Презентация к выступлению
Уважаемые коллеги!
Сегодняшняя ситуация в системе образования Тамбовской области во многом отличается от предыдущих
лет:
- усилилось влияние экономических факторов (нормативно-подушевое финансирование, новая система
оплаты труда) на происходящие в сети процессы;
- практически во всех территориях в исполнительных органах власти сформировалось понимание значимости
и необходимости проведения изменений в системе образования;
- в половине муниципалитетов новые структуры сетей муниципальных общеобразовательных учреждений
уже оптимальны или близки к оптимальным;
- масштабное изменение структуры образовательной сети охватило все без исключения города и районы
области, проводится значительная работа по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере образования.
- к руководителю образовательного учреждения предъявляются новые требования как к эффективному
управленцу, ответственному за качество предоставляемого детям образования, способному максимально эффективно распоряжаться
бюджетными ресурсами и привлекать внебюджетные средства.
В своем выступлении остановлюсь на основных результатах и эффектах комплексного проекта, проблемах
и перспективах на ближайшее время.
Относительно новых экономических отношений в системе образования можно констатировать, что принципиально
изменились основные принципы бюджетирования.
Достигнутые эффекты связаны со следующими моментами
1. Создание мотивационной среды для качественной работы современной школы
- изначально заложенные в проекте подходы действительно привели к реальному повышение
доходов учителей, в первую очередь тех, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования.
- в настоящее время уровень оплаты труда высококлассных специалистов в образовании максимально
превышает среднюю заработную плату в реальном секторе экономики.
2. Обеспечение цивилизованной конкуренции за учащегося, которому предлагаются более качественные
образовательные услуги.
- нормативное финансирование стимулирует педагогические коллективы постоянно заботиться об имидже
образовательного учреждения, стремиться к достижению высоких образовательных результатов и, соответственно, к увеличению контингента
обучающихся.
- рост автономии школы и делегирование школе права на распоряжение бюджетными ресурсами;
3. Запуск механизмов бюджетной ответственности руководителя школы за принимаемые решения, в
том числе ответственности руководителя школы перед потребителями образовательных услуг – учащимися и их родителями
- школам области предоставлена полная финансовая самостоятельность, что позволяет эффективно
использовать бюджетные средства в соответствии с конкретными условиями функционирования каждого учреждения.
- оптимизация расходов на содержание сети образовательных учреждений обеспечивает концентрацию
и эффективное использование ресурсов системы образования.
При этом необходимо признать следующее.
В силу недостаточности региональных ресурсов не удалось до настоящего времени реализовать в
методике расчета финансового норматива, удорожания за счет таких факторов как повышение качества и учет новых видов
деятельности учителя. Данная задача не может быть решена без существенного увеличения регионального норматива подушевого финансирования.
Это серьезная проблема, особенно, учитывая дотационность области. В настоящее время идет работа по формированию проекта бюджета
области, обсуждаются вопросы изменения структуры норматива для финансового обеспечения указанной задачи.
Предполагается осуществлять формирование бюджета "функционирования" отрасли по нормативному
принципу, формирование бюджета "развития" отрасли – по программно-целевому принципу. При этом программная часть бюджета
должна быть сохранена как минимум на уровне 2009 года.
Сейчас перед системой образования стоит сложная, но необходимая задача более эффективно использовать
кадровые ресурсы, в частности продолжить работу по созданию дополнительных рабочих мест в рамках средств, выделяемых на реализацию
программ дополнительного образования (уже второй год в области выделяются средства в рамках субвенции на реализацию 4 часов
в неделю на одного ребенка);
продолжить работу по поэтапной реорганизации образовательных учреждений в форму автономных для
обеспечения более свободного режима использования выделяемых из бюджета и заработанных средств.
Расширение финансовой самостоятельности накладывает особые требования к квалификации и результатам
работы руководителей образовательных учреждений. Следующий учебный год должен стать годом бюджетной ответственности руководителя:
ответственности за условия, в которых будут учиться дети, за уровень заработной платы сотрудников
в новых финансово-экономических условиях.
Одним из основных приоритетов развития системы образования области является обеспечение условий
для получения учащимися качественного общего образования независимо от места жительства.
Для решения задач создания современных и комфортных условий обучения привлекаются программные
и проектные средства областного и федерального бюджетов.
Это позволило обеспечить создание комфортных и современных условий в 120 общеобразовательных
учреждениях области (учитывая происходящие изменения в сети речь идет о половине образовательных учреждений). Кроме того,
реализация областных и муниципальных целевых программ в сфере образования, реорганизация ряда малочисленных школ в филиалы
с подвозом учащихся основной и старшей ступени в полностью оснащенные базовые школы, объединение школ в рабочих поселках и
городах позволяет быть уверенным в достижении запланированного показателя по доле обучающихся в современных условиях –
70%.
В течение ряда лет во всех муниципальных образованиях области проходили процессы, связанные
с приведением сети общеобразовательных учреждений в оптимальное состояние. Ключевым механизмом изменения сети стало не закрытие
школ, а филиализация, юридическое закрепление ответственности за предоставление качественного образования за базовыми учреждениями,
обеспечение, таким образом, реального сетевого взаимодействия.
К концу текущего года основной объем необходимых структурных изменений во всех муниципальных
образованиях области будет завершен, окончательно сложится сеть базовых школ, играющих роль своеобразного "каркаса" для почти
350 филиалов.
Создание в этих школах современных условий, дальнейшее развитие системы перевозок школьников
(в области создано ТОГУ "Школьный автобус", управляющее этой системой), совершенствование кадров (в том числе и через новую
систему аттестации) , позволят развить достигнутые результаты комплексного проекта.
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся в школах области активно реализуются здоровьесберегающие
технологии. За два года реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в 40 общеобразовательных
учреждениях городов Тамбова, Котовска и Тамбовского района созданы современные условия в сфере обеспечения школьников сбалансированным
и качественным горячим питанием. Хочу отметить, что оба этих крупных проекта: комплексной модернизации образования и совершенствования
школьного питания в нашем регионе дополняют друг друга, усиливая достижение эффектов.
В области запускается мониторинг состояния здоровья обучающихся с использованием медицинских
диагностических комплексов "Здоровый ребенок". Такие комплексы установлены в 100 базовых общеобразовательных учреждениях всех
городов и районов области, что позволит большинству школьников Тамбовщины (не менее 75%) принять участие в мониторинге здоровья
и получить рекомендации по его укреплению.
В будущем году нам необходимо будет сосредоточить усилия по следующим направлениям:
Завершение процесса филиализации в сельской местности и объединение школ в городской в связи
с сокращением количества учащихся. Будет происходить постепенное сокращение числа филиалов, реализующих программы среднего
образования, и увеличение количества школ, имеющих на старшей ступени обучения не менее 150 учащихся, с целью предоставления
им возможности выбора профиля обучения
Безопасность пребывания детей в школе. Это новые подходы к проектированию школьных зданий и
помещений, капитальный ремонт ветхих и полуаварийных школ, прекращение образовательного процесса в зданиях, не отвечающих
требованиям безопасности, установка систем противопожарной и антитеррористической безопасности.
Школьная инфраструктура и организация учебного процесса. Во всех школах необходимо оборудовать
отвечающие всем современным требованиям столовые и пищеблоки, спортзалы и спортплощадки, медкабинеты, теплые санузлы, обеспечить
детей чистой питьевой водой. Продолжить обеспечение школ лабораторным, компьютерным и мультимедийным оборудованием, мебелью
в соответствии с возрастными показаниями.
Воспитание и развитие. Создать условия для реализации в школе дополнительных образовательных
программ, организации самоподготовки, развивающего досуга, проектной деятельности – тех занятий, форма которых
принципиально отличается от урочной. Основными проблемами при реализации направления по развитию сети были, и пока, к
сожалению, остаются консерватизм и непонимание отдельных представителей власти, некоторых представителей директорского корпуса
и учительского сообщества.
Уменьшение объемов дорожного строительства также создает определенные трудности при планировании
перевозок учащихся в базовые школы.
Необходима проработка механизма опережающего инвестирования в базовые элементы сети общеобразовательных
учреждений.
Относительно системы оценки качества.
Существенное влияние на образовательные результаты окажут изменения в системе государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, обусловленные переходом к обязательному единому государственному экзамену и распространением
практики презентации портфолио.
Длительность и масштабность эксперимента по введению ЕГЭ обеспечили преемственность и безболезненный
переход в штатный режим. Восьмилетний эксперимент, убедительно показал очевидные достоинства ЕГЭ.
Если рассматривать общее образование как формирование у учащихся полноценного опыта решения
коммуникативных, организационных, нравственных, познавательных проблем, что, по сути, отражает смысл компетентностного
подхода, то надо признать, что подобный опыт невозможно сформировать только за счет усвоения учебных предметов. Именно поэтому
реализация направления образовательной стратегии "Наша новая школа", касающегося выявления и поддержи талантливых
детей, напрямую связана с развитием дополнительного образования.
С введением стандартов нового поколения институционально закрепляется статус дополнительного
образования как неотъемлемой части учебного процесса. Именно поэтому основной вектор изменения дополнительного образования
детей в области выстраивается как переход от досуговой занятости к развивающей деятельности.
Реализация дополнительных образовательных программ за счет средств областной субвенции осуществляется
в 70% школ области. Охват обучающихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях составляет 75%.
Однако, отсутствие федеральных нормативных актов, регламентирующих ОСОКО, затрудняет продвижение
СОКО в регионе в части ее организации на муниципальном уровне. Еще одной проблемой, которая требует своего решения на федеральном
уровне, выступает подготовка экспертов, осуществляющих мероприятия по оценке качества образования, по надзору и контролю за
соблюдением законодательства.
Остается проблемным и требует своего решения такой вопрос, как совершенствование критериальной
оценки деятельности образовательных учреждений и непосредственно самих аккредитационных технологий.
Представляется перспективным использование наработанного в регионах в рамках РКП опыта по оценке
качества образования как основы для разработки федеральной нормативной базы по данному вопросу.
Честно говоря, перед началом реализации проекта мы не предполагали что общественность сможет
сыграть такую огромную роль в процессах модернизации образования. И что в достаточно короткие сроки будет возможность сформировать
реальную общественную поддержку происходящим изменениям. Привлечение общественности к управлению образованием позволяет осуществить
переход от нейтральных, а иногда и конфликтных отношений между образовательными учреждениями и общественностью к взаимовыгодному
сотрудничеству, делает школу максимально открытой к запросам общества.
Перспективы деятельности по развитию государственно-общественного управления видятся в следующем:
• совершенствование нормативно-правовой базы для диалога и взаимодействия между гражданским
обществом и различными структурами региональной образовательной системы;
• развитие правовой компетентности участников образовательного процесса (организация
курсов для общественных управляющих и председателей школьных управляющих советов, проведение целевой смены актива общественных
управляющих);
• консультативная поддержка членов общественных организаций по различным вопросам
участия в управленческой деятельности (в том числе через работу специального сайта);
Мы считаем, что система управления проектом, созданная в Тамбовской области, доказала свою эффективность
и способность оперативно принимать управленческие решения, контролировать их исполнение и оценивать обусловленные ими эффекты.
Она позволяет не только эффективно и своевременно отслеживать ход реализации проекта, но и дает возможность осуществлять независимую,
в том числе с привлечением экспертов, оценку деятельности муниципальных органов исполнительной власти в рамках реализации
проекта.
Данная система, на наш взгляд, является универсальной, она успешно используется и в реализации
экспериментального проекта по совершенствованию организации питания школьников. Региональный опыт управления проектом позволит
области участвовать в реализации и других федеральных проектов, а также может получить распространение на территории других
субъектов Российской Федерации.
Потребность системы образования в инвестициях, обеспечивающих институцинальные изменения, ведущие
к модернизации системы.
1. Дальнейшая реализация комплексного проекта модернизации образования в области предполагает
построение образовательного поля школы, где наряду с преподаванием учебных предметов активно развивалась бы и внеучебная деятельность
(проектные, творческие, трудовые, спортивные и другие занятия), а также неаудиторные формы образовательной деятельности. Данная
задача не может быть решена без увеличения регионального норматива подушевого финансирования, на которое потребуется не менее
500 млн. рублей.
2. Для усиления и развития институциональных изменений, ведущих к принципиальному обновлению
системы образования, необходимы существенные инвестиционные вложения в размере около 2,5 млрд. рублей. Все они должны быть
направлены на кардинальные изменения условий обучения, обновление всех ресурсов в наиболее подготовленных и динамично развивающихся
школах. Это позволит создать в регионе образцы новой, современной школы, ориентированной на будущее.
Обозначу конкретные направления таких инвестиций:
- строительство и реконструкция зданий общеобразовательных учреждений в соответствии с новыми
подходами к проектированию
- капитальный ремонт и перепланировка помещений школ в соответствии с новыми подходами к дизайну,
содержанию деятельности, обеспечению санитарно-гигиенических условий (лекционные залы, студии, проектные площадки, творческие
мастерские, активные рекреации, комнаты психологической поддержки, душевые, столовые и др.).
- оснащение современным оборудованием (в т.ч. цифровыми образовательными и информационными ресурсами,
оборудованием для различных направлений дополнительного образования, технологическим оборудованием, современной мебелью и
т.д.).
- модернизация системы подготовки и переподготовки кадров.
Результативность кадровой модернизации системы образования.
Комплексный проект модернизации образования, интегрируя возможности других направлений ПНПО,
областных целевых программ, стал мощным катализатором, движущей силой кадровой модернизации системы образования региона.
Поскольку содержание образования выстраивается на основе компетентностного подхода, то этим
требованиям должны отвечать в первую очередь педагоги и руководители образования всех уровней.
Приоритетным направлением кадровой модернизации системы образования региона стала подготовка
руководителей образовательных учреждений и педагогических работников к деятельности в новых условиях и овладению технологиями,
адекватными новым задачам; Реализация проекта позволила по новому подойти к аттестации педагогических работников, положив
в основу оценки качества и эффективности их труда конечные результаты, выражающиеся в динамике развития и социализации ребенка.
Региональный комплексный проект стал катализатором системных изменений в образовании Тамбовской
области, позволил реализовать следующие ключевые принципы развития системы образования:
- повысилась открытость образования к внешним запросам;
- разработаны и применяются новые управленческие инструменты, позволяющие реагировать на внешний
заказ (новые технологии оценки качества образования, современные финансово-экономические механизмы, проектный подход, принцип
"деньги в обмен на обязательства"); делается ставка на лидеров, что позволяет проявить лучшие образцы новых образовательных
практик.
Новые экономические подходы в системе образования принципиально меняют ментальность коллективов
образовательных учреждений, обеспечивая переход от иждивенческой позиции к позиции экономически эффективного субъекта хозяйственной
деятельности. Начинают появляться признаки конкуренции, где качество предоставляемой образовательной услуги становится основным
элементом конкурентной борьбы.
Главным результатом системных изменений в сфере образования региона является развитие при помощи
качественного образования новых жизненных стратегий человека, компетентности, мобильности социального поведения.
Соб.инф.
|