Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад заместителя руководителя департамента образования науки и молодёжной политики Алексея Фактора




презентация к докладу 

Доклад о результатах и эффектах реализации КПМО в Воронежской области
в 2007 - 2009 годах

 

Комплексный проект модернизации образования стал определяющим фактором переоценки ценностей в российском образовательном пространстве и преамбулой президентской образовательной инициативы «наша новая школа».
Стратегически цели и тактические задачи департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области базируются на нормативно-правовых аспектах и иных официальных документах, определяющие принципы государственной политики в сфере образования, направленные на формирование в регионе общества, основанного на знаниях. 
   
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев представил свое видение будущего страны по различным направлениям социальной и экономической жизни, уделив особое внимание современному образованию, что дало импульс для продолжения модернизации общего образования.
«Президентские инициативы» легли в основу Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».


Проект данной программы уже широко обсуждался в обществе.
Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты.
Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.
Мы видим, что президентские инициативы достаточно четко показывают, чего мы ожидаем от современной школы.
Причем надо отметить, что определенная часть образовательных учреждений нашего региона в экспериментальном порядке уже реализуют положения данной программы.


Такая деятельность образовательных учреждений и педагогов стала возможной благодаря реализации в Воронежской области Комплексного проекта модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование» в предыдущие годы, которые мы рассматриваем как основной ресурс реализации Национальной образовательной инициативы «Наша  новая школа».
На реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 годах в  области за счет всех источников финансирования направлено более 1,9 млрд. рублей.


За три года реализации проекта государственная поддержка оказана  школам, педагогам и талантливой молодежи.
В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Воронежская область получила субсидии федерального бюджета в сумме 849 млн. 321 тыс.рублей.


Средства в рамках комплексного проекта модернизации образования направляются на капитальный ремонт, приобретение оборудования для школьных пищеблоков и медицинских кабинетов, оборудование школьных кабинетов, противопожарные мероприятия.
В то же время мы должны признать, что возможности федерального бюджета использованы не в полной мере. И это одна из основных задач, стоящая перед органом управления образования в настоящее время. В мае – июне 2009 года мы смогли в решении данной задачи сделать уже первые шаги: регион стал победителем рейтингового отбора по направлению оснащения кабинетов естественнонаучного профиля  в рамках ФЦП «Развитие образования» и получит 4 кабинета на сумму 12 млн. рублей.
Положительный потенциал региональной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием определяют пять основных направлений развития общего образования.

 

Прежде чем выстраивать систему новых отношений, мы должны понять, какие тенденции существуют сейчас в мире детства, и с какими вызовами сталкивается система образования.
Вместе с падением рождаемости резко возросла ценность детства, в сегодняшнем информационном и технологичном обществе на детей тратится все больше средств и  все меньше времени.
Дети максимально погружены в будущее и все больше чувствуют себя «маленькими взрослыми». В то же время все отчетливее проявляется десинхронизация времени вступления в жизнь и завершения школы.
Все отчетливее в условиях массового высшего образования обозначается главная задача средней школы - научить учиться, проектировать. Все больше примеров тому, как на практике реализуется принцип «Образование через всю жизнь».


Каждый из нас должен осознавать, что школа и учитель - уже не монопольные трансляторы знаний, что родители все больше хотят участвовать в образовательном процессе.
Это только основные характерные черты развивающего мира, частью которого  и является система образования.

 

Система образования Воронежской области одной из первых включилась в работу по освоению основных направлений КПМО. Сегодня с некоторой степенью удовлетворенности можно сказать о том, что многочисленные инициативы и усилия профессиональных и общественных институтов региона увенчались успехом и принесли положительный результат, который лег в основу формирования единого инновационного образовательного пространства Воронежской области.


За сравнительно короткий трехлетний срок на образовательном пространстве Воронежской области  реализованы принципиально новые инновационные идеи и подходы: нормативно-подушевое финансирование; новая система оплаты труда педагогических работников; построение школьных образовательных округов вокруг базовых (опорных), ресурсных центров и социо-культурных комплексов и другие. И все это для того, чтобы приблизить желаемый результат – создать образовательную среду, способной соответствующую  новому качеству, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека к обновлению.
 
В связи со сложившейся демографической ситуацией, отмечается ежегодное снижение контингента учащихся общеобразовательных учреждений.

 

Проводимые на территории области мероприятия по оптимизации сети мы связываем, с одной стороны, с концентрацией ресурсов (создание базовых школ, ресурсных центров) и как следствие этого – укрепление материально-технической базы школы; с другой стороны, с улучшением качества подготовки учеников, повышением их конкурентоспособности, а также с появлением новых методики и программ, возможностей получения дополнительного образования. Первые результаты оптимизации обеспечили необходимые возможности для развития инноваций в системе общего образования. Среди них следует выделить: появление новых институциональных структур управления – школьные округа, внедрение профильного обучения, развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитие моделей организации образования, предоставляющих реальные возможности для осуществления сетевых проектов в обучении, воспитании и развитии школьников, использование информационных в обучении и управлении образовательным процессом, внедрение новой системы оплаты труда педагогов и другие. В то же время отсутствие оптимально выстроенной сети препятствует внедрению инновационных в обучении учащихся и управлении образовательным процессом. Это особенно актуально в настоящее время, в условиях, когда необходимо тщательно учитывать тенденции изменения демографической ситуации.
• 70% школьников обучаются в школах, соответствующих современным требованиям
•  определены 133 базовые (опорные) школы
•  сформированы школьные образовательные округа
•  на оснащение школ направлено 849,3 миллиона рублей
•  приобретены  472 комплекта учебного и учебно-наглядного оборудования
•  осуществлена поставка 117 школьных автобусов


В ходе оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений закрыто 66 школ, реорганизовано 64 школы.

 

В результате в 2009 году на одного учителя приходится 10 учащихся. Средняя наполняемость классов в городской местности составляет 23 ученика, в сельской местности – 11. 

 

1. Обновление содержания общего образования.
В основе обновления содержания общего образования  лежит новый федеральный государственный стандарт общего образования.


По своему общественному статусу федеральный государственный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной Миссии образования – формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны. Впервые федеральный государственный стандарт позиционируется как общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой данного договора является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками, компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками.


Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе должно начаться уже в 2009 году. Мы определи пилотные муниципалитеты и общеобразовательные учреждения, которые уже готовы к внедрению нового поколения стандартов. В первую очередь, это школы и учителя – участники Приоритетного национального проекта «Образование».

 В 2009 году в Воронежской области насчитывается 353 малокомплектных школы. Сложной ситуация остается в Верхнехавском, Грибановском, Семилукском и Таловском районах. В 2009-2010 году планируется оптимизация количества малокомплектных общеобразовательных школ путем их слияния и ликвидации.

 

 В целях сокращения объема неэффективных расходов, связанных с управлением наполняемостью классов проведена реорганизация государственных образовательных учреждений и ликвидация отдельных муниципальных общеобразовательных учреждений. Таким образом, средняя наполняемость классов в городской и сельской местности в 2008-2009 учебном году максимально приближается к нормативным показателям.


 В 2009 году проведена оптимизация штатных расписаний. В целях уменьшения неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами проведен ряд мероприятий, в том числе сокращение числа учителей в муниципальных общеобразовательных учреждениях и административно-хозяйственного и обслуживающего персонала областных учреждений.

 

Мы уже дважды обсуждали результаты государственной (итоговой) аттестации этого года с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, дали поручения, связанные с проверкой соблюдения законодательства при проведении государственной (итоговой) аттестации и выдачи документов об образовании государственного образца.


Департамент поручил Воронежскому областному институту повышения квалификации и переподготовки работников образования провести глубокий и детальный анализ результатов государственной (итоговой) аттестации для того, чтобы внести соответствующие изменения в программы повышения квалификации учителей-предметников, направленные на организацию целенаправленной работы по достижению более высоких стабильных результатов, сделав акцент не на «подготовку к ЕГЭ», а на комплексное изучение общеобразовательных предметов, естественно, с учетом специфики предъявляемых в рамках ЕГЭ требований.

 

Особую озабоченность у нас вызывают 149 выпускников общеобразовательных школ, которые не преодолели минимального порога, установленного Рособрнадзором, по двум обязательным предметам и не получили в 2009 году аттестат о среднем (полном) общем образовании.


Департамент образования, науки и молодежной политики совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования, организовал мониторинг за пребыванием этой категории выпускников, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации  о возможности получения данной категорией детей профессионального образования.
Государственная (итоговая) аттестация 2009 года показала, что по-прежнему остаются нерешенные проблемы, прежде всего организационного характера.


Первая из них связана с информационной безопасностью  проведения экзамена. С нею можно справиться, если подключить гражданские и общественные институты, которые бы контролировали единый государственный экзамен на всех его этапах – от получения и доставки контрольно-измерительных материалов до организации его  проведения  в пунктах.


При проведении единого государственного экзамена в мае-июне 2009 года было аккредитовано 323 общественных наблюдателя из числа представителей Общественной палаты Воронежской области, высших и средних профессиональных учебных заведений, средств массовой информации, членов попечительских советов и родительских комитетов образовательных учреждений, депутатов.


Однако приходится констатировать, что эффективность участия общественных наблюдателей еще недостаточна высока.
Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области, а также органами внутренних дел Воронежской области были проведены проверки процедуры проведения ЕГЭ в отдельных муниципальных образованиях.
В ходе проверок были выявлены попытки использования участниками ЕГЭ во время экзамена мобильных телефонов, несмотря на соответствующие инструкции, данные организаторами в аудиториях, и предупреждающие объявления в ППЭ о недопустимости использования мобильной связи, а также отдельные нарушения инструкции по организации и проведению ЕГЭ были допущены организаторами в аудиториях.


По результатам проведенных проверок руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования,  руководителям ППЭ были направлены предупреждения.
За неоднократные, в течение ряда лет, нарушения при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников, а также при выдаче документов государственного образца был отстранен от работы руководитель отдела образования Новоусманского муниципального района, а также объявлены взыскания руководителю отдела образования Поворинского муниципального района и руководителю ППЭ в данном районе.
Особую озабоченность Государственной экзаменационной комиссии Воронежской области вызвали результаты, полученные участниками ЕГЭ при пересдаче экзаменов по обязательным общеобразовательным предметам.


Отдельные участники ЕГЭ, не набравшие минимального количества баллов, установленного Рособрнадзором, по русскому языку и математике, в основной день при пересдаче экзаменов в резервный день получили результаты, значительно превышающие предыдущий.
Так, у участника ЕГЭ из г. Воронежа, имевшего по русскому языку в основной день 24 балла в резервный стало 59, у участников ЕГЭ по русскому языку из Аннинского и Воробьевского районов в основной день было 22 балла, в резервный – 58. Средний балл участников ЕГЭ, пересдававших русский язык в Новоусманском районе, с 27 баллов вырос до 59 баллов.


Государственная экзаменационная комиссия Воронежской области в связи с потенциально возможными нарушениями процедуры проведения ЕГЭ приняла решения об отстранении от участия в организации и проведении ЕГЭ в последующий период руководителей и организаторов тех ППЭ, где выявлены значительные расхождения результатов.
Кроме того, по поручению Государственной экзаменационной комиссии был проведен анализ текущих (за 10 и 11 классы) отметок вышеназванных  участников ЕГЭ. По результатам такой проверки департамент образования, науки и молодежной политики поручил органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования, провести проверки подведомственных учреждений по вопросам соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников и выдачи документов государственного образца.

 

 В связи с переходом на новую систему оплаты труда объем субвенции составил 4803800 тыс. рублей. Дополнительные инвестиции в рост заработной платы всвязи с введением НСОТ составляют 41,8% от общего объема субвенции.

 

 В результате реализации в Воронежской области комплексного проекта модернизации образования в 2009 году средняя заработная плата учителей составила 10629,8 рублей. В 2008 году средняя зарплата учителя в регионе равнялась 8249 рублей. Таким образом, увеличение средней заработной платы учителей по сравнению с 2008 годом составило 28,86%. Ее повышение произошло благодаря переходу на новую форму оплаты труда педагогов: в регионе была сформирована стимулирующая часть фонда заработной платы учителей, выплаты из которой осуществляются в зависимости от качества преподавания.


 Увеличился уровень заработной платы учителей по сравнению с 2008 годом. В 2009 году 72,65 % учителей получают заработную плату больше 10 тысяч рублей.

 

При обеспечении среднего фактического по области соотношения между числом учащихся и числом учителей (1 учитель на 9,3 учащихся) повышение средней заработной платы учителей в области составит 20,87% или 2351 рубля. Но даже в этой ситуации в Терновском районе средняя заработная плата учителей может возрасти на 54,56% (или на 4447 руб.), в Панинском – на 42,67% (3337 руб.), в Грибановском – на 36,4% (3660 руб.) и т.д.

 

При доведении наполняемости классов по городской местности до среднего по области значения (22,4 чел.) такие районы, как  Бобровский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Грибановский, Калачеевский, Острогожский, Поворинский, Эртильский смогли бы увеличить среднюю заработную плату учителей на 177 – 7929 рублей.


При достижении средней по области наполняемости в сельской местности (11,6 чел.) в Грибановском, Борисоглебском, Аннинском, Бобровском, Богучарском, Каменском, Нижнедевицком, Эртильском, Подгоренском, Верхнехавском, Таловском, Острогожском, Рамонском, Россошанском, Семилукском, Терновском, Хохольском районах средняя заработная плата будет увеличена на 171 -  3976 рублей. 


В целях совершенствования механизмов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2007 года в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО) введена новая система оплаты труда. Постановлением администрации Воронежской области от 11.05.2007 № 394 утверждено Положение об оплате труда и стимулировании работников областных государственных учреждений общего образования, а также  показатели роста заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений на 2007-2009 годы. Согласно обязательствам, взятым на себя Воронежской областью по реализации КПМО, установлены следующие целевые значения показателя «Рост абсолютного значения средней заработной платы педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, по отношению к уровню 2006 года»: 2007 год – 23,3%, 2008 год – 47,9%, 2009 год – 83,6% (дополнительно к общефедеральным повышениям оплаты труда).


Постановлением администрации Воронежской области от 11.05.2007 № 394 предусмотрены важные гарантии по оплате труда. Если заработная плата работников общеобразовательных учреждений, исчисленная по новой системе оплаты труда, ниже размера зарплаты, которую работник  получал бы за эту работу по ЕТС, то ему к сумме заработной платы, исчисленной по новой системе оплаты труда, осуществляется доплата из фонда гарантий, размер которой равен разнице размера зарплаты, которую работник получал бы за эту работу по ЕТС, и заработной платы, исчисленной по новой системе оплаты труда. Таким образом,  заработная плата работника с 1 сентября 2007 года не может быть ниже, чем исчисленная по ЕТС за эту же работу.


В период с сентября по декабрь 2008 года средняя заработная плата учителей Воронежской области составляла 9629,8 рубля. Для 53% работников повышение заработной платы с 1 сентября 2007 года составило более чем 15%. Таким образом, заработная плата работников школ в сравнении с заработной платой, которая была бы начислена без введения новой системы оплаты труда при той же нагрузке, стала выше.


По отдельным муниципальным районам и городским округам рост средней заработной платы по сравнению с уровнем 2006 года составил от 32% до 88%. Это связано с особенностями каждой муниципальной образовательной системы. Чем выше уровень оптимизации, чем рациональнее организована сеть общеобразовательных учреждений, тем более выражены позитивные результаты введения новой системы оплаты труда.


Для организации работы по совершенствованию новых подходов к исчислению заработной платы работникам общеобразовательных учреждений  при главном управлении образования создана рабочая группа с участием представителей областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ, руководителей органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, председателя комитета по образованию Региональной общественной ассоциации Общественная палата Воронежской области, председателя Воронежского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».
С учетом мнений педагогов и руководителей школ по вопросам адаптации новой системы оплаты труда к особенностям общеобразовательных учреждений Воронежской области, а также с учетом разработанной Минобрнауки России «Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих начальное основное, основное общее, среднее (полное) общее образование» внесен ряд изменений в постановление администрации Воронежской области от 11.05.2007 № 394 «О совершенствовании оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Воронежской области», которые вступили в силу с 1 февраля 2008 года (постановление администрации области от 29.12.2007 № 1219). Цели изменений:

-расширить возможности органов местного самоуправления при установлении групп оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений в зависимости от количественных показателей и при распределении централизованного фонда стимулирования руководителей;
-снизить зависимость зарплаты учителей от количества учащихся в классе;
-уменьшить объем выплат из фонда гарантий;
-расширить возможности общеобразовательных учреждений в регулировании оплаты труда и стимулировании работников согласно пп. 10 п.2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» с обязательным учетом мнения органа государственно-общественного управления и профсоюзной организации;
-увеличить размеры премиальных выплат за результативность и качество.

 

 Существует ряд положительных эффектов введения новой системы оплаты труда в Воронежской области:
1. Зависимость заработной платы учителей и руководителей от результативности труда;
2. Прозрачность расчетов и выплаты заработной платы;
3. Повышение качества оказания образовательных услуг;
4. Повышение наполняемости класса;
5. Повышение финансовой самостоятельности образовательного учреждения;
6. Увеличение реальных доходов работников всех уровней образования;
7. Педагогический труд стал более привлекательным.

 

 Развитие учительского потенциала.
Новая школа требует и новых учителей. 
Система педагогического образования имеет свои традиции, перспективы и объективные тенденции своего становления. Ее следует рассматривать и как элемент всей системы образования России, и как специфическую систему, имеющую свою структуру и логику обновления.


В последнее время на развитие системы влияют следующие факторы:
- ситуация на рынке труда, когда из-за расширения сферы применения педагогического образования не только в области педагогики, но и в других областях, требующих применения различных гуманитарных технологий, все меньше учителей работают по специальности;
- современный мир требует уже сформированных компетентностей у обучающихся школ, что, в свою очередь, предъявляет иные требования к подготовке педагогов. Ключевой особенностью учительской деятельности становится формирование креативности у обучающихся и воспитанников;
- ресурсная база школы серьезно изменилась: обновлены  учебники, оборудование, образовательные технологии. Содержание педагогического образования не успевает за быстрыми изменениями реальной школьной действительности;
- учитывая все возрастающую значимость непрерывного образования, необходимость обучения в течение всей жизни,  предъявляются новые требования к системе профессиональной поддержки работающих учителей.


Главным системным эффектом реализации планов по расширению общественного участия в управлении образованием стал рост правового и гражданского самосознания, активности в решении проблем образования всех участников образовательного процесса, который был бы не возможен без
-укрепления и расширения сфер взаимодействия органов самоуправления, государственно-общественного управления, администрации учреждений, муниципальных и государственных органов власти  и  общественности,
- создания органов государственного общественного управления на муниципальном уровне и в учреждениях образования других типов (дошкольного, дополнительного, профессионального образования),
- активизации деятельности органов самоуправления, государственно-общественного управления, профсоюзов в упорядочении внутриучрежденческих отношений, установлении критериев  и оценке качества и эффективности работы сотрудников,
- появления новых общественных организаций и инициатив, направленных на совершенствование  деятельности сферы образования, качества, результативности обучения и воспитания детей и юношества.


Благоприятному разрешению ряда проблем способствовало привлечение внимания широкой общественности к результатам областных конкурсов, проводимым  по инициативе ВРО ООО ВПС и Общественной палатой Воронежской области при поддержке департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области: «Лучший управляющий совет образовательного учреждения», «Лучший директор образовательного учреждения», «Мои инновации в образовании».


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100