Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимира Бацына «Институты общественного участия в управлении образованием – ресурс нового качества образования»




Презентация Владимира Бацына: "Качество образования как гражданский заказ" 

Заключительным на пленаре первого дня стало сообщение Владимира Бацына "Качество образования как гражданский заказ".

Выступающий напомнил, как возникла идея проектов «Деньги в обмен на обязательства». Он отметил, что ключевой момент касается качества образования именно как ресурса развития людей.

Докладчик поставил несколько вопросов, на которые должен ответить каждый, чтобы приблизиться к пониманию того, что такое "качество образования":
Что изменится после получения того или иного образования?
В какой степени полученные мной образования обеспечили мое нынешнее состояние и насколько оно эффективно?
Заложник ли я своего когда-то полученного образования, или я могу набрать образования, которые мне сейчас нужны?

У каждого из нас собственные представления об эффективности: и своей и своего образования. Если мы получили образование, в результате которого наша жизнь не изменилась к лучшему – грош цена образованию. За получением образования должно идти подъем эффективности жизни.
Образование как капитал должно давать прибыль - делать жизнь лучше.

Задача школы – предложить такую образовательную программу, которая помогла бы правильно видеть окружающий мир и его ресурсы для развития. Если человек, выходя из школы, не понимает, кем он хочет быть – на что тогда потрачено 11 лет жизни?
У школьников есть аморфное представление о желаемом качестве жизни. Они не конкретизируют, какие ресурсы, компетентности нужны, чтобы иметь желаемое качество жизни?
За 11 лет жизни в школе ни с кем из ребят не ведется разговора о том, каково их желаемое качество жизни и как соотносится эта мечта с тем, что ребенок делает в школе. Ребенок должен понять, что это в его собственных интересах – сделать себя целью и средством достижения желаемого качества. «В этом мире ты не нужен никому, кроме тебя». Если ты сам себе не нужен, то кому ты нужен? Человек должен иметь свои цели и уметь их достигать.

 

Зачем ребенок приходит в школу?
В разные времена цель разная. Советская школа учила грамотно использовать некий социальный опыт. Мир меняется настолько быстро, что образ эпохи, в которую попадут нынешние ученики начальной школы, неизвестен. Рефлексия оснований собственной деятельности – я это делаю – зачем? Почему? Если кто-тозаставил- зачем? Какова моя цель? Может это ступень к более далекой цели? Что мне это даст для достижения желаемого качества жизни? Если школа научит ребенка обращаться к себе как проекту, если она научит ребенка заниматься самостроительством – честь и хвала такой школе.

 

Когда начинается развитие?
Каждый рождается разнообразно талантливым. Дети креативны, перебирают различные сценарии - этот природный ресурс надо уметь полностью реализовать. Необходимо дать ребенку возможность использовать себя в различных деятельностях, рассказывать о различных явлениях – максимально расширить кругозор ребенка, чтобы он вступил в диалог с собой, со всеми.
В начальной школе эти способности еще не убиты. К 12 годам дети резко глупеют. К выпуску у некоторых только начинается просветление.
Все разнообразие детских талантов редуцируется до школьных предметов. Общение между людьми: педагогом и учеником – не происходит. Педагоги смотрят на учеников сквозь призму оценок. А все разнообразие талантов игнорируется или отрицается.
Задача – перестроить систему так, чтобы ребенка оценивали по всему спектру его социально-значимых достижений. «Нормальный учитель» смотрит на ребенка как на человеческий потенциал развития.

 

Обучение – знакомство с тем, как использовать известный опыт в известных обстоятельствах.

Развитие – применение или изменение культурного действия в новой ситуации.


Наша школа сейчас – это школа передачи нужных сведений в начинающейся жизни. Импульс дала эпоха просвещения, когда была вбита идеологема: «Чем больше ты знаешь, тем просвещеннее ты, тем успешнее ты можешь быть». 1920 год: продолжатся идея знания как капитала, о применении знания, речи не идет.
Наша эпоха требует фразы: приобретай собственный опыт (академические успехи, социальный опыт, внеучебные компетентности), он позволит тебе избежать необходимости изучения абсолютно ненужных вещей.

 

За что платить учителю стимулирующую часть?

Смысл образования: до 17 лет помочь человеку найти себя. Если учитель помогает ребенку развивать способности, найти свою индивидуальную траекторию, то он достоин поощрения. Речь идет о конвергенции двух систем – педагогической и непедагогической – между ними должен возникнуть диалог. При этом, важно понимать, что ЕГЭ не имеет отношения к качеству образования.

 

Какие родители нужны? К чему готовить родителей, чтобы они были достойными членами управляющих советов?

За редким исключением большинство родителей давно готовы к диалогу, но они не понимают, о чем этот диалог вести. Родители, готовые к диалогу, и имеющие несколько высших образований, спрашивают – какой социальный опыт приобретает ребенок в вашей школе? Получив несколько образований, он мог соотнести то, что дали образования с тем, кем человек стал. Он относился к образованию, полученному им, отстраненно. Если помочь родителям спросить себя – в какой степени своим нынешним успехам-неуспехам мы обязаны полученному образованию? Какое образование нужно получить, чтобы достичь тех или иных целей?  Что нужно изменить сегодня, чтобы изменить наш статус – каждого индивидуально?

 

Проблема образовательной программы школы.

Образовательная программа школы – это не сумма предметов. Это перечень тех сред, которые мы вместе с родителями договорились создать, чтобы дети, попав туда, получили импульс к развитию себя. Чтобы понять, какой должна быть образовательная программа, нужно ответить на вопросы:
Что изменяется в детях после того или иного мероприятия? Зачем произошло это мероприятие и что изменилось в детях после этого мероприятия?
Что реально происходит с детьми за 11 лет благодаря нашим усилиям?


Принцип поддержки успешного – это принцип новой эпохи.

Каждый ученик должен быть компетентным – этим тезисом будет поддержан тот, кто успешен. Человек, который сам себя выстраивает – ценен. Нужны дети, которые ценят себя, выстраивают свой путь образования.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100