Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Александра Соболева, руководителя КПМО Свердловской области




Презентация к сообщению 

В настоящем докладе представлен  опыт Свердловской области по реализации комплексного проекта модернизации образования и кратко оценены эффекты от его выполнения.

Свердловская область участвует в проекте с 2007 года. Государственная поддержка за 3 прошедших года составила почти 2 миллиарда рублей. В том числе более 700 миллионов область получила из федерального бюджета. В 2009 году федеральная поддержка составляет более 220 миллионов.

Сама идеология комплексного проекта предполагает переход к иной, проектной системе управления образованием.
В связи с этим на первый план выходит задача оперативного мониторинга состояния всей сети образовательных учреждений региона.

В системе электронного мониторинга в Свердловской области участвуют: 1082 общеобразовательных учреждения; 114 учреждений начального и среднего профессионального образования, 83 коррекционные школы. Сегодня мы  владеем оперативной информацией о состоянии, как материально-технической базы учреждений, так и о кадровом потенциале системы.

Кроме того, данные электронного мониторинга стали основанием для оценки эффективности проводимых мероприятий и действий органов управления.

Вместе с тем, следует отметить, что ряд критериев и методика подсчета предложенной в рамках КПМО системы мониторинга не учитывают всё типовое и видовое разнообразие образовательных учреждений, направленность программ, условия размещения ряда  образовательных учреждений.

В настоящий момент министерство образования Свердловской области решает  задачу разработки системы комплексной оценки эффективности региональной системы образования по расширенному количеству  экономических, политических и социальных показателей. Техническая поддержка и методическое обеспечение этого процесса будет реализовано на базе созданного в 2009 году соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области «Центра обработки информации и мониторинга качества образования».

По итогам реализации проекта в 2008 году Свердловская область занимала 28 место в рейтинге субъектов, реализующих проект, в связи с невыполнением ряда плановых показателей по основным направлениям проекта. В этом году при реализации проекта наиболее последовательно и строго мы следуем  принципу «деньги в обмен на обязательства».  С каждым из 73  муниципалитетов заключен договор, в рамках которого муниципальное образование берет на себя обязательства по достижению нормативных показателей, а в обмен получает финансовые ресурсы на строительство и капитальный ремонт зданий, покупку учебно-наглядных и методических материалов, закупку учебно-лабораторного оборудования и автобусов. К концу 2009 года мы планируем достичь заявленных в проекте плановых показателей.

Внедрение и реализация в системе образования новых финансовых механизмов задумано не только как  способ более эффективного использования бюджетных средств, но, главное, как способ  повышения качества образования.

Прежде всего, речь идет о  внедрении новой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Суть новой системы состоит не в простом индексировании заработной платы учителя, а в том, чтобы уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов в отношении тех учителей, которые обеспечивают наиболее высокое качество образования.

В настоящее время НСОТ введена в 70 муниципальных образованиях, 3 муниципалитета в этот процесс включаются поэтапно и завершат переход к началу 2010 года.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию 2009 года областью в полном объеме выполнены обязательства по обеспечению заработной платы педагогических работников школ, с учетом её повышения в октябре 2008 года.

По сравнению с 2008 годом произошло увеличение среднемесячной заработной платы учителей на 9 процентов.  По итогам первого полугодия 2009 году она составила 14961 руб. в месяц, а для учителей осуществляющих классное руководство 16582 руб.

В результате мероприятий по введению НСОТ началась оптимизация штатных расписаний и изменилась доля расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.
Высвобождающиеся в результате оптимизации штатов средства областного бюджета направляются на выплаты стимулирующего характера в рамках НСОТ и ликвидацию дефицита фонда оплаты труда IV квартала. Тем самым НСОТ используется и как инструмент антикризисного управления.

Переход на новую систему оплаты труда при высокой наполняемости класса позволяет достичь и более высоких показателей повышения заработной платы учителя до 20-40 процентов. 

Так, значительно выше среднеобластного уровень средней заработной платы учителей в городских округах Свободном, Пелыме, Новоуральском, Лесном, Верхнейвинском.

Однако в ряде городских округов (Артинском, Верхотурском, Заречном, Каменском, Камышловском и  других) уровень среднемесячной заработной платы учителей  ниже среднеобластного.

Причина  такого положения дел так же связана с наполняемостью классов  учащимися.

Значение средней наполняемости хотя и увеличилось по сравнению с прошедшим учебным годом, но в среднем по региону еще остается ниже нормативного. По данным федерального электронного мониторинга КПМО на 28 сентября текущего года в городских школах средняя наполняемость учащихся в классе составила 23,21 чел., что на 0,9 больше значения показателя в 2008 году, но меньше целевого значения на 2009 год по КПМО – 23,6. В сельской местности – 12,99 чел., значение показателя превысило на 0,25 уровень 2008 года, но не достигает запланированного по Свердловской области в рамках КПМО - 14,3).

Такая ситуация приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющейся сети образовательных учреждений и ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети решать возложенные на нее задачи.

Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по ряду предметов из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры.

Анализ показывает, что  затраты на получение образования одним учащимся в течение календарного года напрямую зависят от общей численности учащихся в школе и от величины средней наполняемости в классе. Фактически в закрепленный в Областном законе норматив подушевого финансирования по городским школам (28,5 тысяч рублей) укладываются только образовательные учреждения с численностью учащихся более 1000 и средней наполняемостью в классе выше 23,5 человек.

За последние 5 лет число учащихся образовательных учреждений области сократилось на 66 тысяч человек. На сегодняшний день количество мест в школах значительно превышает численность учащихся и не соответствует распределению плотности населения в различных муниципальных образованиях.

Безусловно, что постоянное снижение контингента в совокупности с новыми механизмами финансирования активизировало процессы оптимизации числа общеобразовательных учреждений. Уменьшается число средних общеобразовательных школ за счет реорганизации и изменения  вида, увеличивается наполняемость классов, расширяется набор реализуемых образовательных программ, включая коррекционные.

В результате проведенной муниципалитетами в 2009 году работы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений к началу учебного года ликвидировано 17 школ и 46 реорганизовано.

Процесс ликвидации затронул в основном образовательные учреждения, расположенные в городе. Из 17 ликвидированных школ 15 являются городскими и только 2 сельскими. Сельские школы в большей степени включены в процесс реорганизации. Из 46 реорганизованных школ – 33 сельские, 13 городские школы.

Высвобождающиеся в результате средства областного бюджета направляются на ликвидацию дефицита фонда оплаты труда. Средства муниципального бюджета перераспределяются между другими школами для оплаты коммунальных услуг и содержания зданий.

Оптимизация затронула не более 1 процента школ, учителей и обучающихся, а стоимость обучения и содержания данных зданий были наиболее затратны для бюджета. Учитывая все это можно говорит и финансовом эффекте проводимых мероприятий.

В связи с этим мы прогнозируем и дальнейшие изменение сети муниципальных образовательных учреждений в связи с комплексом демографических и финансово-экономических факторов. Процессы реорганизации и ликвидации школ проходят достаточно болезненно и вызывают определенный негативный резонанс в общественной жизни муниципалитетов и области в целом. Это результат отсутствия в муниципалитетах долгосрочных планов по развитию сети учреждений, закрытости данной информации для населения, в первую очередь, родителей.

В связи с этим, в муниципалитетах планируется разработка программы развития сети как минимум на трехлетний период на основе прогнозов демографических и социально-экономических перспектив территорий. Необходимо сделать эти программы предметом общественного обсуждения и своевременно проинформировать население. Со своей стороны министерство инициирует рассмотрение таких программ по каждому муниципалитету на уровне Правительства Свердловской области.

Вопрос о сети сельских школ имеет для нас особую важность.

В настоящее время по поручению Губернатора Свердловской области министерство ведет работу над специальной программой развития образования на селе. Ключевыми направлениями этой программы станет нормативное закрепление статуса малокомплектной сельской школы, определение перечня критериев, согласно которому Правительством области будет утверждаться перечень сельских школ, сохраняемых при оптимизации сети общеобразовательных учреждений, мероприятия по укреплению материальной базы сельских школ и повышению в них качества образования.

В сентябре 2009 года министерством проведен экспертный опрос руководителей образовательных учреждений г. Екатеринбурга, малых городов и сельских территорий области. Выделены основные «проблемные» точки первого года реализации НСОТ, требующие дальнейшего решения, это

1. Методика расчета и распределения средств фонда оплаты труда внутри муниципального образования между школами остается не прозрачной процедурой.

2. Неравномерное распределение ФОТ внутри образовательного учреждения.

3. Сокращение персонала, осуществляющего воспитательные функции в образовательном учреждении.

В ближайших планах министерства анализ сложившейся ситуации, подготовка и реализация мер корректирующего воздействия.

Несколько цифр о  создании  условий для получения качественного образования.

Новые финансовые механизмы и адресное распределение средств позволили увеличить долю детей, обучающихся в современных условиях с 70,8 до 90 процентов.

Обеспеченность образовательных учреждений области лабораторными комплектами по физике и химии и учебно-наглядными пособиями по географии, истории и биологии составляет 97 – 99 процентов. К концу 2009 года мы прогнозируем 100 процентное достижение данного показателя по результатам окончательного освоения средств КПМО.

Меньший процент - от 81 до 93 образовательных учреждений имеют соответствующий требованиям спортивный зал, лицензированный медицинский кабинет и кабинеты физики химии, оснащенные электропроводкой и необходимой системой вентиляции.

Здания значительной части образовательных учреждений были построены и введены в эксплуатацию до появления нынешних требований.  Кроме того, часть образовательных учреждений располагаются в зданиях – памятниках архитектуры, что дополнительно осложняет процесс их модернизации.

Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений в целях обеспечения условий для получения качественного образования осуществлялось в рамках комплексного проекта с 2007 г. по 2009 г. Однако для достижения запланированных показателей по учреждениям Свердловской области необходимы значительные дополнительные вложения денежных средств и определённые сроки для проведения необходимых работ.

За период реализации комплексного проекта модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование» в области полностью закрыта потребность в школьных автобусах. Автобусный парк увеличен на 287 единиц, соответствующих всем требованиям перевозки детей. В этом году дополнительно под задачу оптимизации сети образовательных учреждений приобретаются 41 машина.

Позвольте теперь представить опыт Свердловской области в части развития системы оценки качества регионального образования.

Концепция содержания НРК ГОС в Свердловской области была разработана и одобрена на Коллегии министерства образования РФ в 1994 году. Уже тогда наш НРК задавал ориентир на компетентностный подход, принципиально менял представление о результате образования, который понимался не как набор ЗУНов, а как достижение социальной компетентности.

На протяжении более десятка лет велась системная работа по обеспечению изменений в содержании и результате образования. Это и разработка курсов на метапредметной основе - «Урал. Человек. Истоки.», «Право для каждого», «Речь и культура общения», «Политика и право», и организация повышения квалификации педагогов, презентации моделей реализации НРК в образовательных учреждениях различного вида и направленности, и принципиально новый подход к проведению Областных контрольных работ, в рамках которых апробировалась новая критериально-оценочная система оценивания результата образования на основе  компетентностного подхода. 

Следует отметить, что наша область оказалась единственной из всех регионов, которая предложила Министерству образования и науки РФ свой макет нового стандарта для начальной школы. Это стало возможным в результате большого опыта педагогов области по работе над содержанием образования.

2009 год стал в Свердловской области годом введения ЕГЭ в штатный режим. По официальным данным по числу участников ЕГЭ наша область занимает 4 место после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Экзамен область сдала неплохо. По итогам ЕГЭ Свердловская область – один из  немногих субъектов Российской федерации, с наибольшим количеством высших результатов. Доля лиц, сдавших ЕГЭ успешно (в сравнении с 2008 годом), увеличилась с 70 до 98 процентов. При общем увеличении количества участников ЕГЭ в 2009 году процент неуспешно сдавших экзамены уменьшился - с 13 до полутора процентов.

Значительно увеличилось в 2009 году количество экзаменационных работ, выполненных на 100 баллов. В рейтинге регионов по числу 100-балльных работ Свердловская область занимает 3 место, уступая Москве и Воронежской области.

Из 85 выпускников, получивших 100 баллов, 15 являются победителями, призерами и участниками олимпиад по основам наук различного уровня - от областного до всероссийского. Остальные 70 выпускников имеют по соответствующим общеобразовательным предметам преимущественно отметку «отлично».

Полученные результаты ЕГЭ позволяют охарактеризовать некоторые общие тенденции относительно уровня имеющихся у учащихся знаний.

Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе превышают среднероссийский показатель. По физике, математике, обществознанию, информатике и географии практически соответствуют общероссийским значениям (разница не превышает 1,3 балла). По результатам экзаменов 188 выпускников из 78 образовательных учреждений показали результат выше 85 баллов. 99, 6% это выпускники гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов.

Самый высокий средний тестовый балл по русскому языку – 67,52 у выпускников лицеев и гимназий, медалистов, победителей и призеров олимпиад; самый низкий – 46,01 у выпускников вечерних (сменных) школ.

Итоги ЕГЭ свидетельствуют, что средние показатели, характеризующие достижения учащихся по общеобразовательным предметам, выше в мегаполисах (в них сосредоточено основное количество статусных образовательных учреждений и школ с углубленным изучением отдельных предметов). В сельских территориях средний балл ЕГЭ незначительно ниже общероссийского но превышает  минимальный порог успешности.

Это свидетельствует о двух вещах.

Первое во всех муниципальных образованиях созданы достаточные условия для освоения школьниками государственного образовательного стандарта.

Второе ЕГЭ саам по себе не решает проблемы доступности и повышения качества образования являясь эффективным инструментом измерения достижения уровня знаний выпускников.

Интересной особенностью ЕГЭ является возможность перехода  от фиксации средних оценок к анализу распределений успешности .Теоретически распределения успешности выполнения заданий в РФ и Области должны совпадать. Однако на примере сравнения данных по математике видно что хотя средние баллы по математике по области и в РФ близки (областные выше) сами  распределения существенно отличаются. Эти данные показывают что по факту в наших школах области число средних результатов больше чем по России а число высших ниже.

В Свердловской области, как и на территории России в целом после обязательных экзаменов наибольшее количество (практически половина) всех выпускников этого года выбрали предмет обществознание. Следующими по степени привлекательности для выпускников стали физика, история, биология, иностранные языки, информатика, литература, география.

Данный выбор предметов свидетельствует о том, что половина выпускников этого года в Свердловской области предпочли специальности гуманитарного цикла.

Однако 17 % от общего количества выпускников 2009 года испытывают большие затруднения с определением выбора перечня предметов для поступления в вуз. Более 7 тысяч выпускников в июне выбрали для сдачи ЕГЭ от 6 и до 15 предметов. Распределение выбора предметов для ЕГЭ свидетельствует, что выпускники общеобразовательных школ (в отличие от выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования) не имеют устойчивой мотивации к выбору будущей профессии. Настораживает и тот факт, что более 50% выпускников области с развитой инфраструктурой тяжелой промышленности и машиностроения, выбирают специальности гуманитарного профиля.

В 2009 году фактически впервые получена уникальная информация не только о качестве результата образования, но и об условиях его достижения. Итоги ЕГЭ 2009 года в Свердловской области были рассмотрены на расширенном заседании коллегии министерства, в рамках которой были зафиксированы следующие проблемы: 

- упрощенный подход к интерпретации результатов ЕГЭ несет в себе риски поспешных и необоснованных решений;

- недостаточный уровень сформированности у выпускников общеобразовательных учреждений устойчивой мотивации на получение профессионального образования

- отсутствие в настоящее время в школах Свердловской области системы ранней профориентации

Обязательства по направлению расширения общественного участия в управлении образованием выполнены в Свердловской области в полном объеме. Это результат целенаправленной деятельности образовательного сообщества по развитию социального партнерства в системе образования. В 98,95% общеобразовательных учреждений созданы и работают органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий.

Бесперебойный доступ к сети Интернет, полученный в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», поставка в образовательные учреждения пакета программного обеспечения, реализация программ повышения квалификации педагогов образовательных учреждений позволили увеличить количество сайтов образовательных учреждений и обеспечить регулярность их обновления.

Созданы Web-представительства всех территорий Свердловской области, в состав которых входят общеобразовательные учреждения и учреждения начального и среднего профессионального образования, на которых представлены результаты деятельности для широкой общественности. Создан web портал образовательной системы области – «Образование Урала».

Еще одним направлением стало создание Медиацентра как организационно-методической основы образовательного канала области.

Создан образовательный комплекс, позволяющий эффективно проводить образовательную деятельность на базе мультимедийного учебного класса и учебной телевизионной студии.

Программы регионального телевизионного образовательного проекта «Камертон» в 2009 году были посвящены проблемам модернизации общего и профессионального образования, педагогических инноваций, семейного воспитания, медиаобразования и другим важным задачам.

Комплексная программа по расширению общественного участия реализована на базе образовательных учреждений Качканарского городского округа в рамках экспериментальной площадки.

Отличительной чертой программы является широкое и эффективное использование медиаресурсов образовательных  учреждений – сайтов, форумов, видеоконференций.

Сложившаяся практика показала готовность участников к открытому общению и желанию не только обозначить проблемные поля, но и предлагать свой опыт решения, анализировать возможности развития государственно-общественного управления в системе образования.

В результате реализации этого направления повысилась информационная открытость системы образования и положено начало формированию экспертного отношения общества к состоянию и развитию образования. Получили развитие различные механизмы участия граждан в управлении конкретными процессами и явлениями в образовании (финансирование образовательных учреждений, формирование образовательных программ, оценка качества образования, принятие управленческих решений и др.).

И в заключение о наших основных задачах и приоритетах деятельности.

Органам местного самоуправления в ближайшие годы необходимо:

1) продолжить дальнейшую работу по приведению в соответствие численности административно-управленческого,  вспомогательного персонала и педагогических работников общеобразовательных учреждений к соотношению «35 на 65»;

Все что не укладывается в этот норматив классифицируется федеральным центром как неэффективные расходы области, областным центром как неэффективные расходы муниципалитетов.

2) обеспечить достижение показателей комплексного проекта модернизации образования в 2009 году, включенных в  обязательства Свердловской области

3) разработать муниципальные программы развития сети образовательных учреждений в соответствии с анализом долгосрочных выраженных тенденций демографического и социально-экономического развития территории до 2012 года;

4) принять исчерпывающие меры по исполнению постановления Правительства Свердловской области о введении новой системы оплаты труда педагогов;

5) не допустить негативного влияния кризисных явлений на доступность и качество образовательных услуг населению муниципальных образований.

Завершая выступление, позволю выразить надежду на то, что благодаря нашим совместным усилиям, к 2010 году - Году Учителя будут действительно созданы условия для профессионального и личностного роста педагогов. Хотелось бы, чтобы учитель стал не только символом, но и героем года, его основным благополучателем, его смыслом.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100