Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Евгения Сильянова, руководителя КПМО Еврейской автономной области




Презентация к выступлению 

Добрый день, уважаемые коллеги!

В 2008 году Еврейская автономная область стала одним из победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. За два года в областной системе образования реализованы принципиально новые идеи: дифференциация в оплате труда педагогов, обеспечивающая поддержку результативной работы, расширение открытости школы и возможностей общественности влиять на управление школой. Заложено начало построения системы оценки качества образования, ведется работа по повышению управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, общественных управляющих. Изменение структуры образовательной сети произошло во всех без исключения муниципальных районах области.

Объективный анализ достижений, подведение итогов – условие успешного включения в работу над новой задачей – реализация в области национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Именно с этих позиций мы подходим сегодня к анализу и оценке результатов и эффектов КПМО.

 

Направление 1. Введение новой системы оплаты труда

К настоящему времени в области созданы в полном объеме и внедрены правовые и нормативные условия, обеспечивающие реализацию 14 основных принципов новой системы оплаты труда, предусмотренных модельной методикой. НСОТ введена во всех общеобразовательных учреждениях ЕАО.

В области к настоящему времени достигнуты определенные позитивные эффекты:

- преодолен уравнительный подход к повышению заработной платы, сформировано адекватное отношение к основному принципу новой системы оплаты труда – дифференцированному росту заработной платы, связанному с показателями напряженности, интенсивности, а также качества и результативности труда;

- повышение заработной платы произошло у 73% учителей общеобразовательных учреждений;

- в среднем по области процент повышения заработной платы учителей составил 33% по отношению к уровню 2007 г. Тогда как в целом по экономике повышение заработной платы за данный период составило лишь 24,2%;

- проведена значительная работа по оптимизации и систематизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений (структура штатной численности работников общеобразовательных учреждений оптимизирована на 3,5%);

- решается задача привлечения молодых кадров, так как оплата труда за часы учебной нагрузки учебного плана не зависит от стажа педагогической работы, равные трудовые обязанности оплачиваются в равных условиях: стоимость 1 ученико-часа, количество учебных часов, количество обучающихся. За последние три года в образовательные учреждения области прибыло более 150 молодых специалистов (для сравнения в 2006 году - 19 чел.);

- распределение стимулирующей части ФОТ происходит с участием общественности;

- с введением НСОТ изменился порядок исчисления заработной платы не только учителей, но и руководителей общеобразовательных учреждений. В условиях НСОТ уровень заработной платы руководителей учреждения в полной мере зависит от уровня заработной платы учителей;

- в целом по области у 87% руководителей общеобразовательных учреждений произошло повышение заработной платы по сравнению с оплатой по тарифной сетке: средний уровень повышения без стимулирования – 31,2% (5071,0 руб.), со стимулированием – 38,6% (6269,3 руб.). Таким образом, средняя заработная плата руководителей в среднем по области (без учета стимулирующих выплат) составила 21324,3 руб. против 16253,3 руб. С учетом стимулирования средняя заработная плата руководителей в 2009 году составила 22522,6 руб.

На основании данных результатов мы видим дальнейшие направления проектирования региональной программы, направленной на продолжение внедрения НСОТ:

- принятие мер по увеличению доли стимулирующего фонда в общем фонде оплаты труда в 2009 году;

- введение НСОТ в других сферах образования (НПО, ДОУ).

 

Направление 2. Введение нормативного подушевого финансирования.

Новые принципы оплаты труда тесно связаны с изменением механизма финансирования школ.

100% перевод системы общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование еще в 2005 году явился первым и основным шагом в рамках работы по переводу всей системы предоставления образовательных услуг на финансирование по принципу «деньги следуют за учеником».

Несмотря на складывающуюся демографическую ситуацию (с 2000 по 2008 год количество учащихся уменьшилось на 59%), объем средств, выделяемых на реализацию государственного стандарта общего образования, существенно увеличился. За три года осуществлено повышение величины нормативов на 68%.

Фактически сложившаяся доля учебных расходов в нормативе финансирования в 2009 году составила 3,5%.

При доведении бюджетных средств до общеобразовательного учреждения на принципах подушевого финансирования вместе с тем возник ряд проблем. Обозначим самую важную из них - наличие школ с низкой наполняемостью, которые требуют финансирования по фактическим затратам. Эту проблему мы на территории решаем через повышенный норматив.

Говоря о системных эффектах, полученных в ходе реализации РКПМО по данному направлению, необходимо отметить, что введение нормативно-подушевой системы оплаты труда привело к серьезным изменениям в системе финансирования.

Фактически школам области предоставлена возможность получения полной финансовой самостоятельности, эффективного использования бюджетных средств в соответствии с конкретными условиями функционирования.
Финансовый норматив доводится до каждого общеобразовательного учреждения в полном объеме в качестве гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможности бюджетного планирования развития образовательных учреждений на муниципальном уровне.

Учтены проблемы сельских малокомплектных школ.

Дальнейшие направления проектирования региональной программы, по направлению НПФ:

- введение принципов нормативного финансирования в учреждениях НПО, ДОУ.

 

Направление 3. Развитие системы оценки качества образования.

В рамках реализации данного направления в области создана нормативно-правовая база РСОКО. Создано областное государственное автономное учреждение "Центр оценки качества образования". С начала 2009 года при комитете образования создан отдел по контролю и надзору в сфере образования.

Разработана региональная система критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников, в основе которой лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых. Во всех школах на основе примерных критериев и показателей разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников. Принято Положение об оценке учебных и внеучебных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Еврейской автономной области (приказ комитета образования ЕАО от 28.11.2008 № 719).

Диагностические тестирования (региональные и международные), аккредитационные обследования образовательных учреждений, мониторинговые исследования, итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах – все это сегодня позволяет нам получить объективные данные для оценки качества образования.

В 2009 году единый государственный экзамен проводился по 12 предметам. 99,03% выпускников проходили государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ по русскому языку и математике, 1% - в форме государственного выпускного экзамена. Доля выпускников, сдававших три и более предмета в форме ЕГЭ, составляет 87%. 100% учащихся дневных общеобразовательных школ получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.

Проведена государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в условиях введения независимой системы оценки качества образования по восьми предметам. 99% выпускников 9-х классов, обучающихся по программе массовой общеобразовательной школы проходили государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и алгебре.

В результате реализации комплекса мер по созданию региональной системы оценки качества образования получены следующие системные эффекты:

- система оценки качества становится основой для управления и финансирования по результатам;

- получение объективной информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг;

- качество образования стало основным критерием для начисления стимулирующей части заработной платы;

- происходит переосмысление отношения педагогов к повышению квалификации;

Дальнейшее развитие региональной системы оценки качества планируется в следующих направлениях:

- объединение всех контрольно-оценочных процедур на единой методологической и организационно-технологической платформе;

- подготовка специалистов муниципального и школьного уровней в сфере оценки качества образования.

- выполнение программы мониторинговых исследований в дополнение к существующим документам по оценке качества образования.

 

Направление 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений.

Одним из сложных направлений КПМО стала реструктуризация сети образовательных учреждений. Контингент обучающихся в школах области за период с 2003 по 2008 год сократился на 28,5%. Расположены в сельской местности 41 (55%) общеобразовательное учреждение. Увеличилось количество малокомплектных школ. В связи с этим во всех муниципальных образованиях области проходили процессы, связанные с приведением сети общеобразовательных учреждений в оптимальное состояние. В период с 2005 по 2007 реструктуризация коснулась лишь трех школ (3%). За период реализации КПМО в области ликвидировано 5 и реорганизовано 21 общеобразовательное учреждение (27% от общего количества школ).

Понимая, что новое качество образования не может быть обеспечено без создания современных условий образовательного процесса и развитой сети, комитетом образования ЕАО ведется системная работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования в соответствии с современными требованиями.

В целях создания условий для качественного обучения всех детей независимо от места жительства были определены 23 базовые школы. В школы поступило 138 специализированных кабинетов физики, химии, биологии, географии, истории, в том числе 41 интерактивный комплекс. Существенно обновлены компьютерные классы. Эти школы обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами.

В период с 2006-2009 годы за счет средств различных бюджетов было приобретено 30 автобусов. Таким образом, парк школьных автобусов обновлен на 81%. Поставка автобусов в сельские школы позволила улучшить условия ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование.

При этом важную роль сыграло установление единых подходов к пониманию современных условий предоставления образования, чему способствовало участие области в КПМО.

Улучшились условия обучения в 41 школе, где обучается более половины школьников области. Необходимо отметить, что доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям возросла с 32% в 2007 году, до 60,4% в 2009 году.

Несмотря на то, что в настоящее время только формируется экономически эффективное сетевое взаимодействие, выполнение показателя по средней наполняемости классов в городской местности по состоянию на сентябрь 2009 года составляет 93% от запланированного (23,2 человек - при контрольном нормативе 25 чел.), в сельской местности - от 97% запланированного (13,6 человек при контрольном нормативе 14 человек).

Над этой проблемой мы продолжаем активно работать. При этом мы учитываем особенности нашей области: в ЕАО функционирует 29,3% малокомплектных школ. В связи с тем, что данные учреждения обеспечены кадрами и имеют достаточное материально-техническое оснащение для выполнения государственного стандарта, а ряд школ необходимо сохранить в силу их транспортной удаленности, руководство области считает пока возможным сохранение их финансовой поддержки.

Говоря о системных эффектах реализации КПМО по данному направлению, необходимо отметить, что:

- улучшены условия организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

- практически созданы условия для повышения доступности качественного образования;

- получена объективная картина соответствия общеобразовательных учреждений области современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса;

В дальнейшем нам необходимо будет сосредоточить усилия по следующим направлениям:

- апробация дистанционного обучения школьников.

- продолжение обеспечения школ лабораторным, компьютерным и мультимедийным оборудованием, целенаправленное всестороннее развитие сети базовых (опорных) школ.

 

Направление 5. Развитие общественного участия в управлении образованием.

В последние годы в образовательных учреждениях области расширилось общественное участие в управлении образованием, реализующееся в разных формах.

Во всех территориях области приняты постановления глав местного самоуправления по созданию общественного муниципального органа управления. В 100% учреждений согласно уставам созданы и действуют управляющие советы, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности составляет 100% .

Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои, регулярно (не реже двух раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, составляет 96% против запланированного показателя - 90%.

При проведении итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений в 100% пунктах, присутствовали общественные наблюдатели.
Представители общественности и управляющих советов включены в составы школьных аттестационных и конфликтных комиссий, а также в составы комиссии по лицензированию образовательной деятельности комитета образования области и аккредитационной комиссии.

За два года с участием общественных экспертов процедуры лицензирования и государственной аккредитации прошли 100% общеобразовательных учреждений из числа планируемых.

В области создана система подготовки общественных управляющих по актуальным вопросам содержания, финансово-экономической деятельности, управления образованием. За два года проекта обучено 101 человек.

Анализ итогов реализации проекта по направлению развития государственно-общественного управления позволил выявить следующие системные эффекты:

- активизировался процесс привлечения общественности к управлению образованием. Как результат – наблюдается продвижение от нейтральных, а иногда и конфликтных отношений между школами и родительской общественностью к взаимовыгодному сотрудничеству.

- повысился интерес родителей, представителей общества и власти к участию в управлении образованием. Это нашло отражение в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, обсуждении программ развития школ и реструктуризации сети.

- общественность получила признание в качестве полноправного субъекта образовательной политики.

В дальнейшем необходимо сосредоточиться на качественной стороне государственно-общественного управления.

Для этого необходимо:

- продолжить обучение общественных управляющих, организовать обмен опытом и обучение членов Управляющих советов, не являющихся педагогами;

- усилить «обратную связь» с родительской общественностью, в частности, в форме областного родительского комитета и областного родительского собрания.

 

Направление 6. Организационное обеспечение проекта и модернизация системы повышения квалификации.

Мы уверены, что выполнение принятых обязательств КПМО во многом обусловлено эффективной системой управления проектом.

Постановлением губернатора области «О реализации комплексного проекта модернизации образования в Еврейской автономной области» (от 04.03.2008 № 45) были определены основные этапы РКПМО. Заключены соглашения о взаимодействии по реализации комплексного проекта модернизации образования между комитетом образования ЕАО и администрациями муниципальных образований.

В каждом муниципальном образовании назначен оператор электронного мониторинга регионального уровня: доля (количество) муниципальных образований, участвующих в электронном мониторинге реализации РКП – 100% (6 шт.). В 35 (46,67%) общеобразовательных учреждениях назначены операторы школьного уровня.

Таким образом, в области была сформирована модель управления проектом, функционирующая на трех уровнях (региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения) и обеспечивающая осуществление мероприятий в рамках проекта, а также контроль хода его реализации.

Осуществлена широкая система информационно-разъяснительной работы в поддержку реализации КПМО, ход реализации комплексного проекта модернизации образования отражен на сайте комитета образования ЕАО www.komobr-eao.ru, сайтах муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений.

Повышение квалификации педагогических кадров в комплексном проекте модернизации образования является основным стратегическим условием, обеспечивающем эффективность всех остальных компонентов КПМО.

С момента реализации КПМО значительные изменения произошли в формах и методах повышения профессионального уровня и квалификации педагогов.

Комитетом образования проведены организационные изменения в областном институте усовершенствования учителей который реорганизуется в автономное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации работников образования».

За время реализации проекта в области было подготовлено 978 специалистов различных категорий, из которых 175 – члены управляющих команд, 101 – учителя профильных школ, 622 – члены управленческих команд школ. Начиная с 2008 года, в профессиональной переподготовке особый упор был сделан на специальность «Менеджер образования» (80 чел.).

100% управленческих команд школ прошли подготовку по всем направлениям комплексной модернизации.

Для обучения педагогов обновлено содержание программ повышения квалификации с учетом направлений модернизации и конкретных потребностей учителей и руководителей образовательных учреждений. Широкое распространение получили программы, выстроенные по модульному принципу. Разрабатываются механизмы внедрения модульно-накопительной системы повышения квалификации. Разработано положение о накопительной системе (индивидуальном учебном плане) повышения квалификации, что позволяет индивидуализировать процесс дополнительного профессионального образования.

Эффекты данного направления:

- активное использование на всех уровнях системы образования проектного подхода к управлению образованием;

- повышение общей управляемости системы образования;

- отработка новых подходов к обучению кадров (проектная работа, работа тьюторов, работа с командами);

- становление системы распространения актуального педагогического опыта школ-победителей и учителей-победителей ПНПО;

- предоставление широкого спектра программ повышения квалификации для различных целевых групп.

Дальнейшие направления проектирования региональной программы, по направлению обновления системы повышения квалификации:

- разработка и закрепление механизмов связи повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров;

- разработка нормативно-правовой основы для организации дистанционного обучения педагогических кадров ЕАО;

- разработка нормативно-правовой базы по нормативно-подушевому финансированию повышения квалификации педагогических кадров ЕАО.

Мы уверены в том, что происходящие изменения будут способствовать достижению основной цели развития образования – повышению качества, доступности и эффективности российского образования.

Значение КПМО не ограничивается временными рамками реализации проекта и будет определять направление развития образования области еще долгие годы.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100