Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Василия Петрова, руководителя КПМО Республики Саха (Якутия)




Презентация к выступлению 

Республика Саха (Якутия) реализует комплексный проект модернизации образования с 2007 года. Принимая решение об участии в конкурсе, мы долго взвешивали все «за» и «против». Следует отметить, что республика к этому времени имеет опыт по реализации федеральных проектов по ЕГЭ, профильному обучению, реструктуризации сельских школ, по нормативному бюджетному финансированию в рамках национальных фондов подготовки кадров. Сегодня мы с уверенностью можем говорить, что решение было принято правильно.

Основными условиями достижения показателей комплексного проекта модернизации в республике стало создание межведомственной команды единомышленников. Только в тесном взаимодействии с министерством финансов, экономического развития, труда и социального развития, депутатского корпуса, органам местного самоуправления стала возможной реализация масштабных изменений в разработке региональных направлений нормативного бюджетного финансирования и новой системы оплаты труда, создание нормативной правовой базы, системы мониторинга.

Всего за период с 2007 года по 2009 год на реализацию регионального комплексного проекта израсходовано средств регионального и федерального бюджета около двух миллиардов рублей.

Государственная целевая программа развития образования на 2007-2011 год была разработана с учетом комплексного проекта. На реализацию комплексного проекта были привлечены средства в рамках других республиканских источников. В 2008 году была 300 млн рублей, а в 2009 уже более полутора миллиардов рублей. В том числе на строительство новых современных школ.

Чтобы стимулировать образовательные учреждения муниципалитетным софинансированием материальные затраты на обеспечение современных условий обучения мы перенесли на муниципальный уровень – принцип: деньги в обмен на обязательства. Так объем финансирования на поставку учебного компьютерного оборудования в 2009 году из регионального и муниципального бюджетов составляет 205 млн рублей.

Разрешите рассказать об итогах реализации комплексного проекта в республике за три года.

По первому направлению - новой системы оплаты труда удалось добиться следующих результатов. В 2007 году система оплаты труда была внедрена в 10% школ, а в 2008 году – уже 50% всех школ перешли на новую систему оплаты труда, а с 1 сентября этого года 100% школ, то есть 643 школы перешли на новую систему оплаты труда.

В ходе эксперимента на основе межведомственного взаимодействия разработана методика формирования новой системы оплаты труда с учетом региональных особенностей, таких как включение выплат за работу в сельской местности и арктических районах. Введение коэффициентов, учитывающих деление классов на группы при изучении якутского языка и русского языка в национальных школах, установление компенсационных доплат за проверку тетрадей учителям русского языка и литературы в классах с родным языком обучения и учителям якутского языка и литературы в классах с русским языком обучения. Установление соотношения объема фонда оплаты труда педагогических работников и административно-вспомогательного персонала в соотношении 60 на 40 для общеобразовательных учреждений, находящихся в нетиповых неприспособленных зданиях.

Какие эффекты мы видим? Во-первых, это повышение самостоятельности образовательных учреждений, школа сама предъявляет свои подходы к оценке труда работников и структуре штатного расписания. Во-вторых, это повышение заработной платы учителей, рост номинального значения средней заработной платы учителя за счет введения НСОТ по отношению к норме 2006 года составляет более 53%.

Сразу надо сказать, что значительно выросла заработная плата у учителей начальной школы, у руководителей школ, у учителей, не имеющих большого стажа работы.

Средняя заработная плата педагогов на 2009 год у нас со стимулирующей частью составляет 23 427 рублей.

Следующий эффект новой системы оплаты труда это зависимость заработной платы от качества и результативности работы учителя. Нормативно закрепляется и наблюдается рост размера стимулирующих выплат от 5 до 20%. В республике на всех уровнях разработаны системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Следующими эффектами являются повышение эффективности расходования бюджетных средств, рост наполняемости классов. Естественно, мы не можем остановиться на достигнутом. На следующем этапе перед нами стоят задачи введения новой системы оплаты труда для всех категорий педагогических работников и вспомогательного персонала, в том числе и детских садов и учреждений дополнительного образования. Повышение доли стимулирующей доли заработной платы в фонде оплаты труда, развитие финансово-экономической независимости, повышение квалификации руководителей и школьных бухгалтеров, мониторинг динамики стимулирующих выплат по новой системе оплаты труда.

По направлению на переход на нормативно-подушевое финансирование разработана региональная методика. Можно выделить следующие подходы республиканской модели. Во-первых, это норматив финансирования нового наполняемости классов в зависимости от численности населения населенных пунктов. Также в этом году принят закон республики о размере нормативов для расчета объема субвенций муниципальным районам и городским округам на финансовое обеспечение государственных гарантий общего образования. Норматив на одного учащегося установлен отдельно для городской и сельской местности. Норматив учитывает степени, язык обучения, соотношение учителей к прочему персоналу. Также применяются коэффициенты, учитывающие типы образовательных учреждений. Норма наполняемости классов установлена по шести группам от 10 до 25 человек в зависимости от численности населения населенных пунктов с учетом возможностей укрупнения школ. Данное решение способствует выравниванию бюджетных и финансовых возможностей школ для обеспечения доступности образования и для сохранения в малых и средних населенных пунктах.

Надо сказать, что среднее значение норматива для сельского школьника определено в размере 70 тыс. 311 рублей, для городского школьника 36 тыс. 759 рублей.

Во-вторых, для обеспечения прав обучающихся на доступность качественного образования ежегодно правительством республики выделяется перечень малокомплектных школ на основе трех критериев. Во-первых, средняя наполняемость классов ниже установленной в республике для данного населенного пункта. Во-вторых, населенный пункт является труднодоступным и отдаленным и нет возможности организовать подвоз, то есть, имеются естественные преграды или расстояние.

И третье, образовательное учреждение является единственным в том или ином населенном пункте.  В этом году количество малокомплектных школ по сравнению с прошлым годом сократилось.

Эффектами введения нормативного финансирования по нашему мнению является улучшение прозрачности и объективности и предсказуемости процесса распределения бюджетных средств, рост заинтересованности учреждений в эффективном использовании этих средств, рост финансовой самостоятельности образовательных учреждений, изменение отношений руководителей к механизмам финансирования и распределения средств, уменьшение коэффициента совместительства в образовательных учреждениях.

Между тем в ближайшее время необходимо решение следующих задач по этому направлению. Доведение доли учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования до 10%. В настоящее время это 7%. Разработка механизмов финансирования по принципу «деньги следуют за учеником», мониторинг финансирования учебных расходов в сфере образования, в разрезе муниципальных образований и образовательных учреждений. Разработка стандартов материально-технической оснащенности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях республики.

Следующее направление это развитие региональной системы оценки качества образования. До введения комплексного проекта в показателях оценки качества преобладали традиционные подходы. В ходе реализации проекта произошло нормативное закрепление нового качества образования, положение о системе оценки качества образования, о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, о публичном докладе, об управляющих советах, изменение процедур аттестации педагогов, введение портфолио педагогов и обучающихся. Была создана государственная служба по контролю и надзору в сфере образования при президенте республики.

С прошлого года проводится республиканский мониторинг уровня сформированности универсальных способов деятельности выпускников начальной школы, мониторинг обучающихся, социологический опрос удовлетворенности родителей качеством услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

Новое понимание качества образования включает в себя учебные и внеучебные достижения учащихся, происходит осознание педагогической общественностью проблем обучения и воспитания, повышение внимания к воспитательным задачам образовательных учреждений.

Итогом реализации направления развития региональной системы оценки качества образования стало создание системы независимой оценки качества, позволяющей получить объективную картину в основе которой понимается управленческое решение на всех уровнях сферы образования, а также участие общественности в оценке качества, в частности, при аттестации учителей.

Эффектом реализации данного направления стали ориентированная система образования, конкретные потребности обучающихся, родителей, общества, государства. Разработка образовательных программ на основе анализа социокультурной, социоэкономической ситуации и территории.

В дальнейшем важной задачей является учет нормативного программного источника финансирования, качества эффективности и результативности образовательного учреждения. Поэтому тема августовского совещания в 2009 году в республике была связана с вопросами результативности в сфере образования. Сегодня приоритет образования определяется не работниками образования, а реальными нуждами общества и экономики. Значимым ориентиром для нас являются первые результаты в реализации мегапроектов в русле инновационной социально-экономической стратегии в развитии республики до 2020 года.

При реализации экономического потенциала в республике остро встают проблемы качества трудовых ресурсов. В этих условиях эффективность образования в первую очередь оценивается по тому, как она помогает решать вопросы профессиональной ориентации, занятости молодежи, воспитания людей сознательно проявляющих свою гражданскую позицию, профессиональные устремления в соответствии не только с персональными интересами, но и с интересами общества, семьи, республики и страны в целом.

Образовательные программы учреждений должны отражать существующие социально-экономические и территориальные разнообразия, удовлетворять особые потребности жителей сельской местности и промышленных районов в приобретении навыков, предоставлять экономические возможности для улучшения жизни и ее качества.

В рамках анализа эффективности с 1 сентября этого года министерство начинает электронный мониторинг в рамках проекта Института «Эврика» - это комплексная оценка эффективности региональной системы образования по экономико-политическим, образовательным, социально-индивидуальным, межведомственным показателям. Для реализации направления развития сети аккумулированы финансовые средства разных уровней – федеральные, региональные, муниципальные, обеспечены взаимодействия разных ведомств. На это направление выделено три года и средств федеральных субсидий 605 млн рублей, что составляет около 95% от общей суммы федерального финансирования.

Прогноз выполнения показателей по данным направлениям положительный. К 2009 году весь объем федеральных субсидий направлен на целевое исполнение показателей 4,1 по созданию условий обучения, в том числе на текущий ремонт и оснащение образовательных учреждений. Такой подход позволил в короткие сроки осуществить масштабные обновления материально-технической базы учебного оборудования общеобразовательных школ.

Принципиальным моментом является то, что процесс оптимизации сети определяется не административными методами, а экономическими механизмами в рамках существующего законодательства. Это касается и наполняемости классов.

Для республики с ее расстояниями и состоянием дорог вопрос не играет значительной роли, поэтому основными направлениями в развитии конкретной среды для нас является сетевое и дистанционное образование. Качественно меняется содержание инновационной деятельности образовательных учреждений, что показывают результаты открытого конкурса инновационных проектов в рамках программ «Республиканские экспериментальные площадки» на грант президента республики, конкурсы глав администраций муниципальных образований, сельские педагогические ярмарки инвестиционно-привлекательных проектов.

Следующий эффект – это разработка собственных критериев эффективности совместной деятельности участников сети, появление новых возможностей в развитии профильного обучения, повышение уровня социальной, экономической и пространственной мобильности учеников сельской школы за счет увеличения разнообразия форм обучения. Формирование позитивного отношения населения к происходящей модернизации образования. Формирование конкурентной среды между общеобразовательными учреждениями и мотивация в повышении качества доставляемых услуг, рационализация использования ресурсов.

Наиболее значимыми задачами по данным направлениям на ближайшие перспективы является разработка программно-инновационного развития системы образования на основе точечных стартовых инновационных проектов, обеспечивающих образовательную поддержку социально-экономического образования в регионе и комплексного ведомственного взаимодействия, формирование сетевой инновационной инфраструктуры при республиканском центре экспертно-аналитическом инновационном комплексе институте развития образования министерства образования республики, создание устойчивой сетевой инфраструктуры, поддерживающей становление в регионе среды эффективного профессионального общения и взаимодействия исследователей, педагогов, управленцев, общественных деятелей, родителей в сфере образования.

Нормативной основой реализации направления расширения общественного участия в образовании является принятый в этом году закон Республики Саха (Якутия) «О государственном общественному управлении в сфере дошкольного и общего образования Республики Саха (Якутия)». Организационная структура государственного общественного управления состоит из республиканского совета по образованию, органа государственного общественного управления на муниципальном уровне, управляющих советов школ.

Достижением можно считать активное развитие публичной отчетности школ, которое стало традиционным в республике. Ежегодно публикуется в средствах массовой информации и проводится непосредственно в каждом населенном пункте отчет правительства республики в ходе которого руководители и специалисты министерств и ведомств отчитываются перед населением и получают задание на следующий год. Эффектами в рамках данного направления стали повышение уровня ответственности образовательной системы, формирование гражданского заказа на образование, внедрение общественного образовательного договора в практику, доверие родителей и общественности к системе образования, появление тенденции участия гражданских институтов в формировании образовательных программ через общественную экспертизу, повышение ответственности и подотчетности образовательных учреждений, активизация взаимодействия сфер образования с социумом.

К ближайшим задачам относятся, во-первых, общественное продвижение ценностей, ориентиров и результатов комплексной модернизации  образования. Во-вторых, создание республиканской ассоциации общественных экспертов в сфере образования. В-третьих, модернизация муниципальных органов управления образования на основе государственной общественной экспертизы программ управленческой деятельности, апробация эффективных моделей содержания и технологий образования.

Таким образом, в результате реализации комплексной модернизации в республике сформированы прочные тенденции в экономике управления, обновления содержания, технологии образования. Создаются условия для повышения эффективности системы образования.

Мы понимаем, что не должны останавливаться на достигнутом и перед нами стоят задачи по дальнейшей реализации направлений комплексного проекта, которые необходимо расширить и совершенствовать. Прежде всего, деятельность министерства образования сегодня направлена на обоснование дополнительного финансирования в связи с ростом норматива финансирования, создание единого культурно-образовательного пространства, способствующего оптимальному социально-экономическому развитию региона.

Следующей задачей является реализация закона о государственном общественном управлении, чтобы соучастие общественности в управлении сферой образования стало нормой. Перед нами стоит задача о решении внесении системных изменений при переподготовке педагогов и проблема квалификации педагогов станет центральной на двенадцатом съезде учителей и педагогической общественности, который планируется в 2010 году в связи с годом учителя.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100