Во второй день работы межрегионального общественного обсуждения Комплексного проекта модернизации
образования, которое проходит в Белгородской области состоялась лекция Владимира Бацына, эксперта Института проблем образовательной
политики "Эврика".
Сообщение эксперта было посвящено проблемам сопряжения таких категорий, как качество общего
образования, с одной стороны, а с другой – с качеством жизни людей, это образование получивших, и –
опосредованно – с социально-экономическим и социально-культурным развитием региона и страны в целом. Оценка
качества образования как ресурса развития человеческого капитала нации должна стать, по мнению докладчика, важнейшей
критериальной основой эффективности образовательной политики в целом.
С этой точки зрения, важнейшей «точкой роста» человеческого капитала является
сам человек – начиная с его самого младшего возраста. Сознательное создание образовательных пространств и сред, нахождение
в которых дает ребенку (позже – школьнику) возможность максимального полного и разнообразного «испытания
себя» в собственной свободной деятельности, приобретения уникального раннего опыта отношений с самим собой, с окружающим
миром. Без этого опыта культурного диалога (всё более усложняющегося по мере течения времени) невозможно проращивание
«индивидуальной образовательной программы», основанной на осознании юным человеком своих собственных целей
и различных ресурсов (информационных, коммуникационных и др.) . В этом смысле каждому человеку необходимо свое
качество образования – и задача системы образования в том и состоит, чтобы создать условия, позволяющие именно такое
качество обеспечить.
С другой стороны, в современном мире существует вполне объективный «конечный»
критерий оценки качества реального образования реального человека – это его эффективность на международном рынке труда.
Проецирование тех компетентностей, которые востребованы этим «высшим независимым судом», на дошкольные
и школьные достижения детей позволит сформулировать их «ключевой перечень».
Взаимодействие образования и общества строится именно посредством переговорной площадки (управляющий
совет, образовательная программа и другие формы и механизмы) в интересах каждого ученика, образовательные
достижения которого имеют не только по учебное, но и внеучебно-компетентностное , а также социальное (базирующееся
на его собственном социальном опыте) измерение.
Докладчик дал подробный комментарий к каждому тезису и охарактеризовал общую проблематику
развития общественного участия в управлении образованием по промежуточным итогам реализации КПМО.
Соб.инф.
|