презентация к докладу
«Новые экономические механизмы
в системе образования: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность»
Доклад Романа Селюкова был посвящён теме «Новые экономические механизмы в системе
образования». Среди основных задач Селюков выделяет два основных механизма, которые уже реализованы и в Воронежской области,
и в других регионах РФ:
- нормативно-подушевое
финансирование;
- новая система
оплаты труда.
Говоря конкретно
об этих механизмах, Селюков Роман выделили их основные (базовые) характеристики:
- повышение
финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности ОУ;
- инициация
процессов саморегулирования;
- передача
общественным советам опосредованных полномочий в сфере экономики образования.
Отмечен
успех Воронежской области в работе по оптимизации сети школ и достижении соотношения
ученик-учитель: 10 человек на одного учителя, и обозначен резерв сокращения неэффективных расходов на образование.
Большое
внимание докладчик уделил проблематике НПФ и НСОТ как возможному перспективному продвижению по этим направлениям:
1. Привязка величины норматива к объективным
показателям экономики региона приведет к синхронизации усилий образования и экономики (эффективно работающий учитель –
средний класс, стабильный рост норматива).
2. Обеспечение действия механизмов реинвестирования
высвобождающихся средств на образование в систему образования (в условиях демографического спада, в условиях оптимизации штатных
расписаний, директорам школ нужны гарантии стабильности: на уровне регионального нормативного акта обеспечить невозможность
изымания высвобождающихся средств).
3. Величина и структура учебных расходов
должна соответствовать изменению технологии учебного процесса.
4. Единый норматив – вектор государственной
политики (дифференциация нормативов не должна снижать эффективность расходования средств в системе образования).
5. Описание подходов к нормативному закреплению
доведения средств по нормативу до уровня ОУ (недоведение средств по нормативу по ОУ блокирует НСОТ и саморегулируемые процессы).
6. Формирование норматива финансирования
образовательной программы учащегося в сети Интернет (разработка финансово-экономических схем, педагогических и информационных
технологий, например, создание на базе малоэффективной школы технологического центра для дистанционного обучения).
7. Влияние квалификации учителей на размер
его заработной платы.
8. Разработка механизмов оплаты всех видов
деятельности педагогических работников из базовой части ФОТ. В Воронежской области формально соблюдены 14 показателей из 14,
но внеурочная деятельность экономически не обоснована.
9. Регулирование соотношения педагогических
и других работников ОУ через внедрение новых экономических механизмов (оптимизация штатов, отказ от типовых штатов).
10. Содержательность деятельности управляющих
советов (расширение полномочий управляющих советов на региональном и муниципальном уровнях).
11. Введение ученико-часа как регулятора…(развитие
сети, оптимизация штатов, рост зарплаты, снижение нагрузки учащихся, здоровья).
12. Объем стимулирующей части должен обеспечить
дифференциацию в оплате труда педагога и руководителя (руководитель ответственен за благополучие педагогического работника;
качество работы учителя связано с уровнем заработной платы).
13. Введение НСОТ в ДОУ и УДО (разворачивание
новых экономических механизмов на всем региональном образовательном поле).
14. Недоведение средств по нормативу до
уровня ОУ срывает регулирование сети и введение НСОТ.
15. Невведение НСОТ делает невозможным эффективность
повышения оплаты труда педагогическим работникам.
16. Нормативно-подушевое финансирование отличается
от норматива для расчета объема субвенций региона муниципальным образованиям.
17. Штатно-окладная система НСОТ неминуемо ведет
к закреплению на региональном уровне типовых штатных расписаний.
В своём докладе
Роман Селюков предложил следующие проекты:
- КОЭРСО (качественная оценка эффективности развития системы образования);
- рейтингование муниципалитетов и школ;
- кадровая модернизация;
- паспортизация школ.
Петрова А., Томилин
А.,Дермелёв Д.,
аналитическая
группа Воронежской области
|