Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Общественное участие в управлении образованием




Презентация по итогам работы группы первого дня семинара 

18 сентября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе Алтайской академии экономики и права  состоялось заседание экспертной группы «Общественное участие в управлении образованием», на котором обсуждались эффекты реализации комплексного проекта модернизации на территории Алтайского края, выявлялись механизмы их достижения, риски и пути их преодоления. 

В работе  секции приняли участие: руководители образовательных учреждений, председатели муниципальных управляющих советов, педагогическая общественность (преподаватели ССУЗов, ВУЗов), председатели родительских комитетов, руководители муниципальных органов управления образованием - всего 31 человек.

Эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Моисеев приветствовал присутствующих и определил основной подход к рассмотрению проблемы эффектов реализации направления КПМО «Расширение общественного участия в управлении образованием».

Основной смысл этого подхода: через описание  результатов реализации проекта прийти к тем изменениям, которые произошли в образовательном сообществе и местном социуме.

Зинаида Горбенко, директор  научно-методического центра основного и среднего образования Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), член рабочей группы по реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием», представила результат работы всех уровней системы образования  по указанному направлению.  Были представлены разные формы институализации включения общественности в управление образованием: Управляющие советы, социальное партнерство, поселковый совет с функциями управляющего совета школы, родительский комитет. Выделены следующие системные эффекты:

  • значительно усилилось взаимодействие общественных организаций, законодательных и исполнительных органов Алтайского края по вопросам развития образования;
  • существенно повысился интерес потребителей образовательных услуг - родителей, обучающихся, представителей общества и власти к участию в управлении образованием. Это нашло отражение в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, обсуждении программ развития школ, муниципальных программ развития образования и реструктуризации сети;
  • формирование системы общественной экспертизы качества способствовало укреплению доверия общественности к результатам оценки качества образования;
  • стремление образовательных учреждений к открытости и широкому информированию общественности о результатах своей деятельности через публичные отчеты и другие публикации привело к расширению взаимодействия школ со СМИ.
    Важнейшим результатом взвешенной, системной и целенаправленной работы по реализации КПМО явилось то, что по результатам проведенного в декабре 2008 года социологического опроса, 83% опрошенных жителей края отмечают положительные изменения в сфере образования.

Алена Митина, методист центра по связям с общественностью АКИПКРО, член рабочей группы по реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием»,  предложила провести интерактивный опрос в аудитории по вопросу:
«Какая форма государственно-общественного управления наиболее целесообразна в сельской малокомплектной школе?» Вызвал интерес тот факт, что 84% школ  Алтайского края – сельские, из них 80% сельские малокомплектные. Представители городских школ заинтересовались особенностями тех форм ГОУ, которые были представлены как варианты ответов (формы выявлены из опыта работы Алтайского края): управляющий совет, родительское собрание, совет школы, попечительский совет с функциями управляющего совета, поселковый совет с функциями управляющего совета, другое.
Результаты  интерактивного опроса:

««Какая форма государственно-общественного управления наиболее целесообразна в сельской малокомплектной школе?

 

  • Управляющий совет-50%,
  • Совет школы-40%,
  • Попечительский совет с функциями управляющего -5%,
  • Поселковый совет с функциями управляющего-5%.

Надежда Харламова, директор МОУ СОШ № 30 города Новоалтайска, рассказала о развитии идеи государственно-общественного управления в  школе с 1998 года. Была представлена система ГОУ. Интерес вызвала идея о разграничении и распределении полномочий и сфер деятельности органов общественного управления школы. Как системный эффект реализации КПМО автором отмечено: «За последние 5 лет частично изменилась деятельность школы: она стала более прозрачной и понятной для родителей и общественности, имеет их внешнюю оценку своей деятельности( конкурсы, гранты); всё это влечёт за собой моральное и материальное стимулирование. Одним из главных положительных эффектов деятельности является успешная социализация выпускников, они продолжают активную деятельность в ВУЗАх, политических партиях и обществах движениях, ведут здоровый образ жизни и становятся грамотными, законопослушными и социально-активными гражданами общества. А это уже качественно новые выпускники, к чему мы собственно и стремимся.
Наряду с положительными эффектами   деятельности органов ГОУ, есть и отрицательные: частичное дублирование отдельных вопросов внутреннего развития школы , низкая инициативность членов Совета школы в вопросах принятия стратегических решений, боязнь брать на себя ответственность за решения. Хотелось бы , чтобы муниципальные общественные советы  принимали более реальное участие в финансировании ОУ по вопросам содержания  и обслуживания обр.учреждений . Кроме того, необходимо обучение членов данных Советов на краевом уровне, а затем и на муниципальном»

Марина Некрасова, ведущий специалист комитета по образованию Железнодорожного района города Барнаула, задала вопрос: « Кто председатель совета - педагог. Повысилась ли активность детей, когда стали участвовать в совете школы». Вопрос вызвал интерес аудитории. И оживленную дискуссию.

Татьяна Яковлева, председатель муниципального совета города Новоалтайска, председатель городской профсоюзной организации  высказалась об эффективности и интересном опыте работы в советах школ родителей.

Анатолий Колмаков, председатель комитета по образованию Зонального района, председатель Восточного образовательного округа представил эффекты КПМО в практике своего округа: инициативы родителей по году семьи, расширение круга благотворителей и партнеров системы образования – церковный приход, открытость и подотчетность системы образования (председатели управляющих советов бизнес-леди п.Мирный), появление адресной помощи нуждающимся семьям и привлечение их в общество как социально ответственных.


Зинаида Горбенко, Алена Митина, Елена Заречнева,
информационно-аналитическая группа Алтайского края

Доклад Надежды Харламовой 
Доклад Зинаиды Горбенко 
Доклад Анатолия Колмакова 
Презентация директора НМЦ основного и среднего образования АКИПКРО Зинаиды Горбенко 
Презентация дикректора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Новоалтайска» Надежды Харламовой 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100