18 сентября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе Алтайской академии экономики и права состоялось заседание
экспертной группы «Общественное участие в управлении образованием», на котором обсуждались эффекты реализации комплексного
проекта модернизации на территории Алтайского края, выявлялись механизмы их достижения, риски и пути их преодоления.
В работе секции приняли участие: руководители образовательных учреждений, председатели муниципальных управляющих
советов, педагогическая общественность (преподаватели ССУЗов, ВУЗов), председатели родительских комитетов, руководители муниципальных
органов управления образованием - всего 31 человек.
Эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Моисеев приветствовал присутствующих
и определил основной подход к рассмотрению проблемы эффектов реализации направления КПМО «Расширение общественного участия
в управлении образованием».
Основной смысл этого подхода: через описание результатов реализации проекта прийти к тем изменениям, которые
произошли в образовательном сообществе и местном социуме.
Зинаида Горбенко, директор научно-методического центра основного и среднего образования Алтайского краевого института
повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), член рабочей группы по реализации направления «Расширение общественного
участия в управлении образованием», представила результат работы всех уровней системы образования по указанному
направлению. Были представлены разные формы институализации включения общественности в управление образованием: Управляющие
советы, социальное партнерство, поселковый совет с функциями управляющего совета школы, родительский комитет. Выделены следующие
системные эффекты:
- значительно усилилось взаимодействие общественных организаций, законодательных и исполнительных органов Алтайского края
по вопросам развития образования;
- существенно повысился интерес потребителей образовательных услуг - родителей, обучающихся, представителей общества и власти
к участию в управлении образованием. Это нашло отражение в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, обсуждении
программ развития школ, муниципальных программ развития образования и реструктуризации сети;
- формирование системы общественной экспертизы качества способствовало укреплению доверия общественности к результатам оценки
качества образования;
- стремление образовательных учреждений к открытости и широкому информированию общественности о результатах своей деятельности
через публичные отчеты и другие публикации привело к расширению взаимодействия школ со СМИ.
Важнейшим результатом взвешенной,
системной и целенаправленной работы по реализации КПМО явилось то, что по результатам проведенного в декабре 2008 года социологического
опроса, 83% опрошенных жителей края отмечают положительные изменения в сфере образования.
Алена Митина, методист центра по связям с общественностью АКИПКРО, член рабочей группы по реализации направления «Расширение
общественного участия в управлении образованием», предложила провести интерактивный опрос в аудитории по вопросу:
«Какая форма государственно-общественного управления наиболее целесообразна в сельской малокомплектной школе?»
Вызвал интерес тот факт, что 84% школ Алтайского края – сельские, из них 80% сельские малокомплектные. Представители
городских школ заинтересовались особенностями тех форм ГОУ, которые были представлены как варианты ответов (формы выявлены
из опыта работы Алтайского края): управляющий совет, родительское собрание, совет школы, попечительский совет с функциями
управляющего совета, поселковый совет с функциями управляющего совета, другое. Результаты интерактивного
опроса:
««Какая форма государственно-общественного управления наиболее целесообразна в сельской малокомплектной школе?
- Управляющий совет-50%,
- Совет школы-40%,
- Попечительский совет с функциями управляющего -5%,
- Поселковый совет с функциями управляющего-5%.
Надежда Харламова, директор МОУ СОШ № 30 города Новоалтайска, рассказала о развитии идеи государственно-общественного
управления в школе с 1998 года. Была представлена система ГОУ. Интерес вызвала идея о разграничении и распределении
полномочий и сфер деятельности органов общественного управления школы. Как системный эффект реализации КПМО автором отмечено:
«За последние 5 лет частично изменилась деятельность школы: она стала более прозрачной и понятной для родителей и общественности,
имеет их внешнюю оценку своей деятельности( конкурсы, гранты); всё это влечёт за собой моральное и материальное стимулирование.
Одним из главных положительных эффектов деятельности является успешная социализация выпускников, они продолжают активную деятельность
в ВУЗАх, политических партиях и обществах движениях, ведут здоровый образ жизни и становятся грамотными, законопослушными
и социально-активными гражданами общества. А это уже качественно новые выпускники, к чему мы собственно и стремимся. Наряду
с положительными эффектами деятельности органов ГОУ, есть и отрицательные: частичное дублирование отдельных вопросов
внутреннего развития школы , низкая инициативность членов Совета школы в вопросах принятия стратегических решений, боязнь
брать на себя ответственность за решения. Хотелось бы , чтобы муниципальные общественные советы принимали более реальное
участие в финансировании ОУ по вопросам содержания и обслуживания обр.учреждений . Кроме того, необходимо обучение членов
данных Советов на краевом уровне, а затем и на муниципальном»
Марина Некрасова, ведущий специалист комитета по образованию Железнодорожного района города Барнаула, задала вопрос: «
Кто председатель совета - педагог. Повысилась ли активность детей, когда стали участвовать в совете школы». Вопрос вызвал
интерес аудитории. И оживленную дискуссию.
Татьяна Яковлева, председатель муниципального совета города Новоалтайска, председатель городской профсоюзной организации
высказалась об эффективности и интересном опыте работы в советах школ родителей.
Анатолий Колмаков, председатель комитета по образованию Зонального района, председатель Восточного образовательного округа
представил эффекты КПМО в практике своего округа: инициативы родителей по году семьи, расширение круга благотворителей и партнеров
системы образования – церковный приход, открытость и подотчетность системы образования (председатели управляющих советов
бизнес-леди п.Мирный), появление адресной помощи нуждающимся семьям и привлечение их в общество как социально ответственных.
Зинаида Горбенко, Алена Митина, Елена Заречнева, информационно-аналитическая группа Алтайского
края
|