Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Эффективность НПФ и НСОТ.
Эффективность региональной системы оценки качества образования.




Доклад директора МОУ «Гимназия №11» города Бийска Галины Симахиной 

18 сентября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе Алтайской академии экономики и права началась работа двух экспертных групп «Эффективность НПФ и НСОТ» и «Эффективность региональной системы оценки качества образования».

Основная проблематика обсуждения:

Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках КПМО. 

Эффективность региональной системы оценки качества образования.

Открыло дискуссию выступление директора  гимназии № 11 города Бийска, Галины Симахиной. Ключевые моменты, затронутые в сообщении, касались эффектов НПФ и НСОТ, проявившихся в результате КПМО. Отмечалось, что появились стимулы к развитию экономической самостоятельности школы. Это позволяет руководителям образовательных учреждений более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Докладчик отметила, что произошло снижение доли неэффективных расходов на общее образование: увеличилась наполняемость классов, происходит оптимизация штатных расписаний учреждений, идет процесс создания оптимальной сети общеобразовательных учреждений, достигнут конкурентоспособный уровень оплаты труда учителей.

Увеличение заработной платы, по словам Галины Симахиной, происходит дифференцированно в зависимости от интенсивности, напряженности и результативности труда учителя. К примеру, в МОУ "Гимназия №11" средняя заработная плата стала соизмерима со средней заработной платой в экономике региона. Кроме аудиторных занятий появилась возможность оплачивать и другие виды деятельности учителя за счет фонда неаудиторной занятости и стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения, что привело к существенному увеличению заработной платы педагогов. Решена также проблема повышения заработной платы учителей начальных классов: ставка заработной платы выплачивается теперь не за 20, как ранее, а за 18 недельных часов. В "Гимназии №11" за год работы Особое внимание уделяется разработке методических материалов, результативной подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам, участию в научно-практических конференциях.
Галина Симахина также отметила, что в школах города созданы и действуют органы государственно-общественного управления (советы), обладающие полномочиями по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда
Роман Селюков прокомментировал выступление: Анализ опыта распределения стимулирующих выплат свидетельствует о том, что часто наблюдается типичная ошибка – повышение заработной платы молодых специалистов за счет средств стимулирующего фонда. Необходимо понимать, что если молодой специалист дает качество образования наравне с опытным педагогом, то эту доплату можно осуществлять из стимулирующего фонда. Однако, авансовая выплата молодым специалистам должна быть включена в специальную часть, т.к. является компенсационной. Необходимо сопоставить деятельность учителя с качеством предоставляемых образовательных услуг.
По данным статистики, разрыв между заработной платой педагогов примерно в 50% должен предъявлять огромные требования к качеству его труда. В связи с этим необходимо внутри образовательного учреждения очень четко проанализировать, на самом ли деле такой разрыв обусловлен качеством труда педагога? Методологически НПФ направлено на смену менталитета педагога, что приведет к возрастанию ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.


Татьяна Гозман предложила обсудить особенности деятельности по определению качества образования, подчеркнув, что качество образования определяется качеством условий. Органы надзора и контроля определяют соответствуют ли образовательные услуги требованиям государственного стандарта или нет, т.е. насколько образовательное учреждение выполняет лицензионные требования.
Отклик у присутствующих вызвала такая мысль, что многие педагоги, имея хорошо оборудованные кабинеты, не изучают целые разделы образовательной программы, в тоже время при анализе стимулирующих выплат выявляются факты достаточного большого вознаграждения этим учителям. 


Гульнара Тухватуллина отметила, что все экономические механизмы взаимосвязаны с РСОКО. Когда в школах нет дифференцированного роста заработной платы – это свидетельство не объективной оценки деятельности учителя.


Роман Селюков обратил внимание на то, что такое представление характеризует только один полюс. Необходимо обсудить то, чего пока нет - нет контрольного органа, который системно начал бы независимые исследования качества образования, нет разработанных системных измерителей качества образования и учета результатов внеучебной деятельности. Раз этого нет, то норматив рассчитывается на основе объема часов учебного плана.


Вступила в дискуссию Наталья Янова, муниципальный координатор КПМО по городу Барнаул, согласившись с тезисом об отсутствии в Алтайском крае системной оценки качества. Отметив, что РСОКО содержит 15 критериев принятых в крае, обратила внимание на то, что в городе Барнаул разработаны муниципальные стандарты, расширенная система индикаторов, введен электронный мониторинг СОКО и НСОТ на основе электронного паспорта школы.


Татьяна Гозман обозначила необходимость взращивания в Алтайском крае научной школы, которая будет заниматься разработкой КИМОВ, созданием банков КИМОВ, проводить независимую оценку качества образования.
Гульнара Тухватуллина отметила, что для выделения дополнительных финансовых средств нужен нормативный акт. Но дотационная территория, к числу которой относится Алтайский край, не может инициировать принятие нормативных актов, а может только дублировать акты федерального уровня.
Роман Селюков обратил внимание на необходимость инициирования финансирования  достигнутых образовательных результатов и эффектов.


Особенно бурно обсуждался вопрос о необходимости нормирования и оплаты внеаудиторной занятости учителя, поднятый в выступлении директора МОУ «Ремзаводская СОШ», Павловского района, Елены Головачевой. Она подчеркнула необходимость разработки стоимости внеуадиторного ученико-часа.


Роман Селюков отметил, что при этом необходимо учитывать работу учителя с родителями и задал вопрос: «Сформулированы ли требования и критерии результативности видов деятельности, обозначенные Вами в выступлении?»
Елена Головачева ответила, что разработаны соответствующие экспертные листы.
В связи с незавершенностью деятельности группы было принято решение о переносе обсуждения результатов работы группы на второй день экспертно-аналитического семинара.


Татьяна Райских,

Татьяна Кулакова, 

информационно-аналитическая группа Алтайского края


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100