Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Романа Селюкова «Новые экономические механизмы в образовании: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность»




Презентация Романа Селюкова: "Новые экономические механизмы в образовании: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность" 

Заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков выступил с докладом «Новые экономические механизмы в системе образования».

Роман Селюков начал свое сообщение с объяснения механизмов саморегулирование системы образования: "Это одна из ключевый идей, с которой нам следует разобраться". Часть регионов, переходящих на НСОТ, сначала провели оптимизацию сети, объясняя это тем, что «иначе денег бы не хватило». Но разработанная Минобрнауки методика не предусматривает закрытие школ. Решение о закрытии школ принимаются на уровне муниципальной власти.
Школы должны закрываться естественным путем. Например, не все могут реализовывать профильное образование, тогда, естественно, старшеклассники будут переходить в другие школы. Тут же, назревает необходимость появления школ только старшей ступени. А в муниципалитете на 70 000 учеников может быть одна такая школа. Это саморегулирующие механизмы, направленные на развитие сети. Если их учитывать, тогда реально будет меняться качество образования.

 

Далее докладчик подробно остановился на ключевых проблемных точках модернизации системы образования.

Передача полномочий управляющим советам.

Управление образованием носит государственно-общественный характер, это закреплено еще законом от 1992 года, но системного влияния на экономику образовательного учреждения общественность не оказывала. Сейчас эта возможность предоставлена, только по-разному реализуется в разных ОУ. У общего образования фактически нет заказчика. Сами педагоги и сами директора делают все, чтобы этого заказчика не появилось. Долгое время общественность не допускалась «к рулю».
Почему важен внешний заказ?
- Будут внешние ориентиры - хорошо ли работает ОУ. Пока наши оценки в школах не понимаются вне школы, кроме того, в разных школах оценивание происходит по-разному. Оценки не ориентир ни для кого. Должны быть другие ориентиры: в чем заключается качество образования, которые были бы понятны родителям и инвесторам.

Проблематика НПФ и НСОТ.

Сейчас норматив фиксируется законом. Он не связан с изменением финансово-экономической ситуации, т.е. не заложена формула самостоятельного роста нормативов, при например, увеличении МРОТа. Современная проблематика в том, чтобы находить такие привязки. Например, к средней зарплате по экономике. При этом нельзя давать падать нормативу.
Проблематика ткаже в том, что демографическая ситуация не улучшается, контингент падает, из-за чего отрасль в целом не досчитывается средств. Задача в том, чтобы объем субвенций был зафиксирован, или индексирован, но с плюсом на величину инфляции. Тогда падение количества учащихся означает повышение норматива автоматически. Такой механизм надо нормативно закреплять, он убережет сферу образования.

Величина и структура учебных расходов.

Чем больше нормативов, тем больше возможности у муниципалитетов развивать свои сети, в которых все прописано, таким образом, что образовательное учреждение может просто осваивать средства. Однако, это может быть сделано плохо. Поэтому появилась идея постепенного перехода на единый норматив без деления на сельские и городские школы. Идея в том, чтобы всех подтянуть до высокого уровня. Единый норматив обеспечит прозрачность.  

Влияние квалификации учителя на рост его заработной платы.

Свидетельство о квалификации учителя должно автоматически устанавливать уровень его зарплаты. При получении удостоверения о прохождении повышения квалификации учитель должен получать увеличенную зарплату.
Но действительно ли учитель успешно проходил курсы? Каков эффект от этих курсов, насколько эффективно он будет это применять на практике?
Система ПК будет настроена на действительные потребности ОУ, будет жесткая итоговая аттестация, ужесточена система аттестации педагогов. В этом случае учителя отнесут большее количество денег в систему ПК. Они вложат собственные деньги в собственное образование, чтобы в конечном счете получить большую зарплату.

Разработка механизмов оплаты всех видов деятельности педагогических работников из базовой части фонда оплаты труда.

Внеурочная и внеучебная деятельность, проводимая в школах, может способствовать удвоению норматива финансирования. Поэтому необходимо вступать в контакт с региональным управлением по труду, и разрабатывать правовую рамку всех видов деятельности учителя. Юридические возможности этого существуют, но требуются нетривиальные решения.

Регулирование соотношения педагогические и иных работников через внедрение новых экономических механизмов.

Сейчас в Алтайском крае на одного учителя приходится 5,3 ученика. Норматив – 15 учеников.
В чем интенсификация? За счет увеличения количества часов – это плохо. Сейчас все ОУ работают на пределе загруженности учебной нагрузки, но при уменьшении нагрузки по часам стоимость ученико-часа увеличивается. Можно работать меньше по часам с применением новых технологий, и получать ту же зарплату. Необходимо довести показатель 12 учеников на учителя – тогда пойдут изменения.
Ученико-час – это регулятор. Он может регулировать учебную нагрузку на учеников. Сейчас учебные планы сделаны по максимальной нагрузке, что подрывает здоровье учеников. Ученико-час – это способ к оздоровлению нации и один и способов реализации инициативы «Наша новая школа».
Необходимо выходить на иные функциональные обязанности учителя. СанПин не запрещает в сельских школах создавать классы по 25 учеников. Нужно разработать норматив интенсификации труда учителя.

"Неэффективные расходы в крае на систему образования составляют 1 млрд. рублей,– подчеркнул Роман Селюков. - Надо сначала научиться работать эффективно, потом можно разговаривать с экономистами об увеличении нормативов".

Содержательность деятельности управляющих советов.

Роман Селюков отметил необходимомть расширения полномочий управляющих советов. "Распределение централизованной части ФОТ происходит неэффективно, так как нет рейтинга школ, нет комплексной оценки деятельности школ, порождающей конкуренцию, нет возможности для родителей выбрать лучшую школу и пр.,- подчеркнул докладчик,- необходимо рейтинговать школы, привлекать к этому управляющие советы".

Докладчик также остановился на проблемах реализации КПМО, связанных с введением Нормативно-подушевого финансирования и Новой системы оплаты труда:
1. Недоведение средств до уровня ОУ срывает регулирование сети и введение НСОТ.
2. Невведение НСОТ делает невозможным продуктивное повышение оплаты труда педагогических работников. Максимальный размер оплаты труда не ограничен никакими нормативами. НСОТ дает механизм траты средств.
3. НПФ отличается от норматива расчета субвенций региона муниципалитетам.
4. Штатная система оклада ведет к закреплению на региональном уровне старой ситуации – штатного расписания. Штатно-окладная система неэффективна для педагогических работников.

 

Татьяна Карташова, информационно-аналитическая группа Алтайского края

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100