Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимира Бацына




 

Качество образования как гражданский заказ

 Все, предложенное на конференции, - попытка  взглянуть на проблему качества образования изнутри. В связи с этим Владимир Бацын предложил обратиться к Конституции РФ гл.1 ст.7 «РФ-это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

Впервые связь образования с жизнью общества, социально-экономическим и социально-культурным развитием страны была установлена в связи с проектом. Тогда впервые было осознано, что региональная система образования должна иметь цель.

 

Вопрос о качестве образования упирается в эффективность людей, которые получили это образования.

 

Владимир Бацын рассуждал об образовании, пытаясь ответить на вопрос: что это – сокровище или капитал? В ходе рассуждения он вспомнил великого педагога-гуманиста, общественного деятеля Я.А. Каменского, который создал свою систему образования на рубеже 17 в.  Эта эпоха интересна тем, что вторая половина 17 в. – начало машинного, индустриального этапа. Впервые в истории стране нужна была новая система образования, которой раньше, как таковой, не было. Каменский спроецировал школу по типу раннего индустриального механизма. Целью было – выпустить людей, приспособленных, адаптированных к жизни в обществе, построенному на массовом производстве. Жаль, что система школы, которой мы ему обязаны, угасает.

 

Так же были интересны рассуждения лектора о труде. Он говорил, что переход от капитализма к феодализму равнозначен переходу от сокровищ к капиталу, а капитал – это перевод сокровищ в деньги. В связи с этим Владимир Бацын провел тонкую грань в современном образовании. По его мнению, нужно давать как можно больше знаний, которые легко конвертируются, делают человека ценнее, востребованнее, дороже. Стать богатым в условиях нового мира, можно, если ты будешь обладать неким знанием.

 

В эпоху просвещения система образования Я.А.Каменского подвергается жестокой критике. Эта эпоха очень удачно вписалась в идеологию – «чем больше ты знаешь, тем более ты успешный».

 

Кризис образовательной системы школы приурочен к XX в. Тогда считалось, что знания не решают проблему, а, напротив, могут оказаться опасными.

 

Где знания могут быть оценены? Несомненно, на международном рынке труда, который представляет собой сравнение результатов различных образовательных систем. Это то место, где у человека оцениваются знания, опыт, качества и те компетентности, которые востребованы на этом рынке. Мир 21 века – это мир открытий для рынка труда и информации. Отсюда – понятие человеческого капитала.

 

В ходе лекции Владимир Бацын обратил внимание на одаренных детей. Была приведена статистика:

→  6 % - дети, выходящие за пределы нормы;

→  6 % - гениальные дети;

→  12 % - высоко талантливые дети;

→  остальные – обычные люди.

 

Система образования должна создавать среду, способствующую максимально полному развитию детей, их особенностей (индивидуальных, возрастных, психологических) и задатков. Если мы будем придерживаться данной системы, то уже к 14-ти годам подросток будет знать свои сильные и слабые стороны.

 

Если из школы выходит человек, не имеющий представления о себе, как о собственной цели, то знания – это псевдообразование.

 

В ходе лекции был затронут вопрос о социальной рефлексии, который так актуален в наше время. Рефлексия должна начинаться с детского возраста, учитывая возрастные особенности.

 

Далее речь шла о компетентности.  Впервые термин компетентность был использован в латинском языке в 3 в до н.э. Тогда он означал – соответствие актера той роли, на которую он претендует. Компетентность – не просто пассивная способность, а установка на первенство в этой деятельности, в ней заложен элемент соревновательности.

 

Универсальные компетентности:

n      информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

n      коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

n      самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

n      самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность  и конкурентоспособность себя и своей семьи).

 

В образовании все чаще стало упоминаться такое понятие, как меритократия, т.е. – поддержка лучших. Развитие самоорганизации населения и повышение качества жизни невозможно без поддержки позитивной субъектности наиболее активных людей и групп населения.

 

Выступление Владимир Бацын закончил замечательными словами: "Изменения должны начинаться в школе".

 

 

 Середина И., Тарасова Т., Сизинцева Ю,

аналитическая группа Воронежской области.



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100