Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Ольги Шиян




презентация к докладу 

Региональная система оценки качества образования: векторы развития    

 

 Ольга Шиян рассмотрела вопрос: нужна ли на сегодняшний день новая система оценки качества образования? В связи с этим она выделила два вектора развития:
→ Появление внешней оценки качества образования;
→ Изменение параметров оценки качества образования.


Что же такое качество образования? Какой должна быть новая система оценки? В результате проведенной работы было выявлено, что не все готовы поменять старую систему оценки. Ольга Шиян утверждала, что существующая система не способна в полной мере оценить надситуативную активность (те мероприятия, которые проводятся внепланово, вне данной системы образования). Для того, чтобы осознать необходимость нововведений, нужен взгляд извне системы. Были выделены три внесистемных сигнала:
→ «Параллельная» школа;
→ Оценки отечественных экспертов;
→ Международные мониторинги.


Ольга Шиян остановилась на первом внесистемном сигнале: «параллельная школа». В нашем образовании, в отличие от западного, широко практикуется репетиторство, что по её мнению, неправильно, ненормально.


Что касается второго внесистемного сигнала, то здесь она говорила о том, что школа развивающего обучения Д.Эльконина, В.Давыдова, Г.Цукерман и др. на сегодняшний день не задействована в системе образования, а просто существует как одна из моделей.


Также очень подробно был рассмотрен вопрос о международных мониторингах. Западная система образования гораздо сложнее устроена, чем российская-  она ориентирована не на знания, а на социальный опыт. Для того чтобы улучшить качество образования и саму систему, нужно прислушаться к международным мониторингам.


В чем причина неуспеха России в PISA?
Неожиданностью для российских учащихся стала необходимость
→ самим определять, к какой области знаний относится вопрос;
→ интегрировать при необходимости знания из нескольких областей;
→ анализировать задания с избыточной информацией;
→ отвечать на комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.


Ольга Шиян рассказала об исследовании российских ученых (Г.А.Цукерман, Г.Н. Кудиной) – в двух экспериментальных группах (первая с развивающим обучением, вторая – без) был дан ряд задач, которые им предстояло решить. Результаты по PISE показали, что у группы с развивающим обучением результаты выше.


Была выявлена центральная задача образования – само содержание знаний должно меняться и совершенствоваться.
В 1997 году впервые была проведена встреча  экспертного и педагогического сообществ   ( DeSeCo-определение современных компетентностей). На первом этапе был определен список компетентностей:
→ компетентность решения проблем (задач);
→ информационно-коммуникативная компетентность;
→  учебная (образовательная) компетентность;
→ компетентность взаимодействия.


На втором этапе приведенные выше компетентности были расписаны по тем параметрам, которые можно наблюдать. Они проявляются в том случае, если мы дадим конкретную задачу. Таким образом, компетентность – это не то, что отменяет знания, а делает их приобретение осмысленным.


Цель обучения – видеть границы своего знания или незнания. Умение работать в границах своего знания делает эти знания ценнее и устойчивее.


Лекция была закончена перечнем ресурсов, которые нужно использовать в образовательном процессе:
→ повышение квалификации: международные и отечественные мониторинги нового поколения;
→ аутсорсинг – заказ мониторинговых исследований;
→ инновационная школа – ресурс  развития образования в регионе;
→ «Положительные герои» и их позиционирование в региональном образовании.


Тарасова Т., Середина И.,

аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100