презентация к докладу
Региональная система оценки качества образования: векторы развития
Ольга Шиян рассмотрела вопрос: нужна ли на сегодняшний день новая система оценки качества
образования? В связи с этим она выделила два вектора развития: → Появление внешней оценки качества образования; → Изменение
параметров оценки качества образования.
Что же такое качество образования? Какой должна быть новая система оценки? В результате
проведенной работы было выявлено, что не все готовы поменять старую систему оценки. Ольга Шиян утверждала, что существующая
система не способна в полной мере оценить надситуативную активность (те мероприятия, которые проводятся внепланово, вне данной
системы образования). Для того, чтобы осознать необходимость нововведений, нужен взгляд извне системы. Были выделены три внесистемных
сигнала: → «Параллельная» школа; → Оценки отечественных экспертов; → Международные
мониторинги.
Ольга Шиян остановилась на первом внесистемном сигнале: «параллельная школа».
В нашем образовании, в отличие от западного, широко практикуется репетиторство, что по её мнению, неправильно, ненормально.
Что касается второго внесистемного сигнала, то здесь она говорила о том, что школа развивающего
обучения Д.Эльконина, В.Давыдова, Г.Цукерман и др. на сегодняшний день не задействована в системе образования, а просто существует
как одна из моделей.
Также очень подробно был рассмотрен вопрос о международных мониторингах. Западная система
образования гораздо сложнее устроена, чем российская- она ориентирована не на знания, а на социальный опыт. Для того
чтобы улучшить качество образования и саму систему, нужно прислушаться к международным мониторингам.
В чем причина неуспеха России в PISA? Неожиданностью для российских учащихся стала необходимость
→ самим определять, к какой области знаний относится вопрос; → интегрировать при необходимости
знания из нескольких областей; → анализировать задания с избыточной информацией; → отвечать на
комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Ольга Шиян рассказала об исследовании российских ученых (Г.А.Цукерман, Г.Н. Кудиной) –
в двух экспериментальных группах (первая с развивающим обучением, вторая – без) был дан ряд задач, которые им предстояло
решить. Результаты по PISE показали, что у группы с развивающим обучением результаты выше.
Была выявлена центральная задача образования – само содержание знаний должно меняться
и совершенствоваться. В 1997 году впервые была проведена встреча экспертного и педагогического сообществ (
DeSeCo-определение современных компетентностей). На первом этапе был определен список компетентностей: → компетентность
решения проблем (задач); → информационно-коммуникативная компетентность; → учебная (образовательная)
компетентность; → компетентность взаимодействия.
На втором этапе приведенные выше компетентности были расписаны по тем параметрам, которые
можно наблюдать. Они проявляются в том случае, если мы дадим конкретную задачу. Таким образом, компетентность – это
не то, что отменяет знания, а делает их приобретение осмысленным.
Цель обучения – видеть границы своего знания или незнания. Умение работать в границах
своего знания делает эти знания ценнее и устойчивее.
Лекция была закончена перечнем ресурсов, которые нужно использовать в образовательном процессе: → повышение
квалификации: международные и отечественные мониторинги нового поколения; → аутсорсинг – заказ мониторинговых
исследований; → инновационная школа – ресурс развития образования в регионе; → «Положительные
герои» и их позиционирование в региональном образовании.
Тарасова Т., Середина И.,
аналитическая группа Воронежской области
|