«Эффективность региональной системы оценки качества образования, кадровая модернизация
общего образования»
Доклад Игоря Дендебера посвящён теме «Эффекты реализации СОКО в Воронежской области».
Выступающий отметил, что у РСОКО есть своя история внедрения и реализации в регионе. Оценка качества образования
включала в себя: 1. Анализ и оценку информации, основанную на сведениях из ОШ. 2. Анализ и оценку информации, основанную
на сведениях внутришкольного контроля, результатов олимпиад, сведениях о количестве учащихся, поступивших в ВУЗы, ССУЗы, учреждения
НПО. Переломным годом в организации РСОКО, по словам Игоря Дендебера, стал 2003 год: Воронежская область вошла в состав
эксперимента по введению ЕГЭ. Эффект участия в эксперименте – появились статистические и, на их основе, аналитические
данные о результатах обученности учащихся. Это позволило начать корректировку образовательного процесса, направленного на
совершенствование его качества.
В 2003 году область подключилась к проекту ПРСО, одним из направлений которого была организация
мониторинговых исследований в регионе.
В 2007 году область подключилась к проекту КПМО, где отдельным направлением выделена организация
РСОКО. В ходе ее организации было разработано положение о РСОКО, комплекс индикаторов прошел общественное обсуждение с
заместителями директоров школ по учебно-воспитательной работе (956 человек), подготовлены методические рекомендации по организации
СОКО на разных уровнях.
Все полученные эффекты в направлении СОКО Игорь Дендебер разделил на два вида: психологические
и содержательные. К психологическим относится то, что произошло понимание факта – педагогические цели
должны быть не только конкретными, но и замеряемыми; индикаторы, замеряющие качество образования, должны быть взаимосвязаны
с заработной платой учителя. С содержательным эффектом связано то, что в регионе созданы «правила игры»,
отражающие качество работы образовательного учреждения. Выступающий обратил внимание на тот факт, что учителя осознали,
что оценкой их работы является не только хорошо подготовленный и проведенный урок, но и внеурочная деятельность, а также важность
и необходимость грамотной подготовки документов на конкурсы и развитие умения грамотно «подать» себя.
Игорь Дендебер определил задачу на будущее: «создание действующей электронной базы
СОКО, позволяющей отслеживать, фиксировать, проводить анализ полученных данных для проведения оперативной корректировки деятельности
системы образования области». В следующих выступлениях участников секции был отражен опыт общеобразовательных учреждений
региона по внедрению СОКО в управление образовательным процессом.
Бердник Наталия, директор Ольховатской средней школы, рассказала о структуре школьных СОКО
и индикаторах, которые прослеживаются в: • объёмных показателях; • показателях стимулирующего
фонда учителей по НСОТ; • отчётах на начало нового учебного года ОШ-1 и РИК-83; • паспортах
образовательных учреждений; • мониторинге КПМО; • при аттестации педагогических работников
и образовательных учреждений; • различных областных и районных педагогических конкурсах.
Бабкина Ирина, специалист отдела образования, опеки и попечительства администрации Аннинского
муниципального района, познакомила слушателей с моделью системы оценки качества образования. Наибольший интерес вызвало
сообщение о сети органов и служб МСОКО, технологии и процедуры оценивания деятельности ОУ.
Выступающая обозначила проблемы, требующие решения: Отсутствие единых подходов
к контрольно-измерительным материалам для оценки учебных достижений обучающихся. Отсутствие
согласованности и единства внешней и внутренний оценки. Отсутствие или низкое качество критериальной базы
для оценки компетентностного подхода. Недостаточная компетентность общественных экспертов. «Судьба»
фиксированных внеучебных достижений обучающихся. Нормативно-правовая база СОКО не соответствует Закону РФ
«Об образовании».
Зубова Галина, директор Рамонской средней школы, обратила внимание слушателей на ряд ключевых
индикаторов СОКО, которые стали показателями Положения об облате труда и стимулировании работников МОУ Рамонской СОШ №
2: -достижение учащимися высоких показателей в образовании в сравнении с предыдущим периодом (по окончании учебного года), -
за подготовку призеров научно-практических конференций, конкурсов, предметных олимпиад или призеров спортивных соревнований,
олимпиад, спартакиад, эстафет, - за активное участие в инновационной деятельности образовательного учреждения, ведение
экспериментальной работы, разработку и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения
предметов, - за активное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
в процессе обучения предмету и воспитательной работе (по итогам мониторинга), - за участие педагога в методической работе
(конференциях, семинарах, методических объединениях), проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, - за продуктивную
методическую работу и активное участие в районных, окружных, областных конференциях и семинарах, педагогических чтениях, профессиональных
конкурсах (подготовка материалов, выступления, обобщение опыта, разработка авторских программ).
Вопросы, затронутые в ходе работы секции, вызвали живой интерес слушателей.
Облудская Т.В., Кастырина В.Н.,
аналитическая группа Воронежской обдасти.
|