Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение заместителя руководителя КПМО Московской области Юрия Картушина




Презентация к выступлению 

Уважаемые коллеги!

 

Московская область участвует в проекте с 2007 г., прошла в нем значительный и непростой путь. 2009 год мы рассматриваем как решающий год в плане достижения общего успеха нашего регионального проекта.

Наша область - самый крупный участник KПМO.

Главное для нас в его реализации - всемерное стимулирование нового качества образования, дифференциация в оплате труда педагогов, обеспечивающая поддержку высокорезультативной работы, расширение открытости школы и возможностей общественности влиять на управление школой через школьные и муниципальные государственно-общественные советы.

Все это вместе создало, по сути дела, новые "правила игры", новые условия жизни системы образования как главной основы создания в нашей стране инновационной экономики, которая основана на знаниях, на вложениях в человеческий капитал.

Такие масштабные институциональные реформы всегда идут сложно, но в случае успеха приносят очень существенные результаты и социальные эффекты.

Поддержка инициативы участия Московской области в конкурсе КПМО и  реализации Проекта в течение трех лет со стороны Губернатора Московской области и глав местного самоуправления базируется на глубокой убежденности в значении Проекта не только для системы образования, но  для социально-экономического развития области в целом.

С 2008 г. в проекте участвуют все муниципальные образования, свыше полутора тысяч образовательных учреждений.

Наиболее значимым эффектом от реализации PКПМO стали системные изменения, коснувшиеся всех субъектов образовательного процесса - от учителей и директоров - до родителей и общественности. Сегодня с уверенностью можно сказать - в системе образования Московской области идут планомерные и последовательные изменения по основным направлениям модернизации российского образования.

В контексте стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 г. образование рассматривается не как статья непроизводительного потребления, но как один из наиболее эффективных видов инвестиций  с целью формирования выскопроизводительных человеческих ресурсов для инновационной экономики, повышения качества жизни населения, социальной стабильности общества.

При этом есть ясное понимание далеко не полного соответствия существующей системы отводимой ей роли  и  твердое намерение  изменить положение дел, которое подкрепляется масштабом финансирования реализации комплексного проекта. Консолидированный бюджет модернизации образования  за два с половиной года составляет более четырех миллиардов рублей.

И сегодня приходит время постановки  вопроса об эффективности   этих инвестиций.

Другой актуальный контекст оценки результатов и эффектов – поставленный Председателем Правительства РФ В.В.Путиным на совещании по вопросу подготовки образовательных учреждений к началу учебного года вопрос об  эффективности расходования бюджетных средств на образование.

Объективный анализ достижений, подведение итогов – условие успешного включения в работу над новой задачей – реализация в регионе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Непосредственная связь КПМО и "Нашей новой школы" очевидна. И есть все  основания считать, что реализация Проекта в области позволила заложить фундамент  "Нашей новой школы".

В этом плане эффекты КПМО и задел «Нашей новой школы  мы рассматриваем в единстве.

Наша новая школа – это:

- Новое понимание качества (результатов) образования;

- Новая система оплаты труда, направленная на конечный результат, на поощрение лучших педагогов;

-  Новые стандарты качества условий обучения и эффективности сети образовательных учреждений;

- Новые инструменты и кадры в системе управления образованием;

- "Открытая школа", в которой действуют стимулы к обеспечению  соответствия содержания и качества образования общественному заказу;

- "Наша" школа - предмет внимания и деятельного участия со стороны местного сообщества.

Именно с этих позиций мы подходим сегодня к анализу и оценке результатов и эффектов КПМО.

Направление 1. Введение новой системы оплаты труда 

Принятие нормативных правовых актов (областных и муниципальных, а также локальных актов  общеобразовательных учреждений) по переходу на новые условия оплаты труда,  закрепляющих  все основные требования к НСОТ.

• Оплата труда учителей дифференцирована в зависимости от результатов и качества труда.

• Оклад руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей исчисляется, исходя из средней заработной платы педагогических работников за часы учебной нагрузки по тарификационному списку, составленному на начало учебного года, увеличенной на коэффициент группы общеобразовательного учреждения по оплате труда руководителей с учетом уровня квалификации руководителя по результатам аттестации.

• Общее повышение уровня заработной платы работников образования составило в среднем 22 процента, таким образом,  средняя заработная плата работников отрасли "Образование" Московской области по данным Мособлстата по состоянию на 1 сентября 2009 года составила 23100 рублей

• Проведена значительная  работа по оптимизации и систематизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений. 

• Решается задача привлечения молодых кадров, так как оплата труда за часы учебной нагрузки учебного плана не зависит от стажа педагогической работы, равные трудовые обязанности оплачиваются в равных условиях: стоимость 1 ученико-часа, количество учебных часов, количество обучающихся.

• Введение и апробация новой системы оплаты труда педагогических и руководящих работников сферы образования позволили:

- учитывать особенности образовательной деятельности работников различных типов и видов образовательных учреждений;

- обеспечить более рациональное использование бюджетных средств за счет повышения гибкости системы оплаты, выражающийся в оперативном решении возникающих проблем путем корректировок отдельных параметров системы в рамках предоставленных бюджетных средств;

- обеспечить усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении качества и результативности труда.

• Уровень  заработной платы учителя зависит от его собственных усилий и результатов труда.

• Распределение стимулирующей части ФОТ происходит с участием общественности.

• Подчеркивается лидирующая роль учителя в образовательном процессе учреждения ФОТ – 70 процента.

Направление 2. Введение нормативного подушевого финансирования.

• Укрепляется финансово-хозяйственная самостоятельность общеобразовательных учреждений.

• Установление параметров малокомплектных школ. Малокомплектные школы в Московской области защищены законодательно с определением статуса и критериев малокомплектной школы.

• Финансовый норматив доводится  до каждого общеобразовательного учреждения в полном объеме в качестве гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможности бюджетного планирования развития образовательных учреждений на муниципальном уровне.

• Созданы стимулы для реализации муниципальных программ реструктуризации сети образовательных учреждений.

• Создана конкурентная среда образовательных учреждений.

• Созданы условия  для экономической независимости школ и возможности долгосрочного планирования деятельности и развития учреждения.

• Развитие стремления к  повышению уровня образования, квалификации и профессионализма работников, стимулирование учителя к повышению качества своей работы, совершенствованию технологии преподавания.

• Рост материального обеспечения труда учителя.

• Оптимизация штатных расписаний общеобразовательных учреждений.

• Оптимизация сети общеобразовательных учреждений.

• Рост наполняемости классов.

Направление 3. Развитие системы оценки качества образования.

• важнейшим эффектом внедрения критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников является то, что в сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда.

• формируется Новое понимание качества образования - совокупность предметных знаний, ключевых компетентностей и  социального опыта.

• все большее число сторонников находит идея независимой оценки качества образования;

• важным институциональным эффектом внедрения РСОКО – стала кластерная модель, ставшая признанной единой основой для оценки состояния образовательных систем во всех муниципалитетах.

• Разработана оригинальная региональная система критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников, в основе которой лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых. Эти критерии и показатели предельно конкретны, что сводит к минимуму риски субъективизма при их применении и предотвращает возможное недовольство некоторой части работников, привыкших к уравнительной системе распределения. Во всех школах на основе примерных критериев и показателей разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников.

• В соответствии с разработанной Центром качества образования Академии социального управления системой комплексной оценки состояния образовательных систем (муниципальных и школьных) на основе единых инвариантных показателей, отражающих качество образовательных ресурсов, процессов и результатов проведен мониторинг, и ведутся работы по анализу полученных данных для кластеризации всех муниципальных образований по показателям качества условий, процесса и результата, что дает полную картину состояния и динамики развития муниципальных образовательных систем, выявляет как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Московской области. Результаты этой работы предоставляют каждому муниципалитету возможность, проанализировав свое положение в кластерной модели, причины попадания в тот или иной кластер, разработать и осуществить систему практических мер по повышению качества образования в своем муниципалитете.

• Создана нормативно-правовая база РСОКО. Разработан и принят основополагающий нормативный документ – Положение о системе оценки качества образования Московской области.

• Во всех муниципалитетах Московской области разработаны и приняты:

- Положения о муниципальных системах оценки качества образования,

- комплексы показателей состояния муниципальной и школьных образовательных систем, включающих как инвариантную для всех часть, так и вариативные показатели, отражающие особенности каждого муниципалитета,

-документы, определяющие регламент функционирования МСОКО и циклограммы муниципальных мониторинговых исследований.

• Система оценки качества становится основой для управления  и финансирования по результатам

Направление 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений.

Основными результатами по этому направлению стали:

• Формирование нормативной и инструктивно-методической базы регионального уровня

• Утверждение  программ развития сети муниципальных образований.

• Отработка эффективных инструментов работы с населением, минимизации социальных рисков при проведении реорганизации сети.

Эффектами направления выступили:

• Создание эффективных моделей муниципальных сетей общеобразовательных учреждений с учетом географического положения и социально-экономических особенностей территорий, позволяющих обеспечить получение качественного общего образования школьниками, независимо от их места жительства.

• улучшение условий  организации образовательного процесса, создание условий для использования современных образовательных технологий;

• повышение доступности качественного образования, в т.ч. профильного, для учащихся в целом, в сельской местности, в особенности;

• повышение эффективности использования ресурсов в муниципальных сетях образовательных учреждений

Направление 5. Развитие общественного участия в управлении образованием.

Основными эффектами по этому направлению стали:

• общественность получила признание в качестве полноправного субъекта образовательной политики, а общественный заказ признан как важнейшее основание для  формирования стандартов образования – требований к его результатам и условиям организации образовательного процесса;

• привлечение общественности к оценке и стимулированию качества образования выступает действенным инструментом повышения качества  работы педагогических работников и образовательных учреждений; 

• политика информационной открытости позволяет обеспечить права потребителей образовательных услуг и становится важным фактором обеспечения конкурентоспособности учреждений в условиях нормативного подушевого финансирования.

Направление 6. Организационное обеспечение проекта.

• постепенное укоренение на всех уровнях системы образования проектного подхода к управлению образованием;

• повышение общей управляемости системы образования;

• повышение ответственности управленцев муниципального и школьного уровня за информацию,  предоставляемую в систему электронного мониторинга;

• отработка новых подходов к обучению кадров (проектная работа, использование тьюторов, работа с командами);

• развитие инновационного актива системы образования;

• выделение экспертного актива системы образования;

• Осуществлялась диссеминация опыта реализации КПМО в Московской области в другие регионы (семинары с приглашением представителей Чувашской республики, Республики Мордовия, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Псковской, Калининградской, Липецкой областей).

• Налажена система управления проектом, взаимодействие по линии – Министерство образования Московской области – Региональный оператор по сопровождению реализации проекта – муниципальные управленческие команды – школьные управленческие команды.

• Разработаны и апробированы программы и учебные материалы для профессиональной переподготовки повышения квалификации муниципальных, школьных управленческих команд, зональных тьюторских программ, руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем; специальной подготовки школьных общественных управляющих, бухгалтеров образовательных учреждений.

• Реализованы масштабные образовательные программы повышения квалификации муниципальных, школьных управленческих команд, зональных тьюторских команд, руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем по всем направлениям реализации КПМО, программ специальной подготовки школьных общественных управляющих, бухгалтеров образовательных учреждений. Создана система повышения квалификации муниципальных и школьных операторов электронного мониторинга в том числе и система дистанционного обучения. К программам разработаны и изданы учебно-методические материалы "Организационное, методическое и информационное обеспечение и сопровождение мониторинга РКПМО" для муниципальных и школьных команд

• Эффективно работает сайт проекта http://kpmo.momos.ru.

• Осуществлена широкая система информационно-разъяснительной работы в поддержку реализации КПМО, изданы многочисленные информационные материалы. 

• К реализации проекта привлечены учреждения и учителя-победители конкурсного отбора в рамках ПНПО.

Как было отмечено в начале доклада, реализация комплексного проекта модернизации образования — одно из важнейших событий в истории образования Подмосковья.

Его значение для судьбы нашей школы не ограничивается временными рамками реализации проекта и будет определять направление развития образования еще долгие годы.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100