общественные слушания
«Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием
и формировании новых представлений о качестве образования»
В работе секции приняли участие 29 человек. Заседание открыл руководитель секции Владимир
Бацын, который определил основную задачу работы секции: выработка основных направлений деятельности регионального органа управления
образованием по развитию эффектов КПМО в 2010-2012 гг.
Ольга Картавцева, председатель комиссии по образованию общественной палаты, выступила с
анализом эффективности сложившейся системы взаимодействия органов государственной власти и образования.
В Воронежской области сформирован и действует совет при губернаторе, который принимает
участие в создании нормативно-правовых актов. Кроме того, во многих районах области уже сложилась достаточно эффективная система
взаимодействия общественных организаций, образовательных учреждений и муниципальных органов. Итогом работы стало расширение
общественного участия в управлении образованием: переработка нормативно-правовой документации, регламентирующей общественное
участие в управлении образованием; разработка рекомендаций органам управления образования в общеобразовательных учреждениях
по регулярно обновляемым сайтам; разработка и издание информационно-методических материалов по деятельности общественных органов
управления образования; обучение тьюторов и консультативных команд по вопросам внедрения общественного управления в образование
на муниципальном уровне и уровне ОУ; формирование общественных управляющих советов на уровне ОУ; распределение стимулирующей
части заработной платы работников ОУ общественными управляющими советами; проведение конкурсов «Лучший директор ОУ: развитие
управляющего совета», «Мои инновации в образовании»; разработка и принятие положения об общественных наблюдателях;
аккредитация общественных наблюдателей в главном управлении образования и муниципальных органах управления образования (докладчик,
однако, отметила, что общественные наблюдатели за ходом проведения ЕГЭ в образовательных учреждениях нужны, но государственный
контроль в этой области необходим). Главный эффект развития форм государственно-общественного управления – это рост
правового и гражданского самосознания общественности, общественных управляющих, родителей и учащихся.
Указав основные направления общественного участия в управлении образованием, Ольга Картавцева
подробно осветила проблемы и риски, связанные с этой деятельностью, например: отсроченный характер проявления результата деятельности
ГОУ, недостаточная компетентность руководителей органов ГОУ в определении приоритетов деятельности ОУ, отсутствие полного
инструментария по анализу и оценке деятельности и т.д., а также, указала предполагаемые пути решения и основные задачи общественного
участия в управлении образованием на 2009-2010 годы.
Опытом работы управляющего совета Новохоперской средней школы № 91 поделилась Ирина
Новоселова. По словам учителя, информация о деятельности совета размещена на сайте, на страницах которого представлены различные
сведения: программно-правовая база, основные вопросы, решаемые управляющим советом. К примеру, была принята образовательная
программа школы, дан старт к участию учащихся в областном социально-значимом проекте «Хрустальный ключ», объединившем
3 образовательных учреждения Новохоперска.
Вопрос Владимира Бацына о том, что делает управляющий совет необходимым в системе образования
и какова главная его задача, вызвал оживленную дискуссию среди участников. Ирина Новоселова: «Повлиять на деятельность
администрации образовательного учреждения, даже потребовать отчет, если это необходимо». Сергей Гусев, директор Песковатской
ООШ Бобровского района: «С подачи управляющего совета, например, ведется работа по реализации проекта по восстановлению
разрушенной когда-то церкви». Тамара Роженко, главный специалист управления образования г. Воронежа: «В результате
общественного участия были приняты программы развития образования и дошкольного образования, успешно действуют муниципальные
советы по образованию». Владимир Бацын подвел итог дискуссии: «Роль совета состоит, в первую очередь, в существенном
расширении ресурсов образовательного учреждения за счет других общественных ресурсов».
Результатом дискуссии стала разработка эффектов, которые могут быть получены в результате
реализации КПМО: 1. Открытость системы образования. 2. Рост гражданского и правового самосознания всех участников
образовательного процесса. 3. Образовательная политика региона, муниципалитета как эффект развития общественного влияния. 4. Формирование
встроенной оппозиции. 5. Социально-культурный и культурно-нравственный эффекты. 6. СМИ как переговорная площадка. 7. Консолидации
образовательного сообщества по всем типам и уровням учреждений.
Выжлакова В., Занина Е.,
аналитическая группа Воронежской области.
|