Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа групп по направлению "Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках КПМО"




В рамках первого дня работы Межрегиональных общественных обсуждений реализации региональных комплексных проектов модернизации образования состоялась работа группа по направлению "Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках КПМО". В данном направлении прошла работа в группах:

Эффективность НПФ и НСОТ

Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО

Анализ эффектов реализации КПМО в субъектах Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа 
Эффективность нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда 
Опыт внедрения КПМО в городе Свободном 
Новая система оплаты труда как средство повышения качества образовательной и воспитательной деятельности 
Новая система оплаты труда МОУ СОШ № 7 

 

Эффективность НПФ и НСОТ

 

18 сентября 2009 года  в рамках экспертно-аналитического семинара «Анализ эффектов  реализации КПМО в Амурской области» состоялось заседание  секции «Эффективность НПФ и НСОТ».

Координаторы: эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Алла Антонова, директор АУ «Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ РБ Наталья Шадрина

Руководители: Надежда Сопова, проректор ГОАУ ДПО Амурский областной ИПКиППК, к.п.н., Елена Приходько, заместитель министра – начальник управления экономики и финансов министерства образования и науки Амурской области.

В работе группы приняли участие 31 человек (начальники и специалисты муниципальных отделов управления образованием, директора школ, представители финансовых служб, руководители ОУО районного и областного уровня).

Участниками секции были обсуждены следующие вопросы:

1. Стимулирующие выплаты как механизм справедливого поощрения учителя за качество и результативность работы

2. Внедрение НПФ и НСОТ: возможное социальное напряжение, риски и пути их минимизации

3. Конкуренция в учительской среде: сеть и штатное расписание – приток финансовых средств

4. Внедрение НПФ и НСОТ: судьба малокомплектных школ и возможности получения обучающимися качественного образования

Руководитель группы Надежда Сопова в своем выступлении обратила внимание участников общественного обсуждения на основную цель внедрения в области НПФ и НСОТ. По ее мнению, введение данных механизмов позволяет сделать более эффективным использование бюджетных средств.

К полученным в результате реализации данного направления результатам можно отнести, прежде всего, снижение неэффективных расходов, оптимизацию штатного расписания и образовательной сети. В школах области произошло заметное усиление мотивации ОУ на повышение качества работы без резкого изменения объема их финансирования, заметно усилилась самостоятельность и автономность ОУ, повысилась конкурентоспособность учителей, их желание повышать свою квалификацию.

Выступающим были обозначены проблемы, возникшие с переходом школ на НСОТ и введением НПФ. Прежде всего, это финансирование малочисленных и малокомплектных школ. Кроме этого, не удалось избежать социальной напряженности в педагогических коллективах. Она была вызвана необходимостью принятия руководителем непопулярных мер по оптимизации штатного расписания и сокращения неэффективных расходов.

Кроме этого в данном направлении существует и проблема неготовности общественности к конструктивному участию в оценке труда педагогов и распределении стимулирующих выплат.

В следующей части пленума выступила Любовь Большакова, начальник управления образованием г. Свободный. В своём выступлении она рассказала о результатах реализации проекта КПМО на территории г. Свободного. По ее словам, с введением НСОТ удалось решить следующие проблемы: уход от уравнительных подходов  и обеспечение реального повышения доходов учителей, обретение заслуженного социального и профессионального престижа, достойного качества жизни, самоуважения и самоутверждения в обществе. В образовательных учреждениях создается возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям. Кроме этого, происходят качественные изменения в учительской среде: наблюдается приток молодежи, в том числе мужчин. Повысился уровень мотивации педагогов в работе с одаренными и отстающими детьми, общественного участия в управлении  школ, заинтересованности учителей в результатах своего труда.

Алла Хамчич, директор МОУ СОШ № 2 с. Екатеринославка Октябрьского района, рассказала в своём выступлении об особенностях перехода ОУ на НСОТ  и НПФ. Положительные социальные и экономические эффекты были достигнуты за счёт оптимизации штатов, введения пятидневной учебной недели, перехода на БУП 2004 года. Доплаты из стимулирующего фонда утверждаются в ОУ по определённой схеме. Проблемы при введении  НСОТ возникли для категории учителей, ведущих предметы, требующие деления класса на подгруппы. Введение НСОТ и НПФ привело к повышению качества образовательной и воспитательной деятельности в ОУ.

Марина Зенина, директор МОУ СОШ №7 ЗАТО «Углегорск» Свободненского района, выступая с сообщением, выделила эффекты и проблемы, возникшие с переходом на НСОТ и НПФ. С сентября 2007 года школа приняла условия эксперимента по НСОТ. Заработная плата учителей начальной школы увеличилась на 37%, учителей средней школы - на 43%. За счет средств стимулирующей части фонда оплаты труда у учителя появилась возможность ежемесячно получать премию. Среднемесячная номинальная заработная плата учителей школы в 2009 году составляет 11993 рубля, а реальная средняя заработная плата в первом полугодии - 14428 рублей. Это говорит о том, что введение новых экономических механизмов, повышающих эффективность использования бюджетных средств, позволяет реально поддержать школу и учителей, есть все основания ожидать от учителя эффективной работы и повышения качества образовательных услуг. Дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения в переходе на автономное управление.

 

Информационно-аналитическая группа Амурской области

 

Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО

 

18 сентября в рамках экспертно-аналитического семинара «Анализ эффектов реализации КПМО в Амурской области» состоялось заседание экспертной группы  «Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО». Особое внимание в ходе работы группы уделялось следующим вопросам: 

• проблемы развития сети ОУ, выявленные в процессе оптимизации и
 реструктуризации ОУ;

• социально-экономические эффекты, достигнутые в этом направлении;

• риски, выявленные в ходе реализации КПМО по направлению «Саморегулирование сети ОУ», мероприятия по их ограничению на ближайшую перспективу;

• возможности перевода муниципальных сетей ОУ в режим саморегуляции.

В обсуждении приняли участие: федеральный эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Татьяна Новикова, работники министерств образования и науки Амурской области, ЕАО и Хабаровского края; сотрудники Амурского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; заместители глав районных администраций Приамурья; начальники отделов образования Амурской области, их заместители, руководители образовательных учреждений.

Работу экспертной группы открыла Елена Дружина, проректор по УМР Амурского областного ИПК и ППК. В своем выступлении она представила основные достижения по этому направлению: 

1. Повышение соответствия общеобразовательных учреждений Амурской области современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса (количество школьников в ОУ, отвечающих современным требованиям – 65% в 2007г., 84,5% в 2009г.).

2. Увеличение количества детей, получающих  дошкольную и предшкольную подготовку (с 50,7% в 2007 г. до 54,5% в 2009г.). 

3. Развитие новых форм образовательного процесса (реализация программ профильного обучения, дистанционное обучение).

4. Появление и институализация  новых форм ОУ (базовые школы – 37, информационно-ресурсные центры – 35, социокультурные центры – 13).

5. Рациональная консолидация ресурсов внутри сети и укрепление МТБ ОУ (осуществляется подвоз 5617 учащихся из 299 населенных пунктов. Работают 211 автобусов, открыт 251 маршрут).

6. Информатизация образовательного пространства области (подключение к сети Интернет ОУ – 100%; открытие 118 компьютерных классов; обеспечение ОУ пакетом программных продуктов, входящих в стандартный базовый пакет программного обеспечения; сокращение количества обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, до 13 человек; оплата трафика из областного бюджета).

7. Системный подход к процессу развития сети ОУ региона, муниципалитета и создание основы для процесса  саморегулирования сети (развитие нормативно правовой базы на уровне региона,  разработка и внедрение образовательных программ и проектов различного уровня на основе анализа социально-экономической ситуации в территории, конкурентных преимуществ ОУ, изменение практики управления сферой образования: развитие государственно-общественных форм, появление образовательных округов).

По итогам работы секции сформирован перечень типовых проблем, требующих решения на региональном (муниципальном) уровнях:

- отсутствие прописанной нормативно-правовой базы для внедрения возможных моделей;

- отсутствие системы оценивания при реализации различных моделей;

- отсутствие технической оснащенности в соответствии с требованиями скорости и оборудования;

- расчет заработной платы учителей, работающих в сети;

- формирование «сетевого» учителя;

- обеспечение подвоза;

- отсутствие программного дистанционного обучения, тьюторских кадров для организации такой формы обучения;

- менталитет сельского жителя;

- и др.

Выявленные проблемы станут основой для организации работы группы во второй день: дискуссии, интерактивная работа в группах, составление дорожной карты по направлению.

 

Информационно-аналитическая группа Амурской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100