Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Общее заседание, сообщения от групп, постановка ТЗ следующего дня




Подведение итогов работы первого дня межрегионального общественного обсуждения состоялось на итоговом пленуме.

От первой группы "Эффективность нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда" выступили Любовь Якимова, заместитель начальника Департамента образования Кемеровской области и Наталья Шадрина, директор автономного образовательного учреждения Республики Бурятия.

По словам Любови Якимовой, в ходе работы группы ее участники обсуждали НПФ и НСОТ. Все те эффекты, которые возникли после реализации проекта в регионах-участниках КПМО, присутствуют и в тех регионах, которые не являются участниками. Все дело в том, что несмотря на то отсутствие финансирования по конкурсу, развитие образования в них происходило по тем же принципам, которые заложены в комплексном проекте.

В совеем выступлении Любовь Якимова обозначила основные риски и проблемы по направлению «НПФ и НСОТ», которые сводятся, по ее словам к следующему:

- формальное предоставление самостоятельности учреждениям;

- норматив не доводится до учреждений;

- в нормативе не учитывается неаудиторная занятость учителей;

- федеральное законодательство не предоставляет возможность оплаты расходов за счет субвенций на оплату расходов по аутсорсингу.

Особо острая дискуссия возникла вокруг темы аутсорсинга. На сегодняшний день стало абсолютно очевидно, что содержание обслуживающего персонала (техничек, охранников, истопников) в штате образовательных учреждений не является эффективным. Привлечение сторонних организаций упрощает содержание школ и повышает уровень данного рода услуг. Основная проблема – вывод в рамках бюджетного учреждения этой категории сотрудников за штат и привлечение по аутсорсингу.

По словам Натальи Шадриной, в статусе автономного учреждения, данная проблема перестает быть актуальной. В настоящее время в ее образовательном учреждении весь обслуживающий персонал выведен за штат. На привлечение сторонних организаций выделяются деньги в муниципальном нормативе на содержание здания. Причем появление легальной возможности вывести данную категорию за штат – не единственное достоинство перехода в статус автономного учреждения. Как заявила Наталья Шадрина, при переходе в статус АУ значительно расширяется финансовая самостоятельность школ, повышается эффективность расходования денежных средств, появляется возможность на законных основаниях привлекать внебюджетные средства. И по словам выступающей, это наиболее приемлемая организационно-правовая форма для тех образовательных учреждений, которые хотят зарабатывать.

Возвращаясь к вопросу аутсорсинга, Наталья Шадрина отметила, что такая возможность есть и у бюджетных учреждений. По закону можно вывести из штатного расписания категорию обслуживающего персонала. Кроме этого, можно добиться и включение этой статьи расходов в норматив. Однако процедура сложна и пока непонятно, как проверяющие бюджетные учреждения органы отнесутся к таким процедурам, поскольку не всегда представление об эффективности расходования средств совпадает у директора и ревизора.

По мнению Любови Якимовой, возможно при обсуждении аутсорсинга говорить нужно не об бюджетном учреждении, а о муниципалитете. Но платой за перенос этой функции на муниципалитете становится потеря самостоятельность бюджетного учреждения.

По мнению Александра Адамского, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» введение аутсорсинга на уровне муниципалитета повысит мотивацию перехода к нормативному финансированию. По сути, муниципалитеты начнут экономить и перестраивать свои финансово-экономические механизмы. Но зачастую данные органы управления образованием не имеют мотивации к подобным шагам.

Техническим заданием для работы второго дня общественных обсуждений стало:

- построение схем реализации данной функции и ее нормативное обустройство;

- рекомендация к чему привязан базовый оклад, предложение по оптимальной структуре базовой части.

 

Во второй части пленума от группы "Общественное участие в управлении образованием" выступил Олег Яковлев, председатель управляющего совета гимназии "Горностай" города Новосибирска.

В своем докладе Олег Яковлев зафиксировал основные проблемы данного направления.

Проблемы:

- нет опыта подготовки общественных управляющих;

- сложность организации УС в малокомплектных школах;

- отсутствие доверия со стороны администрации школ к общественности;

- нечеткое распределение полномочий;

- недостаточная проработанность нормативной базы.

Был отмечен позитивный опыт от внедрение общественности в управление школой:

- выстроена система государственно-общественного управления

- создан региональный совет при губернаторе НСО, муниципальный совет по образованию, ресурсно-методологический центр по развитию ОУ, управляющие советы школ.

В следующей части выступления Олег Яковлев рассказал об эффектах, которых удалось достичь в ходе реализации данного направления комплексного проекта:

- расширилось поле социального партнёрства в образовании;

- в управление образованием привлечены представители общественности,  депутаты, родители;

- расширяется практика общественной экспертизы в образовании области;

- усилилась открытость системы образования;

- получены дополнительные инвестиции за счёт социального партнёрства.

Техническим заданием данной группе стало обсуждение системы оплаты труда. На завтрашнем пленуме докладчик от группы должен представить оптимальную, с точки зрения общественных управляющих структуру базовой части, а так же показатели, на основании которых может распределяться стимулирующая.

 

В завершении пленума выступил Юрий Абдулаев, заместитель начальника Департамента образования Алтайского края. В своем докладе он рассказал о том, как, по мнению участников общественных обсуждений, в дальнейшем будет продолжаться модернизация. Документом, который позволит институциализировать дальнейшее развитие, могут стать региональные программы развития образования. Что должно быть ключевым в рамках новых программ?

1) Закрепление позиций и индикаторов комплексного проекта;

2) Выбор приоритетов, в условии ограниченного финансирования;

3) Финансирование развития кадров, а не технологий, которые в связи с бурным развитием IT устаревают, не успев дойти до образовательного учреждения.

Техническое задание для данной группы: определение соотношения процента требований из пункта 4.1., которое может быть перенесено в паспорт школы, а также разработка плана перехода на новую систему аттестации.

 

Валентина САЖИНА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100