Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение руководителя КПМО в Белгородской области Юрия Коврижных




Презентация к выступлению 

Уважаемые участники межрегиональных общественных обсуждений!

 

Позвольте мне по поручению губернатора Е.С.Савченко и от имени департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области приветствовать столь представительный педагогический форум на гостеприимной земле Белогорья. Мы собрались для того, чтобы проанализировать итоги реализации комплексного проекта модернизации образования и наметить пути его дальнейшего совершенствования с учетом полученных в регионе эффектов.

Система образования Белгородской области одной из первых включилась в работу по освоению основных направлений КПМО. Сегодня с некоторой степенью удовлетворенности можно сказать о том, что многочисленные инициативы и усилия профессиональных и общественных институтов региона увенчались успехом и принесли положительный результат, который лег в основу формирования единого инновационного образовательного пространства Белгородчины.

Успешность инновационных перемен достигнута благодаря совпадению федеральных и региональных интересов в развитии образования. Мы с удовлетворением констатируем, что стартовавшая в регионе в 2004 году программа инвестирования и развития образования получила дальнейшую поддержку в реализации приоритетного национального проекта "Образование". Особенно это проявилось, когда область приняла участие в комплексном проекте модернизации образования.

За сравнительно короткий трехлетний срок на образовательном пространстве Белгородчины реализованы принципиально новые инновационные идеи и подходы: нормативно-подушевое финансирование; новая система оплаты труда педагогических работников; построение школьных образовательных округов вокруг базовых (опорных), ресурсных центров и социо-культурных комплексов и другие. И все это для того, чтобы приблизить желаемый результат – создать образовательную среду, способной соответствующую  новому качеству, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека к обновлению.

Практическое внедрение принципиально новых направлений потребовало миллиардных затрат государства и региона, проявления политической воли, совершенствования существующей законодательной базы, отказа от старых норм и традиций.

Одной из основных задач комплексного проекта модернизации образования было внесение системных изменений в практику финансирования отрасли.

Уже к 1 января 2008 года регион полностью выполнил обязательства по критерию "Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которые получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в субъекте РФ". При этом доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ составила 100 %.

В 2009 году норматив расходов на одного обучающегося в городской местности составил 29031 рублей, в сельской местности – 51047 рублей. Относительное (к 2006 году) повышение нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений , расположенных в городской местности, составил 140% (запланировано – 42%). В сельской местности повышение нормативов составило 160% (плановое значение – 40%).

Введение новой системы оплаты труда на территории Белгородской области осуществлялось поэтапно. В 2007 году новая система оплаты труда была введена во всех муниципальных школах, кроме малокомплектных. С 1 января 2008 года все муниципальные общеобразовательные учреждения области (в том числе малокомплектные) перешли на новую систему.

В результате рост номинального значения средней зарплаты учителя в 2009 году по отношению к уровню 2006 года составил 256 % (запланированное значение на 2009 год- 40%). За три последних года она выросла до 13836 рублей. В Белгородской области минимальный уровень заработой платы до 10 тысяч рублей приходится на 21,5 % учителей, соответственно 65 % получают от 10 до 20 тысяч рублей среднего уровня и 13,5 % - свыше 20 тысяч рублей . Очевидна тенденция к дифференцированной оценке оплаты педагогического труда в зависимости от результатов и качества образовательной деятельности. В результате введения новой системы оплаты труда в регионе к настоящему времени достигнуты определенные позитивные эффекты:

- увеличились реальные доходы работников всех уровней образования;

- педагогический труд стал более привлекательным (об этом говорит динамика прибытия в отрасль молодых специалистов: 46 в 2007; 72 в 2008 и 254 специалиста в 2009 году. Мы имеем дело с практически пятикратным ростом индикатора;

- впервые удалось реально дифференцировать размер заработной платы учителей и руководителей в зависимости от результативности труда.

За долгие годы реформ белгородский учитель впервые получил шанс реально соотнести свои доходы с уровнем оплаты в производственной сфере: средняя заработная плата учителя в 13 836 рублей превысила среднюю по экономике региона, которая составила 13351 рубль.

Наиболее сложным направлением продвижения КПМО стала реструктуризация сети образовательных учреждений. 485 школ нашего региона – сельские. Их развитие это тема особого разговора, но в то же время не вызывает сомнения необходимость комплексного сетевого развития этого сектора образовательного пространства. Начиная с 2005 года, контингент учащихся в области упал со 155 тысяч до 134 тысяч - в 2009 году. Резко обозначилась тенденция к росту количества малокомплектных школ, либо школ не способных обеспечивать адекватные условия обучения подрастающего поколения. И только вовремя предпринятые превентивные меры позволили сохранить контроль над ситуацией и более того построить эффективную сеть общеобразовательных заведений, способных отвечать на вызовы времени. Начиная с 2006 года, в регионе закрыты 105 и реорганизованы 124 образовательных учреждения. В результате экономический эффект составил 140 миллионов рублей. Трехлетний прогноз на 2010-2012 годы предполагает закрытие еще 49 и реорганизацию 92 учебных заведений, с дополнительным экономическим эффектом в 82 миллиона рублей.

В целях дальнейшей оптимизации сети общеобразовательных учреждений, создания условий для качественного обучения всех детей независимо от места жительства были определены 79 базовых (опорных) школ, вокруг которых сформированы школьные образовательные округа. На оснащение этих школ направлены 311 миллионов рублей консолидированного бюджета. В базовые школы поступили 275 специализированных кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка, истории, современные лингафонные кабинеты. Существенно обновлены компьютерные классы. Эти школы обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами, что позволило базовым учебным заведениям с 2008 активно оказывать образовательные услуги в своих округах.

Для обеспечения обучения 3560 школьников во вновь сформированной сети организован подвоз, в котором задействованы 326 автобусов. В 2009-2010 учебном году подвоз возрастает до 11500 обучающихся. Для повышения безопасности перевозки детей школьными автобусами, а также для подвоза детей в школы близлежащих населенных пунктов проводится дооборудование 160 школьных автобусов согласно ГОСТ.

Несмотря на то, что к настоящему времени формируется довольно эффективное, способное обеспечивать достойное качество образования и оправданное экономически сетевое взаимодействие, средняя наполняемость классов в городской местности по состоянию на июнь 2009 года составила 23 человека (при контрольном нормативе 24,5 человека), в сельской местности - 13 человек (при контрольном нормативе 14,5 человек). Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно учреждение, имеющее старшую ступень, составило 60 человек (при плановом значении 65 человек). Над этой проблемой мы продолжаем активно работать. При этом мы придерживаемся линии, которая учитывает особенности нашего региона: в Белгородской области функционирует 88% малокомплектных школ. В связи с тем, что данные учреждения расположены в современных типовых зданиях, обеспечены кадрами и имеют достаточное материально-техническое оснащение для выполнения государственного стандарта в полном объеме, руководство области считает пока возможным сохранение их финансовой поддержки. В то же время, начиная с 1 января 2008 года, мы идем по пути поэтапного сокращения поправочных коэффициентов для малокомплектных школ. Сегодня поправочные коэффициенты понижены на 20 %.

В итоге получен основной эффект реструктуризации в виде доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, которая возросла до 75,1%, что значительно выше плановых 70%.

Говоря о системных эффектах реализации КПМО по данному направлению, необходимо отметить, что

-практически созданы условия для повышения доступности качественного образования;

-получена объективная картина соответствия общеобразовательных учреждений области современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса;

-создана основы для развития новых типов образовательных учреждений (базовая школа, ресурсный центр, школа ступеней ), реализуются новые формы управления образованием (школьные образовательные округа, муниципальные советы по общему образованию).

По-нашему мнению, экономические эффекты сетевого взаимодействия школ проявятся в текущем учебном году. А самый главный эффект - эффект повышения качества образования, получаемый в результате реструктуризации сети учебных заведений, рассматривается нами как среднесрочная перспектива.

Мы исходим из того, что только независимая экспертная оценка способна обеспечить достоверность предоставляемой информации о состоянии и развитии системы образования на муниципальном и региональном уровнях, о результатах этого развития. Это одинаково важно как для институтов гражданского общества, работодателей, родителей, так и для педагогической общественности, органов управления образованием всех уровней.

Модель региональной системы оценки качества образования Белгородской области включает следующие взаимодействующие структуры:

- Белгородский региональный центр оценки качества образования

- 22 муниципальных центра оценки качества образования.

- пункты проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур, которые оснащены специальным оборудованием для проведения тестирования с использованием новых оценочных технологий, включая интернет-технологии, расположенные в базовых школах;

Завершением системы стало создание управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики области Белгородской области, которое начало работу с января 2009 года.

В регионе сложились определенные механизмы и процедуры оценки качества образования. Утверждены региональное Положение о системе оценки качестве образования и областная программа "Развитие региональной системы оценки качества образования" на 2008-2010 годы. В документах определен инструментарий педагогических измерений и контрольно-оценочных процедур, позволяющий гибко и в то же время объективно не только выявлять традиционный "процент качества знаний", но и определять сформированность базовых компетентностей, индивидуальные достижения учащегося, его способность к социализации.

Внутришкольная аттестация, аттестационные и аккредитационные обследования образовательных учреждений, диагностические тестирования (региональные и международные), мониторинговые исследования, итоговая аттестация в 9 (с участием ТЭК) и 11 классах (ЕГЭ) – все это сегодня позволяет региону получить объективные данные для оценки качества образования.

Для проведения контрольно-оценочных процедур разработан и приобретен сертифицированный банк разноуровневых тестовых заданий по основным предметам базисного учебного плана, используются стандартизированные оценочные процедуры, сотрудниками БелРЦОКО созданы программы автоматической обработки результатов, решается задача создания и использования единого инструментария оценивания. По-прежнему, проблемным остается включение заданий на оценивание компетентностей и расширение общественного участия в оценочных процедурах.

В 2008-2009 учебном году на региональном уровне с помощью тестовых и контрольных работ проводились независимые исследования качества подготовки обучающихся по 6 предметам учебного плана. Исследования проводились на 100% выпускников начальной школы, 67% – основной школы и 30% –  средней школы.

В 2009 году выпускники средних школ Белгородской области сдавали экзамены в форме ЕГЭ по 13 предметам. Количество выпускников, не достигших нижний установленный порог на Белгородчине, по большинству предметов ниже, чем по России. Выпускники области показывают стабильные результаты ЕГЭ в течение трех лет. Это выражается в стабильном количестве 100-балльников, в показателе среднего тестового балла –  от 45,6 до 63,9, в увеличении количества участников ЕГЭ, сдававших три предмета и более.

Охват выпускников 9 классов, прошедших внешнюю независимую аттестацию по 9 предметам в 2009г. составил 98,21%. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в 2009 году впервые осуществлялась с использованием автоматизированной информационной системы "Обработка результатов государственной (итоговой) аттестации", разработанной сотрудниками БелРЦОКО.

Необходимо отметить, что повышению доверия общественности к ЕГЭ и государственной итоговой аттестации 9 классов способствовало введение системы общественных наблюдателей в пунктах проведения экзаменов. В 2008 году на ЕГЭ было аккредитовано 463 представителя, а в 2009 году – 603.

С 2007 года к проведению лицензирования и аттестации общеобразовательных учреждений привлекается общественность, в 100% случаев в аккредитации участвовали представители управляющих советов школ, родительских комитетов; в 2008, 2009 гг. общественные наблюдатели присутствовали во всех пунктах приема ЕГЭ (100%).

Кроме того, за время реализации проекта в регионе внедрены компьютерные программы аттестации педагогических кадров, которые позволили обеспечить объективность при оценке учительского труда путем унификации критериев. По результатам оценки аттестуемые получают не только выводы о соответствии требованиям профессиональной компетентности, но и прогноз проблем, с которыми в дальнейшем может столкнуться аттестуемый вследствие несоответствия норме результатов по определенным критериям оценки. Кроме этого каждый аттестуемый получает индивидуальные рекомендации, необходимые для профессионального самосовершенствования. Разработана в области и  автоматизированная программа "Аккредитация общеобразовательных учреждений".

С 2008 года началось постепенное реформирование системы сбора региональной статистической отчетности, введен электронный мониторинг образовательных учреждений области. На основе компьютерных технологий созданы информационные базы данных по всем общеобразовательным учреждениям области. В регионе осуществляется рейтинговая оценка деятельности муниципальных систем образования. Это позволяет комплексно оценить качество муниципальных образовательных систем, сделать процедуру оценки более прозрачной.

В результате реализации комплекса мер по созданию региональной системы оценки качества образования получены следующие системные эффекты:

-общественные институты получают объективную информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг;

-качество образования стало основным критерием для начисления стимулирующей части заработной платы, что заставляет педагогов активнее внедрять современные образовательные технологии;

-происходит переосмысление отношения педагогов к повышению квалификации (возросли требования к курсовой подготовке);

- информатизация становится неотъемлемой частью системы образования.

В 2005 году с реализации программы эксперимента "Развитие форм государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях и на муниципальном уровне" в Белгородской области началась организационная работа по созданию органов государственно-общественного управления образованием. В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 28.07.2006 года № 155-пп "Об установлении надбавок и доплат, стимулирующих и компенсационных выплат учителям общеобразовательных школ области" в районах и городах области созданы межведомственные комиссии по оплате труда и распределению централизованного фонда, стимулирующих надбавок руководителям общеобразовательных учреждений.

При реализации данного направления КПМО, была утверждена нормативно-правовая база, регламентирующая участие общественности в управлении образованием.

Во всех общеобразовательных учреждениях области (100%) согласно зарегистрированным уставам созданы и действуют управляющие советы, обладающие полномочиями по распределению фонда стимулирования.

Во всех муниципалитетах области при главах местного самоуправления созданы муниципальные советы по образованию, в состав которых вошли представители органов местного самоуправления, представители организаций, оказывающих финансовую и иную помощь образовательным учреждениям, вносящих вклад в развитие образования территории, представители средств массовой информации. Советы по образования участвуют в формировании программ развития системы образования, в независимой экспертизе уровня качества подготовки обучающихся.

В регионе была создана система подготовки общественных управляющих по актуальным вопросам содержания, финансово-экономической деятельности, управления образованием.

В области принимаются меры по обеспечению открытости образования как государственно-общественной системы, в том числе через введения ежегодной публикации о различных сферах деятельности образовательных учреждений: образовательной, финансовой, инновационном развитии. 100% общеобразовательных учреждений имеют регулярно обновляемые сайты в сети Интернет, на которых ежегодно размещаются публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Ежегодно проводится конкурс школьных сайтов, в котором принимает участие свыше 300 учреждений области. Организован выпуск специальных номеров газет, журналов о развитии системы образования в Белгородской области.

При департаменте образования, культуры и молодежной политики области организован общественный совет из числа председателей родительского комитета школ "Областное родительское собрание".

На Белгородчине развиваются современные формы ученического самоуправления (ученические советы, президентские республики, детские парламенты). Учащиеся активно включаются в работу школьных управляющих советов в качестве общественных управляющих.
Таким образом, показатели свидетельствуют, что данное направление КПМО реализуется успешно, а главным системным эффектом, на наш взгляд, становится рост правового и гражданского самосознания общественности, общественных управляющих, родителей и учащихся.

Мы уверены, что успешное выполнение принятых обязательств КПМО во многом обусловлено эффективной системой управления проектом.

Постановлениями правительства области "Об основных направлениях модернизации системы общего образования Белгородской области на 2007-2009 годы" и "О порядке использования субсидий, выделяемых из федерального бюджета, на реализацию комплексного проекта модернизации Белгородской области" были определены основные этапы РКПМО. Приказом управления образования сформирована региональная и муниципальные рабочие группы. Заключены соглашения о взаимодействии по реализации комплексного проекта модернизации образования между управлением образования и науки области и администрациями муниципальных районов и городов, на основе которых во всех муниципальных образованиях приняты постановления глав местного самоуправления об участии в проекте. Определен региональный оператор комплексного проекта – Белгородский региональный центр оценки качества образования.

Таким образом, в области была сформирована структурно-динамическая модель управления проектом, функционирующая по вертикали на трех уровнях (региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения) и обеспечивающая осуществление мероприятий в рамках проекта, а также контроль хода его реализации.

Вопросы реализации РКПМО всегда находились в зоне постоянного контроля органов государственной власти. Коллегии департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, августовский педсовет в форме заседания правительства области, заседания областной Думы, посвященные вопросам модернизации образования – вот далеко не полный перечень мероприятий, в рамках которых обсуждался ход реализации РКПМО.

Информация о комплексном проекте модернизации образования оперативно освещалась в СМИ: на сайтах департамента образования, культуры и молодежной политики, муниципальных органов управления образования, общеобразовательных учреждений (публичные отчеты); в федеральных изданиях. Информационная поддержка, безусловно, способствовала удовлетворению общественного интереса к проекту, поскольку разъяснялись его цели, средства их достижения.

В целях всестороннего изучения социальных рисков в ходе реализации проекта были осуществлены комплексный мониторинг социальной напряженности и мониторинг финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсов общеобразовательных учреждений-участников сетевого взаимодействия, охватившие около  3 000 человек.

Подготовить учителя к работе в новых условиях, к работе на конечный результат – задача обновленной системы повышения квалификации. Роль областного центра подготовки педагогических кадров в области выполняет Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

За время реализации проекта в области было подготовлено 2450 специалистов различных категорий, из которых 935 – члены управляющих команд, 621 – учителя профильных школ, 894 – учителя-предметники по проблематике ЕГЭ. В профессиональной переподготовке особый упор был сделан на специальность "Менеджер образования" (123 чел.). Параллельно велось обучение и воспитателей ДОУ с правом ведения иностранного языка (34 чел.), учителей начальных классов по специальности "Информатика и информационно-коммуникационные технологии в начальной школе" (25 чел.).

В рамках повышения квалификации педагогических и руководящих работников области было освоено  более 17 миллионов рублей.

Одним из эффектов проекта стало становление системы распространения актуального педагогического опыта школ-победителей и учителей-победителей ПНПО: стали традиционными дни мастер-классов "Инновационные идеи в преподавании учебных предметов", проведение региональных педагогических чтений, где представляется опыт лучших учителей, методический поезд "Лучший мастер-класс" с участием учителей-новаторов и т.д.

Анализ изменений, возникших в процессе реализации КПМО в Белгородской области, показал, что первым наиболее значимым эффектом стал стимулирующий эффект. Проект, начатый в 2007 году, позволил объединить усилия всех социальных институтов (школьного сообщества, управленческих структур, ИПК) по основным направлениям модернизации и создать обновленное образовательного пространства региона.

Важнейшим эффектом данного направления стало преодоление существовавшего отчуждения школы от общества, вовлечение родителей, старшеклассников и социума в управление учебным заведением.

Несомненным эффектом реализации РКПМО стала модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров – ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании. Мы понимаем, что первым и главнейшим условием, обеспечивающим эффективное функционирование системы повышения квалификации, должно стать создание конкурентной среды, которая не только обеспечит выбор направления и содержания образования для каждого педагога, но и явится стимулом для совершенствования программ повышения квалификации на рынке образовательных услуг.

Одним из главных эффектов реализации РКПМО стало формирование единого инновационного образовательного пространства. В принципиально новых условиях реализуются современные представления о качестве образования, его эффективности.

Педагогическое сообщество области с нетерпением ожидает принятия обновленных федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация обновленных стандартов, дающих значительные возможности для социализации учащихся и формирования ключевых компетентностей, позволит нам включить педагога во внеаудиторную деятельность. По нашим представлениям, такие подходы способны изменить социальный статус педагога и как следствие породить новое качество образования, достичь которого мы сможем, работая в рамках концепции – национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Разрешите поздравить Вас с началом работы общественных обсуждений. Пожелать плодотворного и эффективного сотрудничества, а главное - дальнейшей успешной реализации ценных идей и опыта, полученных в ходе обсуждений.  Благодарю за внимание!

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100