Заключительным на пленаре первого дня стало сообщение Владимира Бацына "Качество образования
как гражданский заказ".
Выступающий напомнил, как возникла идея проектов «Деньги в обмен на обязательства».
Он отметил, что ключевой момент касается качества образования именно как ресурса развития людей.
Докладчик поставил несколько вопросов, на которые должен ответить каждый, чтобы приблизиться
к пониманию того, что такое "качество образования": Что изменится после получения того или иного образования? В какой
степени полученные мной образования обеспечили мое нынешнее состояние и насколько оно эффективно? Заложник ли я своего
когда-то полученного образования, или я могу набрать образования, которые мне сейчас нужны?
У каждого из нас собственные представления об эффективности: и своей и своего образования. Если
мы получили образование, в результате которого наша жизнь не изменилась к лучшему – грош цена образованию. За получением
образования должно идти подъем эффективности жизни. Образование как капитал должно давать прибыль - делать жизнь лучше.
Задача школы – предложить такую образовательную программу, которая помогла бы правильно
видеть окружающий мир и его ресурсы для развития. Если человек, выходя из школы, не понимает, кем он хочет быть – на
что тогда потрачено 11 лет жизни? У школьников есть аморфное представление о желаемом качестве жизни. Они не конкретизируют,
какие ресурсы, компетентности нужны, чтобы иметь желаемое качество жизни? За 11 лет жизни в школе ни с кем из ребят не
ведется разговора о том, каково их желаемое качество жизни и как соотносится эта мечта с тем, что ребенок делает в школе.
Ребенок должен понять, что это в его собственных интересах – сделать себя целью и средством достижения желаемого качества.
«В этом мире ты не нужен никому, кроме тебя». Если ты сам себе не нужен, то кому ты нужен? Человек должен иметь
свои цели и уметь их достигать.
Зачем ребенок приходит в школу? В разные времена цель разная. Советская
школа учила грамотно использовать некий социальный опыт. Мир меняется настолько быстро, что образ эпохи, в которую попадут
нынешние ученики начальной школы, неизвестен. Рефлексия оснований собственной деятельности – я это делаю – зачем?
Почему? Если кто-тозаставил- зачем? Какова моя цель? Может это ступень к более далекой цели? Что мне это даст для достижения
желаемого качества жизни? Если школа научит ребенка обращаться к себе как проекту, если она научит ребенка заниматься самостроительством
– честь и хвала такой школе.
Когда начинается развитие? Каждый рождается разнообразно талантливым. Дети
креативны, перебирают различные сценарии - этот природный ресурс надо уметь полностью реализовать. Необходимо дать ребенку
возможность использовать себя в различных деятельностях, рассказывать о различных явлениях – максимально расширить кругозор
ребенка, чтобы он вступил в диалог с собой, со всеми. В начальной школе эти способности еще не убиты. К 12 годам дети
резко глупеют. К выпуску у некоторых только начинается просветление. Все разнообразие детских талантов редуцируется до
школьных предметов. Общение между людьми: педагогом и учеником – не происходит. Педагоги смотрят на учеников сквозь
призму оценок. А все разнообразие талантов игнорируется или отрицается. Задача – перестроить систему так, чтобы ребенка
оценивали по всему спектру его социально-значимых достижений. «Нормальный учитель» смотрит на ребенка как на человеческий
потенциал развития.
Обучение – знакомство с тем, как использовать известный опыт в известных обстоятельствах.
Развитие – применение или изменение культурного действия в новой ситуации.
Наша школа сейчас – это школа передачи нужных сведений в начинающейся жизни. Импульс
дала эпоха просвещения, когда была вбита идеологема: «Чем больше ты знаешь, тем просвещеннее ты, тем успешнее ты можешь
быть». 1920 год: продолжатся идея знания как капитала, о применении знания, речи не идет. Наша эпоха требует фразы:
приобретай собственный опыт (академические успехи, социальный опыт, внеучебные компетентности), он позволит тебе избежать
необходимости изучения абсолютно ненужных вещей.
За что платить учителю стимулирующую часть?
Смысл образования: до 17 лет помочь человеку найти себя. Если учитель помогает ребенку развивать
способности, найти свою индивидуальную траекторию, то он достоин поощрения. Речь идет о конвергенции двух систем – педагогической
и непедагогической – между ними должен возникнуть диалог. При этом, важно понимать, что ЕГЭ не имеет отношения к качеству
образования.
Какие родители нужны? К чему готовить родителей, чтобы они были достойными
членами управляющих советов?
За редким исключением большинство родителей давно готовы к диалогу, но они не понимают, о чем
этот диалог вести. Родители, готовые к диалогу, и имеющие несколько высших образований, спрашивают – какой социальный
опыт приобретает ребенок в вашей школе? Получив несколько образований, он мог соотнести то, что дали образования с тем, кем
человек стал. Он относился к образованию, полученному им, отстраненно. Если помочь родителям спросить себя – в какой
степени своим нынешним успехам-неуспехам мы обязаны полученному образованию? Какое образование нужно получить, чтобы достичь
тех или иных целей? Что нужно изменить сегодня, чтобы изменить наш статус – каждого индивидуально?
Проблема образовательной программы школы.
Образовательная программа школы – это не сумма предметов. Это перечень тех сред, которые
мы вместе с родителями договорились создать, чтобы дети, попав туда, получили импульс к развитию себя. Чтобы понять, какой
должна быть образовательная программа, нужно ответить на вопросы: Что изменяется в детях после того или иного мероприятия?
Зачем произошло это мероприятие и что изменилось в детях после этого мероприятия? Что реально происходит с детьми за 11
лет благодаря нашим усилиям?
Принцип поддержки успешного – это принцип новой эпохи.
Каждый ученик должен быть компетентным – этим тезисом будет поддержан тот, кто успешен. Человек,
который сам себя выстраивает – ценен. Нужны дети, которые ценят себя, выстраивают свой путь образования.
|