Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа групп по направлению "Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием и участия СМИ в формировании новых представлений о качестве образования"




В рамках второго дня работы Межрегиональных общественных обсуждений реализации региональных Комплексных проектов модернизации образования продолжилась работа группа по направлению "Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием и участия СМИ в формировании новых представлений о качестве образования". В данном направлении прошла работа в группах:

Общественное участие в управлении образованием

Проектирование региональных программ продолжения (начала) внедрения эффективных моделей КПМО и расширения их социально-экономического действия в 2010-2012 годах

Презентация "Реализация КПМО: эффекты и перспективы"  

 

Общественное участие в управлении образованием

 

В рамках межрегионального семинара «Анализ эффектов реализации КПМО в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Обеспечение и содействие модернизации систем образования во всех субъектах Российской Федерации», которое проходит 18 - 19 сентября 2009 г. в г. Благовещенске Амурской области была организована работа семинарских групп по направлениям «Общественное участие в управлении образованием», «Проектирование региональных программ продолжения (начала) внедрения эффективных моделей КПМО и расширения их социально-экономического действия в 2010 – 2012 годах».

Виктория Шолохова, заведующая кафедрой ГОУ ДПО Амурской области Амурский областной ИПКиППК, региональный эксперт группы «Общественное участие в управлении образованием», обозначила проблематику заседания секции на основе вопросов, которые были выявлены в ходе обсуждения в первый день работы семинара:

• Кому нужен Управляющий совет: обществу или образованию?

• Каким образом может быть организован гражданский заказ образованию: формирование и выполнение?

• Модели Управляющего совета: какими могут и должны быть?

Заседание рабочей группы прошло в форме дискуссии.  Во время которой были определены возможности перехода Управляющего совета от стадии формализации к стадии институциализации. Стратегический переход рассматривался как разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов. Ресурсный переход – как создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов (родителей и других представителей), их участие в финансово–экономической деятельности школы. Информационно-координирующий – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования.

В ходе дискуссии были определены эффекты, которые удалось достичь в Амурской области благодаря общественному участию в управлении образованием:

• расширение поля социального партнёрства в образовании;

• привлечение в управление образованием представителей общественности, депутатов;

• получение дополнительных инвестиций в образование за счёт социального партнёрства;

• привлечение внимания общественности к общественному участию в управлении образованием (публикации в СМИ, работу сайта и т.д.);

• создание функциональной нормативной базы деятельности органов государственно-общественного управления, разработка и апробация содержания и механизма мониторинговых исследований организации  деятельности органов государственно-общественного управления.

Участники обсуждений отдельно остановились на факторах, обеспечивших социальные эффекты в регионе. К внешним факторам отнесены - взаимодействие с представителями родительской общественности, общественные организации, фонды, ассоциации выпускников, СМИ. К внутренним - профессиональное сообщество образовательного учреждения, ученическое самоуправление.

Директором муниципального Центра образования г. Зея Ниной Вивдыч были отмечены факторы, которые эффективно влияют на прозрачность образовательного процесса и заинтересованность общественности, власти в управлении образованием:

• поддержка муниципалитетами государственно-общественных форм управления образованием;

• практика предъявления и исполнения региональных и территориальных заказов на оказание образовательных услуг по профильной подготовке на третьей ступени общего образования;

• привлечение дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;

• установление обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе.

Обсуждая проблему формирования гражданского заказа образованию, Виктория Бабюк, заместитель главы администрации Белогорского района по социальным вопросам, остановилась на  рисках и ограничениях, которые необходимо учитывать в ходе реализации КПМО. Во время дискуссии участники анализировали не только социально-экономические условия развития образования Амурской области, но и субъектов ДФО, которым близок обозначенный круг проблем:

1) отсутсвие механизма взаимодействия между общественной и государственными ветвями управления образованием;

2) авторитарность большинства  руководителей образовательных учреждений;

3) недостаточная компетентность членов Управляющих советов в вопросах общественного участия в управлении образованием;

4) отсутствие системы подготовки общественных управляющих;

5) низкая мотивация общественности к участию в управлении образованием;

6) сложность организации Управляющего совета в малокомплектных и малочисленных школах;

7) отсутствие критериев оценки системы государственно-общественного управления в образовательном учреждении; недостаточная проработанность нормативной базы.

В ходе дискуссии участники семинарской группы вышли на вопрос об эффективных моделях Управляющего совета для диссеминации опыта в других субъектах и критериях оценки системы государственно-общественного управления в образовательном учреждении. В ходе аналитического обсуждения было предложено  несколько моделей Управляющих советов муниципального уровня и уровня учреждений.

Подводя итоги работы семинарской группы, участники вышли на создание Дорожной карты, которая учитывает дальнейшее развитие механизма взаимодействия между общественной и государственными ветвями управления образованием.

 

Ольга Вакуленко, Инна Макарова,

информационно-аналитическая группа Амурской области

 

Проектирование региональных программ продолжения (начала) внедрения эффективных моделей КПМО и расширения их социально-экономического действия в 2010-2012 годах


В рамках общественных обсуждений состоялась работа группы «Проектирование региональных программ продолжения (начала) внедрения эффективных моделей КПМО и расширения их социально-экономического действия в 2010 – 2012 годах». Основная цель ее участников - оценка эффективности реализующихся моделей КПМО в образовательных учреждениях Амурской области и проектирование региональных программ продолжения внедрения эффективных моделей КПМО. Поскольку заседание, прошедшее 18 сентября, было посвящено рассмотрению рисков при внедрении региональных программ,  сегодня акцент был сделан на их проектировании  и этапах внедрения.

Перед  участниками рабочей группы стояли следующие задачи:

- осуществить обмен опытом реализации направлений КПМО на региональном и муниципальном уровнях;

- выявить социально-экономические  эффекты внедрения КПМО в регионах и их дальнейшее развитие; 

 - определить наиболее эффективные  модели развития регионального, муниципального образования.

В качестве основных приоритетов развития системы образования в Амурской области  были обозначены:

- обеспечение доступности современного качественного образования;

- кардинальное обновление организационно-экономических механизмов системы образования:

- повышение конкурентоспособности профессионального образования;

- создание современной системы непрерывного образования.

Проектирование региональной программы продолжения внедрения эффективных моделей КПМО требует реализации ряда действий: 

- рассмотреть региональный стандарт качества условий образовательного процесса, провести экспертизу соответствия образовательных учреждений региональному стандарту;

- разработать единую  муниципальную локальную сеть;

- продолжить развитие общественно-государственного управления в ОУ, разграничение полномочий органов управления; 

- установить тесную взаимосвязь со СМИ.

Людмила Лисина, заведующая кафедрой управления образованием ГОУ ДПО Амурский областной ИПК и ППК г. Благовещенск, отметила, что прогнозирование условий успешной реализации программы возможно и необходимо. Опыт работы показывает, что особое значение имеют такие условия как: сбалансированность сети образовательных учреждений, равноправие гражданских институтов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Ирина  Кулыгина, начальник ресурсно-информационного центра г.Белогорска  поделилась опытом распределения полномочий между общественными и управляющими советами в г. Белогорске.  В школах управляющие советы формируются по-разному: например, из родительской, педагогической и ученической общественности. Они работают в поиске приоритетных направлений развития образовательного учреждения. Особое значение имеет создание электронного документооборота, требующего повышения ИКТ-компетентности. Однако нельзя исключать и появление возможных рисков, к которым участники рабочей группы отнесли:

- необходимость привлечения системного администратора, выполняющего это направление работы;

- расширение доступа к сети педагогов  в школах и родителей вне школ. 

Дискуссия позволила выявить единство мнений участников группы, по вопросу создания современных условий организации учебного процесса, к которым отнесли:

- обеспечение безопасных и комфортных условий для организации образовательного процесса;

- приведение учреждений в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями;

- укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

- кадровое обеспечение образовательного процесса.

По результатам работы в группе был разработан примерный проект дорожной карты.

 

Ольга Вакуленко, Инна Макарова,

информационно-аналитическая группа Амурской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100