Во время работы группы одним из основных направлений дискуссии стали те эффекты, которые сегодня
наблюдаются от введения новой системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования в регионах.
Георгий Филимонов, директор лицея №9 города Новосибирска, который выступал
в качестве одного из докладчиков от группы "Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках
КПМО", уверен, что одним из ключевых эффектов от реализации проекта является повышение качества образования.
Образовательное учреждение, которым руководит Георгий Филимонов, перешло на новую систему оплаты
труда и нормативное подушевое финансирование. В базовой части заработной платы учителей учитываются не только уроки, но и
неурочная деятельность. Кроме того, при начислении заработной платы, учитываются такие показатели, как интенсивность труда
педагога, количество обученных детей и другие.
Главными результатами работы по данному направлению являются следующие решения:
- были введены коэффициенты сложности предмета;
- осуществляются доплаты за категорию;
- введены доплаты за заведование кабинетом, проверку тетрадей, классное руководство, руководство
профессиональными объединениями;
- производятся доплаты за наличие наград.
По мнению Александра Адамского, представленная модель является свидетельством того, что включить
все деятельности в структуре базовой части не удалось. В ней сохраняется логика доплат. Смысл базовой части – осуществление
оплаты за выполненные разного рода работ. Но в данном случае происходит не оплата всех видов деятельности, а осуществление
доплат за их выполнение. Может ли у учителя быть нагрузка 36 часов в неделю, из которых урочными являются только 24?
По словам Георгия Филимонова, существующая в Новосибирской области новая система оплаты труда,
позволяет реализовываться таким схемам. Эти часы учитываются через нагрузку педагога. В регионе введена такая единица, как
"образовательный час" и не имеет значения, какой это час: урочный или не урочный.
Александр Адамский уверен, что в данной модели возможны 2 варианты: человек ведет 24 часа физики,
и мы знаем, что он 8 часов занимается внеклассной работой; либо мы знаем, что он ведет 24 часа, но мы не можем формализовать
эту работу. В этом случае вводятся коэффициенты. И у каждого члена коллектива может быть свой коэффициент внеклассной работы.
Сейчас важно определиться и либо сказать, что возможны оба варианта, либо выбрать один из них.
Взаимосвязь норматива и возможности оплаты внеурочной деятельности, по мнению Георгия Филимонова,
является ключевой при ответе на поставленный вопрос. "Оплачивать неаудиторную деятельность учителей возможно столько при определенном
минимуме норматива" - уверен директор школы. Если норматив будет ниже уровня, то на первый план выходит задача – закрыть
хотя бы урочную нагрузку.
Наталья Шадрина, директор прогимназии Республики Бурятия представила другую
схему. Согласно представленной схеме, фонд оплаты труда должен рассчитываться исходя из стоимости государственного стандарта
на одного учащегося. Этот фонд разделяется на базовую часть и фонд премирования и симулирования. Этот фонд начисляется на
основании качества образования. Основой для базовой части является понятие «ученико-час». Она вновь делится общую
часть и специальную в соотношении 70% на 30%.
Оплата неаудиторной занятости, согласно представленной схеме, осуществляется так же на основе
"ученико-часа", и составляет 15% от его стоимости, умноженной на различные коэффициенты, такие как сложность предмета и прочие.
По мнению Александра Адамского, в стандарте следует зафиксировать необходимость оплаты неурочной
деятельности. В этом случае, она станет такой же легальной, как и урочная и ее осуществление может стоит не меньше, чем проведение
уроков. И важно будет определить соотношения фонда оплаты неурочной деятельности к фонду оплаты аудиторной нагрузки.
В завершении работы пленума свою методику представила и делегация из Забайкальского края. В
регионе была разработана методика нормативного подушевого финансирования и внедрена в пилотных школах. При разработке учитывались
региональные особенности, в первую очередь – нехватка кадров (нагрузка учителей в образовательных учреждениях составляет
от 24 часов в неделю и выше). В нагрузку учителей входит не только урочная деятельность, но и внеурочная. При этом для учителя
определяется только общая нагрузка и внутри не происходит разделения на количество часов на уроки и неаудиторную деятельность.
Несмотря на то, что в регионе пока происходит учет часов, вместе с тем, наблюдается движение к переходу на штатно-окладную
систему.
Необходимость подсчета часов объяснила Раиса Мыльникова, директор школы, представитель
делегации Забайкальского края. По ее словам, в образовательном учреждении составляется индивидуальный план учителя, в котором
учитываются и урочные и неурочные виды деятельности. За счет этого возникает ситуация, когда учителя с разной аудиторной нагрузкой
могут получать одинаковые оклады. Потому что в конечном итоге объем работы, выполняемой этими разными учителями, будет одинаков,
просто виды деятельности различны. По этой модели, по словам Раиса Мыльникова могут появиться в школах и учителя, которые
вообще не будут проводить уроки.
Валентина САЖИНА
|