Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Николая Карпушина, руководителя КПМО Пермского края




Презентация к выступлению 

Заканчивается третий год реализации комплексного проекта модернизации образования, который был ориентиром в образовательной политике последние годы. За это время мы прошли путь, равный, наверное, десятилетию по количеству и качеству изменений, происшедших в системе образования. Важно, что этот путь мы проходили не в одиночку, а вместе с еще 30-ю субъектами РФ. Заданные параметры деятельности, постоянный обмен опытом, возможность использовать наработки друг друга позволили максимально быстро и точно пройти сложный путь преобразований.

Мы понимаем, что на самом деле КПМО не заканчивается, а переходит в другой, может быть более сложный, режим институализации всех новшеств. Тем важнее сегодня определиться в общих подходах к следующему этапу КПМО.

Я не буду останавливаться на мероприятиях, которые мы проводили, чтобы добиться требуемых результатов. Я доложу о выполнении обязательств, остановлюсь на наиболее ярких, пермских, примерах решения задач, стоящих перед всеми регионами, и, конечно, на перспективах продолжения работ по всем направлениям КПМО.

Сразу обозначу, что в мониторинг эффективности КПМО мы включили абсолютно все школы Пермского края, поэтому, конечно, достичь требуемых результатов было нелегко. Но зато мы научились все жить и работать в параметрах открытости, прозрачности, постоянного мониторинга выполнения целевых показателей.
Итак, первое направление. Считаю его самым важным и трудным.  Мы выполнили все показатели: ввели НСОТ с 1 сентября во все школы Пермского края, выдержав общую идеологию 14 принципов. Обеспечили повышение средней заработной платы педагогов до планируемого уровня, причем важно, что появилась группа высокооплачиваемых учителей, заработная плата которых составляет 15-25 тысяч рублей. Т.е. обеспечена существенная дифференциация заработной платы среди учительского коллектива с учетом результатов деятельности.

На наш взгляд, интересной представляется идея матричного подхода к оценке эффективности деятельности учителя, в рамках которой мы точно фиксируем те показатели, которые являются общими для всех учителей, но с разбивкой по классам. Эти показатели соответствуют основным приоритетам в сфере образования, обозначенным  губернатором и Правительством Пермского края. Эти критерии обсуждались и  учителями, и родителями, и общественностью, включая профсоюзы. При этом система открыта и каждая школа может совершенствовать свой школьный компонент ключевых.

В рамках следующего направления – перехода на нормативно подушевое финансирование мы выполнили все главные задачи. Во-первых, смогли повысить нормативы для сельских  и городских  школ до планируемого уровня.

Особенностью и гордостью стало то, что норматив мы смогли довести до уровня школы, предусмотрев как дотации на переходный период тем школам, которые в него не вписались, так и усовершенствовав норматив по ступеням образования. Новинкой этого года является то, что норматив доводится до школ вместе с муниципальным заданием, основанным на приоритетах, обозначенных в 55-м Указе губернатора.

Причем в норматив мы «упаковали» как средства регионального, так и средства местного бюджета, создав тем самым единый норматив. Сейчас методика расчета норматива местного бюджета различается в территориях. Наша задача на следующий год – формирование норматива на коммунальные расходы и содержание материальной базы  по единой методике, включая и расходы на земельный налог. Итогом может явиться то, что сконсолидировав все части нормативного финансирования из расчета на 1 ученика, поняв его полную стоимость, мы можем смело переходить на так называемую дефрагментацию норматива и тогда директор в качестве заказчика будет способен вывести на аутсорсинг непрофильные услуги деятельности школы.

Сложнейшие содержательные задачи стояли перед нами по направлению «Создание новой системы оценки качества образования». И дело здесь не в выполнении формальных показателей, которых мы, конечно,  достигли. У нас неплохие результаты:  72% выпускников сдавали 3 и более экзамена при плане 60%, а, значит могли поступить в  вузы и ссузы. По 11 предметам из 13-ти у нас результаты выше среднего по России.

Проблема в другом: не решена задача перестройки всего содержания деятельности школы в направлении компетентностного подхода. Не подготовлены учителя, учебники не соответствуют новым требованиям, ЕГЭ – не компетентностного характера. Считаю, что данное направление – главное поле нашей деятельности в ближайшие 3 года. Выстраиваемая нами система оценки качества образования включает 5 блоков результатов: учебные достижения (не только ЕГЭ, но и региональные исследования), внеучебные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования), воспитанность учащихся (главное – отсутствие правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних),  здоровье, а также общественная оценка качества образования.

Теперь об особенностях формирования новой системы оценки качества в Пермском крае. С 2008 года в рамках проекта «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края» создана и запущена система электронных дневников учащихся. Это первый этап большого проекта по развитию системы информационных услуг, предоставляемых учащимся, родителям и педагогам.  Электронные дневники ввели 189 школ, охватив более 19 тыс. учащихся. По сравнению с традиционным дневником электронная система предоставляет более полную и актуальную информацию для родителей и учеников: расписание, домашние задания с материалами для подготовки, прогноз домашней нагрузки, подробные сведения посещаемости, рейтинг успеваемости.

Прямая связь с педагогом становится возможной посредством сети Интернет без посещения школы. Мы понимаем, что нагрузка педагогов вырастает, поэтому запланировали введение с 2010 года денежного норматива из расчета на 1 дневник. В новом учебном году нам предстоит осваивать систему совместной подготовки педагогов к урокам, систему электронного сопровождения самостоятельной работы учащихся и дистанционного обучения. Уверены, что телекоммуникационная образовательная сеть способна стать элементом системы оценки качества образования и действенным механизмом повышения его качества.

Более подробно о телекоммуникационной сети речь пойдет на секциях, но кратко обозначу основные ее  возможности. Во-первых, учащиеся и их родители смогут:

• Просматривать домашние задания и темы уроков, данные по успеваемости,  посещаемости, рейтинги;

• Планировать домашнюю нагрузку;

• Использовать  материалы урока, размещенные учителями в сети.

На первый взгляд кажется, что это не новинка, и это есть во многих школах. Однако особенностью построения информационного образовательного пространства Пермского края являются новые технические решения, а именно: программное обеспечение как сервис, что упрощает обслуживание всей инфрраструктуры, и наполнение информационной среды – по принципу WEB 2.0, главным компонентом которой является социальные сервисы. Другими словами, такая сеть напоминает  пчелиный улей, где каждый несет свой вклад в ячейки, чем делает среду интересной и нужной.

Возможен обмен сообщениями между педагогами, учениками и родителями,  отражение школьной жизни в блогах, новостях,  организация клубов, конкурсов, олимпиад силами школ.

По карте можно найти любую школу в сети, увидеть ее особенности, сравнить результаты деятельности по ряду показателей, отправить запрос в Интернет-приемную.

Появляются новые инструменты для педагогов:

• ведение электронного журнала,

• организация самостоятельной работы учащихся с электронными материалами,

• подготовка к урокам совместно с другими педагогами (обмен материалами уроков, видео, презентациями).

Все основные сервисы уже разработаны, полномасштабное использование начинается с 2010 года.

Логично, что мы, внедряя эту систему, не могли замкнуться  только в рамках Пермского края, поэтому по инициативе губернатора мы предложили другим регионам включиться в апробацию этой системы. Мы обратились в Чувашию, Ульяновскую, Пензенскую, Тверскую, Кемеровскую, Кировскую  области и этот список открыт. Приглашаем всех к сотрудничеству.   И это бесплатно!

Продолжая разговор о качестве образования в рамках данного направления  считаем, что удачной оказалась находка запуска двух программ на телевидении: «Наше классное кино» и «Вне урока», в ходе которых идет обсуждение и моделирование типичных жизненных ситуаций, решение детских проблем, анализируются знаковые отечественные фильмы на актуальные для подростков темы. В целом эти программы направлены на формирование ключевых компетентностей учащихся средствами телевидения.

В ближайшей перспективе новая система оценки качества образования становится действенным механизмом изменения самого качества образования, инструментом влияния на заработную плату педагогов, а также основным фактором, влияющим на саморазвитие образовательной сети. Новая система оценки качества образования, основанная на компетентностном подходе, задает и другую по форме и по содержанию организацию повышения квалификации педагогов. Фундамент такого влияния мы заложили в ходе реализации проекта, и это важный эффект КПМО.

Другим несомненным эффектом является институализация использования различных рейтингов в качестве стимулов к модернизационным изменениям. В системе образования используется общий рейтинг территорий, рейтинг школ по результатам ЕГЭ и ЕМТ, рейтинг законопослушности. Считаем этот механизм действенным инструментом развития качества образования.

Особое внимание было уделено мероприятиям по развитию сети образовательных учреждений. Нам потребовалось создать пространственно-экономическую модель изменений имущественного комплекса с пониманием возможных образовательных последствий изменения сети. Другими словами. Мы не резали по живому. При этом мы значительно улучшили  оснащенность ОУ, увеличили наполняемость классов в сельских и городских школах, а также количество старшеклассников в расчете на 1 среднюю школу.

Основными инструментами решения задач стали принятые земскими собраниями всех территорий программы развития сети ОУ, введение новых финансовых механизмов, ведение рейтинга территорий, поставка автотранспорта, в том числе катеров, для подвоза детей, оснащение современным оборудованием практически каждой школы. Кроме того, финансово поддерживаются учреждения, которые не укладываются  в норматив.

Основными моделями школ в новой сети стали школы для старшеклассников, базовые школы с сетью филиалов и учительские дома.

С учетом новых моделей школ каждая территория разработала свои программы развития сети. Основной моделью по предоставлению учащимся оптимальных возможностей получения качественного образования  выбрана «Базовая школа» с сетью филиалов, которая позволяет обеспечить концентрацию образовательных, материальных, финансовых и прочих ресурсов, расширить социальные контакты сельских школьников, обеспечить доступ к центрам культуры и спорта.

За два года сформировано 39 Базовых школ, изменен статус 72 учреждений. Ликвидированы 44 школы, так как их имущественный комплекс не соответствовал требованиям надзорных органов, небезопасен для пребывания детей и не обеспечивал требуемое качество образования.

Мы считаем, что  организация обучения детей младшего возраста в начальной школе должна быть максимально приближена к их месту жительства. В связи с этим разработан и начинает действовать проект «Учительский дом», суть которого состоит в том, что в одном здании учитель будет проживать и вести образовательную деятельность учащихся начальной школы. Наибольший эффект можно достичь при организации таких школ как негосударственных, с размещением муниципального заказа с соответствующим государственным финансированием. Строительство 2-х таких комплексов уже началось в Коми-Пермяцком округе и в ноябре вводятся в строй.

В Пермском крае, в целях предоставления возможностей качественного образования учащимся старшей ступени, обеспечения  самостоятельного выбора образовательных программ с учетом уровней сложности в крае открываются «Новые образовательные центры – школы для старшеклассников».  В 2008 году их открыто 5 (Пермь, Чусовой, Нытва, Чернушка, Добрянка). В 2009 году откроются еще 3 (Чайковский, Губаха, Березники). За счет концентрации ресурсов в этих школах дети получают полноценное современное образование, занимаясь по индивидуальным образовательным траекториям, включаясь в социальные и производственные практики на предприятиях края.

А общее, нелинейное,  расписание занятий в этих школах выглядит таким образом. Классов как таковых нет, есть предметные группы, с разным уровнем сложности изучения предмета. Очень интересный, перспективный, востребованный опыт. Готовы к его распространению.

В целях повышения доступности качественного образования 3 года назад в Пермском крае введено и уже успешно апробировано дистанционное образование, позволяющее изучать предмет на любом уровне сложности независимо от места жительства на базе отобранных сетевыми педагогами лучших цифровых ресурсов. В этом году дистанционно уже занимаются около 4 тысяч школьников. Часть изучают предмет на базовом уровне, но большая часть – на профильном. Понятно, что никакое дистанционное образование не заменит живого общения с учителем, однако для решения специфических задач интерактивные технологии весьма эффективны. Остались проблемы полноты легитимности такого образования, которые мы должны решить в следующем учебном году.

В рамках развития общественного участия в управлении образованием мы выполнили все показатели: создали органы общественного управления во всех школах, научились формировать и размещать публичные отчеты на сайтах, общественные управляющие участвуют в проведении ЕГЭ и процедурах лицензирования и аккредитации.
Формы включения общественности в управление образованием самые разные. На муниципальном уровне  созданы общественные организации родителей, в Перми есть общественный совет при Главе  города, в Нытве работает районная родительская палата. Нормой становится проведение городских и районных родительских собраний.

Нормативно все закреплено. Однако на деле своими полномочиями управляющие советы пользуются осторожно, опасаясь включаться в самые необходимые направления, такие как составление учебных планов, образовательных программ, штатного расписания. И  научиться полнее и грамотнее использовать свои полномочия – задача следующего года.

В связи с этим разработана система обучения общественных управляющих в разных формах. Это и очно-заочные формы, дистанционное обучение, проведение мастер-классов управляющих советов, имеющих успешный опыт работы и т.д. С сентября данная схема подготовки общественных управляющих начинает действовать.

Считаем перспективной и актуальной систему тьюторского сопровождения деятельности управляющих советов Пермского края. В каждом муниципалитете будут подготовлены не менее 2-х тьюторов, которые будут осуществлять обучение и последующее консалтинговое сопровождение деятельности членов управляющих советов.

В целях выявления, поддержки и распространения лучших практик работы управляющих советов мы провели краевой конкурс инновационных социально-образовательных проектов по расширению общественного участия в управлении образованием «Путь к партнерству!». 20 лучших заявок получили поддержку Министерства образования. Проходят различные конкурсы и в территориях. Так, в Перми прошел конкурс «Самая комфортная школа», в состав комиссии входили члены управляющих советов школ.

В крае наработан опыт постоянного проведения общественных слушаний по вопросам модернизации образования. Подготовлено экспертное сообщество, состоящее как из представителей профессиональной среды, так и из общественных организаций. 

Экспертизы проходят как по отдельным вопросам, так и по целым направлениям реализации КПМО. В 2008 году создана Общественная комиссия по КПМО, работающая постоянно над выявлением рисков, предложениями по их устранению, а власть планирует действия в соответствии с предложениями экспертов.

Одним из ключевых вопросов расширения общественного участия в управлении образованием является формирование корректных (цивилизованных) отношений между общественным сообществом, выступающим в роли заказчика и оформляющим «Гражданский заказ», и профессиональной учительской средой, реализующей предъявленный «заказ» в соответствии с оговоренными условиями взаимодействия.

Перспективным направлением видится разработка действующих механизмов формирования гражданского заказа системе образования при обязательной  взаимной ответственности, основанной на понимании специфики полномочий сторон и сфер влияния на детей в ходе образовательного процесса в форме общественного договора.  

Новые подходы к организации повышения квалификации представлены в концепции обучения педагогических кадров: это прежде всего доведение денег на повышение квалификации непосредственно до школы, реальный выбор программ повышения квалификации. Учитель, образовательное учреждение становятся реальными заказчиками услуг по повышению профессиональной компетентности.

В соответствии с дорожной картой провели конкурс на открытие 20 центров инновационного опыта. Школы, получившие статус ЦИО, а это, в основном, победители нацпроекта, транслируют передовой опыт, разрабатывают инновационные продукты, тем самым формируют круг единомышленников для работы над новыми идеями и овладения новыми компетенциями. Идет формирование инновационной среды, направленной на профессиональное развитие педагогов.

В перспективе - переход на модульную систему повышения квалификации, механизм которой сейчас апробируется в 4-х районах.

Нашим ноу-хау мы считаем создание сети Университетских округов. Их создано 3. ВШЭ объединила школы, работающие над развитием качества образования, Классический университет объединил базовые школы, а Педагогический университет – инновационные школы, ставшие центрами инновационного опыта в Пермском крае. Все программы повышения квалификации собираются в единый банк программ, учитель выбирает модульные программы по интересующей его тематике в разных вузах. Центры инновационного опыта становятся частью системы повышения квалификации.

С 2007 года учителя Пермского края формируют и размещают в сетевом ресурсе профессиональное портфолио, которое используется как для распространения передового педагогического опыта, так и для аттестации педагогов. С 2009 года аттестация педагогов и руководителей проводится в основном на основе портфолио. В сети зарегистрировано уже около 5 тыс. портфолио педагогов. 

Переходим к процессам организационного сопровождения КПМО. Нам удалось на практике реализовать  стратегию автоматизации отраслевого управления, что обеспечило полномасштабное  вхождение в проект всех 950 общеобразовательных учреждений Пермского края с одновременным отображением результативности их деятельности в системе электронного мониторинга. В настоящее время система  мониторинга поддерживается  действующим на профессиональной основе операторским  коллективом, способным  отображать  в  формате сетевого мониторинга  и практически в режиме реального времени  проектную динамику и соответствующие управленческие процессы в 99% школ и 100% муниципальных образований.

Система управления КПМО Пермского края спроектирована в соответствии с концепцией  «электронного правительства». Информационно-технологической основой управления  КПМО  является  иерархически интегрированные сетевые ресурсы: федеральный портал «Мониторинг результативности КПМО»  – kpmo.ru и  аналитический и учебно-консультационный сайт Регионального оператора КПМО -  kpmoperm.ru.

Указанные ресурсы также являются элементами формирующейся многокомпонентной региональной сетевой системы «Электронное образование».

Для удобства многочисленных и разных по квалификации пользователей действует сервисный ресурс «Навигатор КПМО», обеспечивающий  дружественную коммуникацию в виртуальном пространстве единой информационной базы проекта.

«Навигатор КПМО» отражает проектную динамику в разрезе выполнения принятых обязательств, текущих показателей, а также генерирует сравнительные рейтинги по отдельным направлениям и индикаторам  в разрезе всех участников проекта от уровня общеобразовательных школ, муниципальных систем образования до  субъектов РФ, реализующих КПМО.

Развитие электронно-сетевых средств управления КПМО стало катализатором работ по созданию единой отраслевой базы данных, включая региональный мониторинг «Рейтинг территорий», мониторинг результативности КПМО, исследования академической успешности, законопослушности, профориентационной готовности школьников и ряд других.

Система электронного мониторинга КПМО позволяет получить почти исчерпывающий  объем  статистических данных. Однако этой информации недостаточно  для оценки социальной эффективности модернизации. «Человеческое измерение» КПМО, представленное в общественном мнении, конкретизированное  в ожиданиях изменений, мотивации участия в проекте стало предметом лонгитюдного панельного социологического  исследования. Полученные результаты позволили понять структуру и  углубить представления об основных социальных трендах модернизации, отражающих степень достижения конечных целей  РКПМО. На слайде представлены  мнения участников образовательного процесса о произошедших позитивных изменениях в системе образования за период реализации КПМО. Наибольшие положительные сдвиги произошли в информационном освещении деятельности сферы образования, материально-техническом оснащении, в качестве образования, в системе повышения квалификации педагогов.

Мы считаем, что достаточно на высоком уровне ведется информационное сопровождение КПМО. Еженедельно  в самое удобное время выходит передача «Вести образования», снимаются сюжеты по направлениям КПМО в ОУ, о модернизационных процессах много пишут местные СМИ.

Кроме того, 4 раза в год выходит журнал «Умный» по реализации КПМО в Пермском крае. Это журнал для педагогов и руководителей. А для родителей выходит другой журнал «Умный», где также есть информация о модернизации образования в Пермском крае. В раздаточном материалы мы приготовили для Вас 2 журнала «Умный»: и для педагогов и для родителей. Журнал для педагогов полностью посвящен новой системе повышения квалификации, нашим Университетским округам, опыту центров инновационного опыта, вошедших в Округ при педуниверситете.

И в заключении, Пермский край открыт для сотрудничества, обмена опытом, обсуждению механизмов продвижения идей модернизации образования, прежде всего по таким значимым  для нас темам, как

• внедрение НСОТ, формирование и доведение норматива,

• механизмы модернизация сети,

• электронное образование,

• создание управляющих советов и  наделение их полномочиями,

• и, конечно, портфель достижений учителя в его современном понимании, с выходом на  личные траектории своего развития.

Призываю всех действовать совместно.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100