Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Валерия Устяка, заместителя руководителя КПМО Чувашской Республики




Презентация к выступлению 

Реализация КПМО в Чувашской Республике. Эффекты и перспективы.

Принятая в Чувашской Республике в 1997 году Президентская программа «Новая школа» стала основой инновационного развития образования. Символично, что названия федеральной инициативы "Наша новая школа" и первого стратегического документа в сфере образования республики совпадают, равно как и целевые ориентиры, заданные в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (2008 г.) и  проекте федеральной инициативы.

Можно утверждать, что во взаимодействии с федеральным центром определено то видение будущей системы образования, которое наиболее полно соответствует реалиям завтрашнего дня. Этому немало способствовало участие Чувашской Республики в  реализации комплексного проекта модернизации образования, который реализуется с 2007 года.

На реализацию КПМО в Чувашской Республике за три года выделено 2209,071 млн рублей, в том числе из федерального бюджета – 604,671 млн рублей, из республиканского бюджета 1604,399 млн рублей.

В соответствии с финансовым планом реализации КПМО полученные средства направлены на ремонт общеобразовательных учреждений, закупку современного учебного и компьютерного оборудования, приобретение мебели для  общеобразовательных  учреждений, закупку оборудования для столовых и медицинских кабинетов образовательных учреждений, приобретение учебной, художественной и справочно-информационной литературы, закупку автотранспорта для общеобразовательных учреждений, а также на повышение квалификации работников муниципальных органов управления образованием и школ, проведение аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по новым вариативным формам и процедурам, проведение мониторинговых исследований, разработку методических и иных материалов и др.

Основные направления КПМО в Чувашской Республике следующие:

1. Развитие принципа нормативного подушевого финансирования (НПФ).

2. Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО).

3. Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства.

4. Расширение общественного участия в управлении образованием.

5. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ).

Все направления КПМО тесно взаимосвязаны. Так, реализация принципов нормативного подушевого финансирования является одним из экономических рычагов выявления оптимальных условий для эффективного развития сети, оптимизация сети обеспечивает возможность внедрения новой системы оплаты труда, что, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к вовлечению общественности в управление образованием, особенно при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, а также для развития системы оценки качества образования.

Из пяти направлений, по которым реализуется КПМО, четыре не явились новыми для  Чувашской Республики.

1. Введение нормативного подушевого финансирования (НПФ).

Общеобразовательные учреждения (ОУ) республики начиная с 2001 года финансируются  по подушевому принципу, что позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг и стало реальной гарантией финансового обеспечения каждого ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания. Перевод ОУ на НПФ повлек оптимизацию школьной сети, что, в свою очередь способствовало повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. 

Так как опыт НПФ ОУ оказался позитивным, к настоящему времени нормативное финансирование введено в сфере начального профессионального (с 2006 года) и дошкольного (с 2007 года) образования. В ближайшем будущем планируется перевести на нормативное бюджетное финансирование школы – интернаты, детские дома, а также учреждения среднего профессионального образования.

Норматив на реализацию государственного стандарта общего образования, помимо средств на заработную плату, включает средства на учебные расходы, т.е на материальное обеспечение образовательного процесса. В 2009 году доля учебных расходов составляет 10 процентов (2007 – 6,2%, 2008 – 8%).

Все контрольные показатели по данному направлению в Чувашской Республике выполнены или перевыполнены.

Нормативно-подушевое финансирование (НПФ) позволило повысить уровень экономической эффективности расходов на образование, повысить объективность в планировании финансовых средств в разрезе каждого района и каждой школы. Благодаря введению НПФ сформировалась конкурентная среда между образовательными учреждениями, увеличивается их мотивация к повышению качества и доступности предоставляемых услуг.

Введение НПФ повысило финансово-хозяйственную самостоятельность школ, что в свою очередь позволяет директорам более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности в условиях увеличения их ответственности за её результат, повышает их управленческую культуру. Чем больше привлечёт школа учеников, тем больше у неё денег. Плохо работать стало невыгодно и с экономической точки зрения, что создаёт дополнительный стимул повышать качество предоставляемых услуг.

Введение нормативного бюджетного финансирования создало ситуацию необходимости оптимизации сети образовательных учреждений и численности работников. Мероприятия по оптимизации сети школ позволили высвобождать ежегодно более 100 млн руб. (в 2008 г. – 133,1 млн руб.), которые направлялись на развитие базовых школ.

Эффекты НПФ:

• Повышение уровня экономической эффективности расходов на образование;

• Повышение объективности в планировании средств в разрезе каждого муниципального образования и каждой школы;

• Повышение финансово-хозяйственной самостоятельности каждого образовательного учреждения.

2. Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства.

На 1 сентября 2008 года сеть школ представлена 515 школами (в 2007-2008 учебном году – 542 школы, в 2008-2009 - 525). В их число входит 138 базовых школ, 31 социокультурный центр, 34 объединения начальная школа - детский сад.

Сегодня вопросы формирования современной инфраструктуры образования  занимают одно из важнейших мест. Как сказал Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров, выступая на республиканской конференции работников образования, «современная школа должна соответствовать самым высоким стандартам качества жизни в XXI веке».

В Чувашии создание современной инфраструктуры образования с середины 90-х годов является приоритетной областью.

На протяжении трех последних лет существенно растут объемы средств, направляемых на эти цели. Работа ведется по следующим направлениям:

• Развитие материально-технической базы образовательных учреждений

• Программа «Школьный автобус»;

• Программа «Безопасность образовательных учреждений»;

• Модернизация технологического оборудования школьных столовых и медкабинетов;

• Ремонт ОУ;

• Пополнение библиотечного фонда ОУ учебной, справочной, энциклопедической и художественной литературой.

Последовательная оптимизация сети школ также способствовала повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования.

На строительство общеобразовательных школ в 2009 году из республиканского бюджета выделено 200,659 млн. руб. К началу учебного года открыто две новые школы на 400 и одна на 150 уч. мест.

На сегодня показатель «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса» составляет 84,6 процента. Обязательство на 2008 год – 76,0 процентов. Динамика по сравнению с 2007 годом – увеличение показателя на 33,2 процента (2007 – 51,4 %).

Для того чтобы доля учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, достигла 100,0 %, в течение 2010–2020 необходимо построить еще два десятка школ, в основном на 80–150 мест. В связи с этим. Президент Чувашской Республики

Н.В. Федоров дал поручение Минстрою республики разработать несколько моделей типовых проектов школ с разной наполняемостью – с учётом современных требований к материалам, оснащению, дизайну с обязательным проведением последующей госэкспертизы.

С начала реализации приоритетного национального проекта «Образование» и КПМО в ОУ поставлено 2554 комплекта учебного и учебно-лабораторного оборудования (196 кабинетов химии, 187 кабинетов истории, 173 кабинета физики, 166 кабинетов биологии, 130 кабинетов русского языка и литературы, 95 кабинетов математики, 94 кабинета географии, 36 кабинетов физики, 36 кабинетов ИЗО, 27 кабинетов технологии, 18 кабинетов иностранного языка, 370 единиц интерактивного оборудования), в том числе в 2009 году приобретено 739 комплектов учебно-наглядного оборудования для начальных классов, 323 кабинета ОБЖ, спортивное оборудование на сумму 6,5 млн. рублей, учебная и методическая литература – более 15,0 млн. рублей.

Завершена поставка мебели для начальных классов (в 2009 г. поставлено 24429 ученических стульев, 12214 ученических столов, 1500 столов и стульев для преподавателей, 1500 аудиторных досок). Таким образом, к началу 2009/2010 учебного года все ОУ оборудованы новой мебелью для начальных классов.

На сегодня в республике имеется 318 школьных автобусов, 15 из которых поступили в 2009 году. До конца года предусмотрена закупка еще 16 единиц.

Приобретено оборудование для школьных столовых на общую сумму 36969,889 тыс. рублей (в т.ч. в 2009 г. – на 1000,0 тыс. руб.) медицинское оборудование на общую сумму 1390,0 тыс. рублей (в т.ч. в 2009 г. – 830,0 тыс. руб.).

В школы республики поступила учебная, художественная и справочно-информационная литература на общую сумму 74,9 млн. руб. (в.т.ч. 10,3 млн. руб. в 2009 г.), поставки продолжаются.

Как и в целом в России, численность учащихся в общеобразовательных школах Чувашии продолжает сокращаться. За период с 2001 по 2008 гг она сократилась более чем на 74 тыс. чел. В связи с этим в республике была утверждена республиканская программа реструктуризации сети ОУ, а в каждом районе, городе – районные и городские программы реструктуризации сети ОУ. За период с 2002 по 2008 годы различными формами реструктуризации охвачены 396 (57,7%) общеобразовательных школ (в 2008 г. – 57 школ). В результате число школ на начало 2009/2010 учебного года составило 515 единиц, по сравнению с 2001 годом число школ сократилось на 171 единицу (7,65%).

Однако, несмотря на демографический спад, показатели «наполняемость классов», «число учащихся, приходящихся на 1 учителя» остались на уровне 2002–2003 годов и составили: наполняемость в классах – 19,5 чел. (город – 25,02, село – 15,54; количество учащихся на 1 учителя – 13 чел. (город – 16, село – 10). Показатели наполняемости классов в Чувашии по сравнению с Российской Федерацией выше на 6,9%, ПФО – 15,8%. Наполняемость школ в Чувашии выше, чем в целом по ПФО на 21,3%.

Информационные ресурсы стали ключевым элементом современной образовательной инфраструктуры. В результате реализации целого ряда инновационных проектов, поставок в школы компьютерного оборудования, повышения информационной культуры всех участников образовательной среды, создания республиканского образовательного портала и др. информационные технологии превратились  в средство обеспечения учащихся качественным образованием. В некоторых районах ресурсные центры уже вышли за пределы общего образования и превращаются в социально-педагогические центры, повышающие качество жизни населения. В республике действует около десятка виртуальных методических интернет-объединений учителей-предметников. Находясь в разных районах республики, они общаются через Интернет, разрабатывают электронные учебники, повышают квалификацию в индивидуальном режиме. 

Проблема насыщения школ компьютерами уже давно отсутствует (сегодня на 1 компьютер приходится 11,7 учащегося (в России – 1:20).  

В декабре 2008 года в Чувашии начал функционировать образовательный портал «Образование Чувашии», главным преимуществом которого является: организация единой точки входа в сеть Интернет образовательных учреждений, предоставление общеобразовательным учреждениям единого конструктора школьных сайтов, обеспечивающего представительство образовательного учреждения в сети Интернет, возможность осуществления контроля статистики обновляемости и заполняемости сайтов, внедрение единой системы отчетов деятельности образовательного учреждения, создание единой почтовой службы с единообразной системой адресации. Также в ходе реализации проекта построена виртуальная образовательная сеть Чувашской Республики, обеспечено функционирование сервера видеотрансляций, обеспечение вирусной безопасности при работе с сетевыми ресурсами, возможность обновления антивирусных баз компьютеров образовательных учреждений с внутреннего сервера. Благодаря концентрации всех ресурсов, объединенных в единую точку доступа, возрастает скорость работы, в несколько раз уменьшая стоимость Интернет-трафика. Аналога проекта «Образование Чувашии» в других регионах нет.

Дальнейшее содержательное насыщение информационно-образовательной среды, регулярное проведение Интернет-педсоветов, семинаров, дистанционных олимпиад, фестивалей, конкурсов медиа-проектов и другое активное внедрение ИКТ во все сферы деятельности школы, появление электронных расписаний, журналов, интеграция домашних компьютеров детей и учителей в единую образовательную сеть – насущная задача администраторов образования, педагогических коллективов, управляющих советов.

Все обязательства по направлению «Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства» выполняются, кроме п. 4.3. «Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных сельской местности». 

Эффекты развития сети ОУ:

• Создание условий для повышения доступности качественного образования

• Получение объективной картины соответствия ОУ современным требованиям 

• Создание условий для развития новых типов ОУ: ресурсный центр, базовая школа и др.

• Реализация новых форм управления образованием

3. Создание республиканской системы оценки качества образования (РСОКО).

Эффективное формирование новой модели школы, внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования.

За последние годы в Чувашии проделана значительная работа по созданию системы независимой оценки качества образования: разработано, апробировано и внедрено в практику около 20 специальных исследований и процедур оценки качества разных секторов образования. Это дает возможность целенаправленно вести мониторинг качества образования, предоставляя информацию практически всем группам заинтересованных пользователей.

Организационная структура РСОКО включает в себя Минобразования Чувашии, ГОУ «Чувашский республиканский институт образования», ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий», республиканские учреждения, муниципальные органы управления образованием, муниципальные мониторинговые службы, образовательные учреждения и организации, ресурсные центры и службы по оценке качества образования  образовательного учреждения. РСОКО охватывает все направления образовательной деятельности.

Ряд процедур – это международные и федеральные формы оценки, которые позволяют позиционировать систему образования Чувашии относительно международных показателей качества и среди регионов России. Чувашия активно участвует в международных исследованиях качества образования: PIRLS–2006, TIMSS–2007, TIMSS–2008, PISА –2009. Учащиеся 4-х классов Чувашии, участвуя в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS–2006) в составе российской команды, возглавившей лидирующую группу стран, показали самые высокие результаты.

Хорошие достижения у школьников Чувашии и по качеству математического и естественнонаучного образования (TIMSS–2007, TIMSS–2008). В указанных исследованиях 4-классники республики набрали в среднем 78,8 балла (по России – 63), 11-классники по физике – 51 балл (по России – 46), по математике – 64 балла (по России – 57).

Девятый год выпускники школ Чувашской Республики сдают экзамены в форме Единого государственного экзамена. В текущем году в основном и дополнительном этапах ЕГЭ приняло участие 10694 выпускников (2008 г. – 12962 выпускника).

В целом результаты выпускников ЕГЭ–2009 лучше результатов 2008 года. По результатам всех этапов проведения ЕГЭ в 2009 году средний балл по русскому языку составил 62,32, по математике – 53,75 (по России 56,4 и 42,9 соответственно). В 2008 году средний балл по русскому языку составлял 58,54 балла, по математике – 48,22 балла.
Доля выпускников, сдавших ЕГЭ по трем и более предметам, составила более 80,0%  (план – 60,0). На это повлияли изменения в правилах приема в учреждения высшего и среднего профессионального образования, одновременно этот показатель также свидетельствует о качестве подготовки выпускников к внешней процедуре оценки, об их уверенности в своих знаниях.

Важным показателем повышения доступности качественного образования является то, что результаты ЕГЭ у выпускников сельских базовых школ сравнялись с результатами ЕГЭ городских школьников. Кроме того, ежегодно возрастает доля сельских школьников, поступающих в ВУЗы, в том числе в престижные университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, других городов. В 2008 году 57,0 процентов (в 2007 году – 50,6%, в 2006 – 45,2%) выпускников сельских школ поступили в ВУЗы, это более чем в полтора раза больше, чем в 2000 году, до ЕГЭ. Всего же  в 2008 году в ВУЗы поступили 69,5 % выпускников школ Чувашской Республики (в 2007 году – 66,1%, в 2006 – 62%).

В целях контроля за соблюдением процедуры проведения ЕГЭ 100 % пунктов проведения экзаменов были охвачены общественными наблюдателями.

В текущем году продолжилась аттестация выпускников 9 классов по новой форме – единого муниципального экзамена. Обязательные предметы ЕМЭ по русскому языку, математике сдавали 100% выпускников 9 классов, чувашский язык – почти все учащиеся, изучающие чувашский как родной язык. Успешно справились с заданиями ЕМЭ по русскому языку 97,8%, по математике – 95,0% выпускников от общего числа, сдававших экзамен в форме ЕМЭ). С заданиями экзамена по чувашскому языку не справились только 10 чел.

Все более важное значение получает дальнейшее развитие профильного обучения как одного из важных гарантов обеспечения равного доступа разных категорий обучающихся к качественному образованию. В 2008/2009 учебном году 89,2% учащихся 10–11 классов занимались по программам профильного обучения, в том числе по селу – 93,2%; по городу – 89,13% (в 2007-2008 году – 72,4%). Технологический, физико-математический, естественнонаучный профили пользуются повышенным спросом, то есть около 60,0% учащихся свою будущую профессиональную деятельность связывают с реальной экономикой. Это показывает, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда, общества.

Важной составляющей профильного обучения являются интенсивные интеграционные процессы школьного и профессионального образования. Предстоит создать новые эффективные модели, внедрять механизмы рационального использования учебно-материальной базы, кадровый потенциал и школ, и учреждений профессионального образования. В образовательную сеть, кроме школы и учреждений профобразования, активно должны включиться учреждения дополнительного образования, работодатели и местное сообщество.

В новом учебном году на базе школ – победителей и призеров республиканского конкурса «Образовательная инициатива» по номинации «Эффективная модель интеграции учреждений образования и работодателей в целях успешного профессионального самоопределения обучающихся» запускается новый республиканский проект по развитию указанного направления.

Измерить качество подготовки выпускников общего образования позволяет разработанная в Чувашии система мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников 11 класса. Исследование позволяет оценить: степень соответствия подготовки выпускников заказу государства; соответствие образовательных и трудовых траекторий выпускников потребностям рынка труда; сформировать информационную основу для банка данных об индивидуальных образовательных маршрутах лучших выпускников школ и выйти на внешнюю оценку учреждений профессионального образования и отдельных специальностей.

По данным 2008 года (данные по 2009 г. будут получены в декабре) в республике сохраняется привлекательность выбора высшего образования как варианта образовательной траектории – прирост составляет более 3,0% в год. Практически в два раза уменьшилась за последний год доля поступивших в учреждения начального профессионального образования при сохранении доли зачисленных на первый курс ССУЗов, сокращается доля выпускников, устроившихся на работу после окончания полной средней школы, а доля оставшихся без статуса за последние три года сохраняется на уровне 1,0% при незначительной положительной динамике.

Анализ в разрезе специальностей позволяет определить предпочтения выпускников: экономика и управление – 30,39%; образование и педагогика – 9,35%; технические специальности – 9,30%; транспортные средства – 9,13%; строительство и архитектура – 7,02%; здравоохранение – 5,45%; юриспруденция – 5,24%.

В последние годы активно, целенаправленно создавалась система моральной, материальной, методической поддержки талантливых детей. Институт президентских стипендий, сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами республики, профильные смены в лагерях – все это обеспечивает равные условия для открытой конкуренции.

Ключевым элементом указанной системы являются многоуровневые предметные олимпиады. На протяжении почти десятилетия во всех районах (городах) они проходят организовано по всем предметам. С этой целью создан координационный Центр на базе Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В. Никольского.

В текущем учебном году на школьном, районном (городском) этапах предметных олимпиад приняло участие более 50,0 тыс. школьников (каждый третий школьник). На третьем (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по 20 предметам приняло участие 1875 учащихся 8–11 классов (в том числе 1687 – по предметам Всероссийской олимпиады школьников, 188 – по региональным предметам: чувашскому, мордовскому и татарскому языкам). Определено 349 победителей и призеров предметных олимпиад (в том числе 283 – по предметам Всероссийской олимпиады школьников, 66 – по региональным предметам , включая учащихся из 4 регионов).

В 2009 году 26 участников стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по 12 предметам, в 2008 году 36 – по 16 предметам, в 2007 году – 28 по 14 предметам (в 2006 г. – 18 по 12 предметам).

Чувашская Республика по соотношению числа победителей и призёров интеллектуальных олимпиад на 10,0 тыс. школьников вышла на 2-е место в стране после Санкт-Петербурга. Вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось количество «звёзд и звёздочек» на различных всероссийских научно-исследовательских и  творческих конкурсах.

Сформирована база данных победителей и призеров республиканских и Всероссийских олимпиад за последние 3 года, в которую на сегодня включено более 800 школьников, начата реализация проекта по их педагогическому сопровождению преподавателями.

Достижения школьников заносятся в «Портфолио ученика». Это еще один проект, который реализуется в Чувашии на протяжении нескольких последних лет. В настоящее время идет его внедрение в практику работы всех образовательных учреждений республики, а к 2012 году появится ещё одна форма оценки качества образования - регулярная промежуточная оценка качества по единым материалам. К 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников с обозначением в документах об образовании позиции об оценке внеучебной деятельности выпускника. 

Современное образование нуждается и в современных педагогических кадрах. Квалифицированные педагоги – это реальная сила качественного обновления наших школ. В образовательных учреждениях введена система портфолио учителя, второй год аттестация педагогических и руководящих работников ОУ проходит по новым вариативным формам и процедуре проведения аттестации: учителя сдают единый государственный экзамен по своему предмету, проходят тестирование  на IТ-компетенцию, проверяется их умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы. Проверка предметной компетентности (ЕГЭ для учителя) в целом показала неплохой уровень знаний.

Уникальная технология (единственная пока в России) анализа результатов ЕГЭ учителей и выпускников школ позволяет перенастроить методическую работу, корректировать программы повышения квалификации учителей, сформировать индивидуальные образовательные программы для учителя и для ученика, подготовить предложения по разработке контрольно-измерительных материалов.

Существенно изменена система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Необходимость инновационного прорыва в обеспечении индивидуально творческой переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования обусловила создание в Чувашском республиканском институте образования системы управления качеством методического обслуживания педагогических работников по модульной технологии. В основе лежит принцип индивидуального выбора учителем учебно-методических модулей, необходимых для повышения квалификации. Кафедрами в 2008 году было предложено 274 модульные программы (в 2007 г. – 220, в 2006 г. – 161, в 2005 г. – 120).

В 2009 году Минобразованием Чувашии ведется работа по  разработке и внедрению системы открытого электронного образовательного рейтинга муниципалитетов и школ. Система имеет трехуровневую структуру (школа,  район, субъект). Войдя на сайт без какой-либо регистрации, любой человек может получить информацию о школе по различным направлениям её деятельности, о кадровом составе, о финансовом состоянии учреждения, динамике и перспективах развития.

Данная система станет не только инструментом стратегического планирования развития республиканской системы образования, но и добавит  дополнительные аргументы и основания  для увеличения финансирования. Проект является шагом к тому, чтобы управление, мониторинг и школьная отчетность стали цифровыми, чтобы получение любой формы отчетности происходило через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитации.

Все обязательства по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования» выполнены.

Эффекты РСОКО:

• Получение объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг;

• Повышена заинтересованность директора и педагогического коллектива в  конечном результате своего труда

• Информатизация стала неотъемлемой частью образования

• Служит эффективным ресурсом для современной организации труда управленца, педагога, школьника

4. Формирование государственно-общественной системы управления образованием. 

КПМО дополнительно инициировал активность общественных формирований. В настоящее время в республике сделаны существенные шаги на пути к обеспечению участия общественности в управлении образовательными учреждениями. В начале 2008 года завершился республиканский эксперимент по внедрению различных форм государственно-общественного управления образованием. Созданы республиканский Союз попечителей образования, Ассоциация руководителей образовательных учреждений, Ассоциация учителей, муниципальные общественные советы (во всех 26 муниципальных районах  и городских округах). Во всех школах сформированы органы государственно-общественного управления (ГОУ), обладающие комплексом управленческих полномочий,  в том числе по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

По состоянию на 1 декабря 2008 года 100 % школ разместили публичные отчеты на Интернет-сайтах, 100 % школ регулярно обновляют сайты, где отражается учебная и внеучебная деятельность общеобразовательного учреждения.

Все показатели по направлению «Расширение общественного участия в управлении образованием» перевыполнены благодаря возрастанию социальной активности общественности, формированию современной культуры управления, организации  и проведению серии обучающих семинаров по подготовке общественных управляющих.

Важнейшим достижением КПМО является закрепление институтов общественного участия управления образованием в лице управляющих советов, которые:

- участвуют в распределении бюджетных средств стимулирующей части ФОТ;

- согласовывают соответствующие образовательные программы образовательного учреждения;

- согласовывают ежегодный публичный доклад директора образовательного учреждения;

- участвуют в наблюдательных комиссиях при проведении ЕГЭ.

Риски дальнейшего расширения общественного участия связаны с отсутствием норм, устанавливающих реальную ответственность гражданских институтов за результат деятельности образовательного учреждения, включая расходование бюджетных средств.

Эффекты ГОУ:

• Участие в распределении бюджетных средств стимулирующей части ФОТ

• Согласование ежегодного публичного доклада директора ОУ

• Участие в наблюдательных комиссиях при проведении ЕГЭ

• Переход учреждений в режим открытого функционирования

• Рост правового и гражданского самосознания общественности, общественных управляющих, родителей и учащихся

5. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики было обязательным условием получения федеральной субсидии. НСОТ обеспечивает взаимосвязь заработной платы с качеством труда, нормирование и «прозрачный» учет в оплате труда всех видов деятельности учителей, участие общественных органов в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ) и т.д.

ФОТ работников ОУ с сентября 2007 года состоял из базовой и стимулирующей частей. Во всех школах введена стимулирующая часть ФОТ для всех работников, размер которой зависит от эффективности и качества работы. Стимулирующий фонд в 2007/2008 учебном году составлял 10% от общего ФОТ работников школы, с сентября 2008 года он увеличился до 20%. Качество, результативность труда работников определяются на основании выполнения утверждённых школой критериев и показателей. Стимулирующий фонд распределяется с участием органов государственно-общественного управления образованием.

С 1 января 2009 года в системе образования республики введена новая система оплаты труда, основанная на профессионально-квалификационных группах. Фонд оплаты труда состоит из базовой и стимулирующей части и компенсационных выплат. 

На введение НСОТ фонды оплаты труда работников бюджетных учреждений сферы образования и науки увеличены на 25,0%.

Средняя заработная плата в образовании в целом (включая федеральные учреждения) в январе–мае текущего года составила 8630,5 руб. и увеличилась по сравнению с 2008 года на 14,3%. Это выше темпа роста средней заработной платы в Российской Федерации (11,9%), Татарстана (8,1%), Нижегородской (7,4%), Пензенской (12,0%), Самарской (10,0%) областей.

Средняя заработная плата учителя в мае текущего года составила 10563 руб. и увеличилась к уровню по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,0%, а к уровню 2006 года – в 1,96 раза. 20,0% учителей с высшей квалификационной категорией получают заработную плату (12042 руб.) на 11,0% выше средней заработной платы в экономике (10840,2 руб.).

Доля стимулирующей части фонда оплаты труда в школах в целом по республике составляет 19,2% от общего фонда оплаты труда.

В сентябре – октябре 2008 года было проведено социологическое исследование «Оценка уровня удовлетворенности качеством образования в Чувашской Республике». В ходе исследований изучалась и степень удовлетворенности педагогических работников введением НСОТ. В основном все опрошенные удовлетворены введением НСОТ. Учителей неудовлетворенных новой системой оплаты труда в городе 1,7%, в селе 6%. Более высокий уровень неудовлетворенности системой оплаты труда учителями сельской местности объясняется, по-видимому, отменой некоторых льгот, которые сельские учителя получали в условиях плановой экономики.

Анализ количественных показателей, характеризующих степень выполнения обязательств по направлению «Введение новой системы оплаты труда учителей»,  позволяет сделать следующие выводы: по всем показателям плановые значения в 2009 году будут выполнены.

Эффекты НСОТ:

- Самостоятельность образовательных учреждений;

- Зависимость зарплаты от качества образовательной услуги;

- Повышение и дифференциация зарплаты учителей;

- Вовлечение общественности в образовательный процесс; формирование социального персонального заказа в системе образования

Основные итоги и достижения КПМО в Чувашской Республике следующие:

Повышение заработной платы в связи с введением НСОТ начинает восприниматься учителями и руководителями образовательных учреждений как финансово-экономический механизм стимулирования качества образования, т.е. происходит принятие учителями принципа оплаты за результат.

Происходит дифференциация заработных плат педагогов в зависимости от качества труда внутри ОУ.

Происходит оптимизация численности педагогических работников.

Распределение стимулирующей части оплаты труда проводится с участием управляющих советов общеобразовательных учреждений с учетом показателей качества  и результативности деятельности учителя.

Таким образом, можно констатировать, что введение новой системы оплаты труда стало толчком для качественного изменения работы учителя. Если раньше дополнительная работа (занятия с одаренными детьми, проведение экскурсий, проектная деятельность и др.) некоторыми учителями воспринималась как обременительное неблагодарное занятие, то сегодня большинство педагогов становятся заинтересованными в том, чтобы их дети получали не только знания, но и компетентности, и социальный опыт, так как и от этих показателей зависит заработная плата каждого из педагогов.

Многие муниципальные образования пришли к пониманию необходимости создания собственных систем мониторинга, включающих новые формы сбора информации и горизонтального взаимодействия. Мониторинговые исследования разного типа уверенно занимают позиции необходимого элемента в процессе модернизации образования и становятся необходимым основанием для принятия стратегического управленческого решения. 

Система оценки качества образования муниципальных образований включают в себя:

– механизмы учета учебных достижений учащихся;

– механизмы учета внеучебных достижений учащихся;

– механизмы, предполагающие новый подход к оценке результата деятельности педагога, основанные на показателях качества образования;

– механизмы оценки содержания образования, в том числе воспитательного процесса;

– анализ качества ресурсов образовательного учреждения.

Растет роль «портфолио» ученика, который явно преобладает над другими механизмами учета внеучебных достижений учащихся.

Укрепляется конкуренция в системе образования в разных сферах: между учителями на основе стремления к большей результативности, между образовательными учреждениями за получение финансовых средств на основе предъявления качества работы.

Оценка качества образования через систему критериев и индикаторов становится нормой и переориентирует деятельность не только педагогических работников, но систему образования в целом, делая ее более адекватной требованиям современного общества, а школьников - конкурентоспособными не только на республиканском, но и российском уровне.

В 2008 и 2009 годах в рамках реализации КПМО проводилось изучение удовлетворенности населения (родителей, членов управляющих (попечительских) советов, учащихся, учителей) качеством образования. Это позволило оценить удовлетворенность качеством образования различных участников образовательного процесса в динамике.

Удовлетворенность респондентов качеством образования оценивалась вопросами, которые позволяют оценить удовлетворенность населения учебным процессом и уровнем профильного образования, включая полученные профессиональные и личностные компетенции учащихся. В свою очередь, учебный процесс оценивался тремя составляющими: 1) техническое или инфраструктурное обеспечение, включая учебно-методическое обеспечение; 2) содержательная сторона образования; 3) эмоционально-психологическая удовлетворенность выпускников. Для полноты картины предлагались вопросы о намерениях выпускников продолжить профильное образование, о необходимости дополнительных занятий с репетиторами, а также оценки направлениям реформ и деятельности профессиональных и общественных групп. Для корректного сравнения и комплексной оценки уровня удовлетворенности респондентов по всем составляющим образовательного процесса был применен индексный метод.

В целом все группы респондентов в 2008-2009 гг. достаточно высоко оценили качество образования в школах республики. Интегральный индекс удовлетворенности качеством образования в 2009 г выше, чем в 2008 г. и находится в интервале 0,75 - 0,90 у 4-х групп населения. В наибольшей степени удовлетворены учителя - непосредственные производители образовательных услуг, ниже оценивают качество образование потребители образовательных услуг – выпускники и еще ниже члены попечительских Советов. Городское население более удовлетворено качеством образования, чем представители села.

Таким образом, КПМО в Чувашской Республике стал одним из инструментов управления результатами, позволяющим перевести внедрение инноваций в регулярный режим и способствующим дальнейшим положительным системным эффектам. Реализация всех направлений КПМО в комплексе позволило достичь главных задач, стоящих перед отраслью.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100