Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение руководителя КПМО Алтайского края Юрия Денисова




Презентация к докладу 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Алтайский край реализует КПМО с 2008 года, когда по личной инициативе губернатора края, А.Б. Карлина, принято решение участвовать в конкурсе субъектов РФ на получение поддержки на реализацию проекта по модернизации общего образования и одержанная в данном конкурсном отборе победа дала возможность вступить в проект. Надо сказать, что об этом решении мы не пожалели ни разу. И причина тому – не только большая сумма федеральной поддержки (на 700 млн руб., полученных за два года из федерального бюджета, мы в свою очередь, "положили" более 2 млрд рублей региональных средств).

Приступая к реализации проекта, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, определенное уполномоченным органом по реализации КПМО в соответствии с постановлением Администрации края, провело тщательный анализ сильных и слабых сторон участи края в КПМО.

Особо значимым сдерживающим фактором являлся сам характер и объем образовательной сети: около 1400 школ, из которых 84% - сельские, а из них более 80% - малокомплектные. Именно это побудило Александра Адамского назвать проект Алтайского края "амбициозным".

Однако те результаты и эффекты, которые мы получили от реализации комплексного проекта в системе общего образования края, позволяют сегодня, перефразируя известную фразу классика, сказать: "Даже если бы КПМО не было. его бы стоило выдумать…". Остановлюсь на них подробнее.

Новая система оплаты труда введена во всех общеобразовательных учреждениях края. В Алтайском крае обеспечено выполнение обязательств по достижению всех целевых показателей по направлению "НСОТ".

Какие институциональные условия этому способствовали:

1. Принятие нормативной правовой базы по реализации НСОТ, обеспечивающей выполнение 14 основных принципов НСОТ;

2. Своевременное и в полном объеме выделение средств из краевого бюджета на введение НСОТ (в 2008-2009 гг. в объеме 663,6 млн руб.);

3. Системная работа и взаимодействие краевой и муниципальных управленческих команд по введению НСОТ.

В ходе введения НСОТ в крае удалось решить следующие проблемы:

1. Учесть при переходе на новую систему оплаты труда особенности малокомплектных сельских школ. Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника за аудиторную занятость в сельских малокомплектных школах вместо условной единицы "стоимость 1 ученико-часа" введена условная единица "стоимость 1 классо-часа".

2. Увеличить уровень средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в экономике региона (10 040 руб.). Согласно проведенному мониторингу, у 14,9 % учителей края увеличение заработной платы составило до 10 %, у 51,8% учителей – от 10 до 20%, у 15,4% учителей – от 20 до 30%, у 17,9 % учителей – от 30 до 50%.

3. Повысить заработную плату учителей начальных классов (при старой системе оплаты труда они получали ставку заработной платы за учебную нагрузку 20 часов в неделю, а не за 18, как другие учителя.

4. Увеличить при переходе на НСОТ оклады молодых специалистов на 1,5-2 тысячи рублей. Кроме того, появилась дальнейшая возможность повышения заработной платы за счет стимулирующих выплат. Это будет способствовать закреплению в школах молодежи.

5. Обеспечить дифференциацию заработной платы работников общего образования в зависимости от напряженности, интенсивности и результативности труда в условиях повышения  с 1 января т.г. МРОТ до 4330 руб.

6. Преодолеть превалирующий до этого в учительской среде уравнительный подход к повышению заработной платы, сформировать адекватное отношение к основному принципу новой системы оплаты труда – дифференцированному росту заработной платы, увязанному с показателями напряженности, интенсивности, а также качества и результативности труда.

7. Обеспечить транспарентность распределения фонда оплаты труда в образовательных учреждениях.

8. Обеспечить развитие самостоятельности и ответственности учреждения, а, следовательно, и его руководителя, в формировании заработной платы работников, структуры управления, штатного расписания, рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств.

Абсолютное значение средней зарплаты учителей школ, перешедших на новую систему оплаты труда, в Алтайском крае составило 10040 руб. и впервые за много лет достигло уровня  средней заработной платы в экономике региона (10026 руб.). Согласно проведенному мониторингу, у 14,9% учителей края увеличение заработной платы составило до 10%, у 51,8% учителей – от 10 до 20%, у 15,4% учителей – от 20 до 30%, у 17,9% учителей – от 30 до 50%.
"Переход на нормативное подушевое финансирование" (НПФ) осуществлялся в крае с 2005 года. До 2008 года принцип НПФ реализовывался только на региональном уровне посредством формирования объемов субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на нормативно-подушевой основе. С 2008 года принцип НПФ реализован на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения. Это обеспечило выполнение всех обязательств Алтайского края по данному направлению. При этом учтены проблемы сельских малокомплектных школ. В целях недопущения снижения их финансирования законом Алтайского края от 12.11.2007 № 124-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае" установлены критерии отнесения школ к малокомплектным и закреплен механизм финансирования данных учреждений по нормативам, рассчитанным на класс.

В ходе введения НПФ получены следующие эффекты:

1. Устранена угроза снижения финансирования ряда учреждений, имеющих специфические особенности функционирования. Данная проблема решается путем установления для указанных учреждений на муниципальном уровне поправочных коэффициентов к нормативам. Поправочные коэффициенты устанавливаются на адаптационный период не более трех лет (2008-2010 гг.).

2. Созданы благоприятные условия, стимулирующие оптимизацию сети учреждений, а также развитие учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы.

3. Усилена мотивация руководителей образовательных учреждений к повышению самостоятельности учреждений, управлению ими на принципах современного менеджмента.

4. Формирование региональной системы оценки качества образования для нас стало тем направлением, которое воедино связует все элементы КПМО.

Успешному выполнению обязательств, взятых Алтайским краем по направлению "РСОКО", способствовала своевременная разработка методических и нормативно-распорядительных документов. Ключевыми при подготовке пакета документов по оценке качества образования в Алтайском крае явились требования открытости, полноты, объективности и стимулирования самооценки. Это позволило избежать конфликтов при ее проведении и в то же время обеспечить дифференциацию заработной платы работников образования, приведя ее в прямую зависимость от результатов труда. В результате наибольший размер выплат из стимулирующего фонда получили учителя-победители профессиональных конкурсов, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование", педагоги, подготовившие призеров олимпиад и конкурсов, участников различных проектов и программ.

Особое значение при переходе на новую систему оплаты труда педагогических работников имело Примерное положение об оценке результативности профессиональной деятельности учителей: три группы критериев позволили оценить: 1) результативность деятельности учителя по формированию предметных знаний и компетенций; 2) результативность деятельности учителя по формированию ключевых компетенций и социально значимого опыта; 3) результативность методической и инновационной деятельности учителя.

Ожидаемым положительным эффектом при проведении процедуры оценки деятельности директоров стала их заинтересованность в своевременном размещении качественных публичных отчетов, являющихся основанием для оценки, на сайтах школ, а следовательно, предварительное создание и обеспечение информационного наполнения самих сайтов.

Главными эффектами по направлению "РСОКО" являются:

- повышение творческой активности педагогов и учащихся (количество учителей-участников профессиональных конкурсов различных уровней возросло по сравнению с 2007 годом более чем в два раза, в том числе интернет-конкурсов; значительно активизировалась работа с одаренными детьми и сотрудничество педагогов края с общественными организациями по поддержке одаренности);

- рост инновационной активности образовательных учреждений (в этой связи особенно следует отметить развитие инновационного потенциала сельских школ. Несмотря на то, что на федеральном уровне конкурс общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО завершился, мы нашли возможность продолжить его на региональном уровне: в учрежденном в Алтайском крае губернаторском конкурсе "Новая школа Алтая" в этом году приняли участие 93 школы, 15 стали победителями и получат грант в 1 млн руб. При этом стоит отметить, что в основу конкурсных критериев легли знаменитые "Три Т": уровень достижения требований к условиям, образовательной программе и результатам, а не качество программы развития учреждения, как это было ранее);

- стремление образовательных учреждений и педагогов к презентации уникальности собственных образовательных программ, которая становится важным фактором роста их конкурентоспособности;

- определение примерных критериев оценки деятельности образовательных учреждений, их педагогов и руководителей и механизмов ее проведения стимулировали модернизацию систем мониторинга качества образования на школьном уровне;

- комплексная оценка деятельности руководителей образовательных учреждений и приведение оплаты их деятельности в соответствие с результатами труда стали для директоров школ серьезными стимулами к повышению собственной квалификации и переподготовке в качестве менеджеров образовательных учреждений (управленческие команды 1285 школ края (100%) прошли подготовку по всем направлениям РКПМО по сертифицированным программам).

4. Развитие сети

Понимая, что новое качество образования не может быть обеспечено без создания современных условий образовательного процесса и развитой сети, Администрацией Алтайского края ведется системная работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования в соответствии с современными требованиями.
На протяжении трех последних лет существенно растут объемы средств, направляемых из краевого бюджета на эти цели. С 2006 года в крае действует 6 целевых программ, направленных на развитие сети

• Развитие материально-технической базы образовательных учреждений

•  Развитие материально- технической базы учреждений начального профессионального образования

•  Школьный автобус

•  Безопасность образовательных учреждений

•  Модернизация технологического оборудования школьных столовых

•  Ремонт объектов социальной сферы

В 2009 году на подготовку школ края к новому учебному году выделено более 1 млрд 600 млн рублей (это в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году). При этом важную роль сыграло установление единых подходов к пониманию современных условий предоставления образования, чему способствовало участие края в КПМО.

В рамках реализации ведомственной целевой программы "Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае" на 2008-2010 годы (общий объем финансирования из краевого бюджета - 261 млн руб.) - произведены ремонтные работы в 195 школьных столовых края.

Реализации краевой целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае на 2006-2010 гг.» позволила выделить муниципалитетам в 2009 г. 8 автобусов "ГАЗЕЛЬ" и 15 автобусов "ПАЗ".

Выделено 30 млн руб. на установку автоматической пожарной сигнализации и огнезащитную обработку школ. Это позволит полностью решить проблему оснащения общеобразовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией.

Все это позволило обеспечить выполнение одного из ключевых показателей проекта - "Увеличение доли школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к проведению образовательного процесса" с 45% в 2007 г. до 55,9% в 2009 г.

При этом мы стремимся решить проблему ветхости школ, на которую Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании обратил особое внимание. За три года введено в эксплуатацию 23 новых школы.

Развивается система образовательных округов, в рамках которой апробируются новые подходы к управлению образованием и актуальные модели сетевого взаимодействия. В крае – 72 муниципальных района и городских округов. С целью обеспечения оперативного и эффективного взаимодействия органов управления образованием всех уровней, создания единого образовательного пространства на территории края, координации усилий и решения актуальных задач в области развития единой образовательной сети края в 2006 году созданы восемь образовательных округов, в рамках образовательных округов создана сеть базовых школ края, школьные округа.

По показателям 4.2. "Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности" и 4.3. "Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности" обязательства Алтайского края на 2009 год составляют 24 чел. и 13 чел. соответственно и, несмотря на уменьшение количества детей школьного возраста, выполняются.

Паспортизация всех сельских, и прежде всего, малокомплектных школ; создание нормативно-правовой базы, регламентирующей особый порядок финансирования малокомплектных школ; обеспечение нормативного, организационно-методического сопровождения процесса реструктуризации образовательной сети; мониторинг; обучение управленческих команд; своевременное заключение дополнительного соглашения по реализации КПМО обеспечили выполнение данных показателей в текущем году.

Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень по плану - 55 чел. По городам данный показатель превышает обязательства и составляет 95,7 чел., в целом по краю - 40,5 чел.

Одной из существенных причин невыполнения данного показателя является увеличение доли выпускников 9-х классов, поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования вследствие изменения порядка прохождения итоговой аттестации выпускников 11-х классов, предусматривающих в качестве единственной ее формы ЕГЭ.

Результатами проведения мероприятий по развитию сети стали следующие эффекты:

- уменьшение количества общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в две смены: с 417 в 2006 г. до 358 в 2008 г., что расширяет возможности предоставления в школах дополнительного образования и сбережению здоровья школьников вследствие обеспечения оптимального режима дня;

- значительно увеличилось количество обучающихся, имеющих доступ к предпрофильному и профильному образованию в соответствии с современными образовательными стандартами: с 49% до 93% (предпрофильное) и с 0% до 83% (профильное) через организацию подвоза детей в базовые школы;

- рост числа обучающихся, получающих образование повышенного уровня (лицеи, гимназии);

- увеличение количества детей дошкольного возраста, охваченных услугами предшкольной подготовки на базе школ;

- расширение образовательного пространства через создание сельских социокультурных комплексов;

- рост количества родителей, удовлетворенных качеством условий предоставления образования способствовал снижению остроты ситуации вокруг проводимой реструктуризации сети школ.

В 100% общеобразовательных учреждений действуют органы государственно-общественного управления, получившие право участвовать в распределении стимулирующих выплат. Во всех муниципалитетах созданы общественные советы, участвующие в оценке и распределении стимулирующих выплат руководителям школ. 90% общеобразовательных учреждений имеют опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ итогов реализации проекта по направлению развития государственно-общественного управления позволил выявить следующие системные эффекты:

- значительно усилилось взаимодействие общественных организаций, законодательных и исполнительных органов Алтайского края по вопросам развития образования;

- существенно повысился интерес потребителей образовательных услуг - родителей, обучающихся, представителей общества и власти к участию в управлении образованием. Это нашло отражение в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, обсуждении программ развития школ, муниципальных программ развития образования и реструктуризации сети;

- формирование системы общественной экспертизы качества способствовало укреплению доверия общественности к результатам оценки качества образования;

- стремление образовательных учреждений к открытости и широкому информированию общественности о результатах своей деятельности через публичные отчеты и другие публикации привело к расширению взаимодействия школ со СМИ.

В рамках реализации РКПМО в крае в 2008-2009 гг. проведен ряд исследований:

1. Изучение отношения руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений, представителей родительской и иной общественности к комплексному проекту модернизации образования в Алтайском крае (декабрь 2008 года; опрошено 1791 чел.).

2. Изучение удовлетворенности населения Алтайского края качеством общего, начального профессионального и среднего профессионального образования (март 2009 года; опрошено 675 чел.).

3. Изучение удовлетворенности населения Алтайского края деятельностью государственного органа управления образованием в Алтайском крае (июнь 2009 года; опрошено 1000 чел.).

4. Изучение результативности повышения квалификации руководящих работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Алтайского края в связи с началом реализации КПМО (сентябрь-октябрь 2008 года; 543 чел.).

Важнейшим результатом взвешенной, системной и целенаправленной работы по реализации КПМО явилось то, что по результатам проведенного в декабре 2008 г. социологического опроса, 83% опрошенных жителей края отмечают положительные изменения в сфере образования.

Обновление системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с новыми подходами к оценке качества образования

Создана нормативно-правовая база внедрения конкурсных механизмов повышения квалификации. Утверждены стандарты качества и порядок проведения общественной экспертизы образовательных программ повышения квалификации. 100% управленческих команд школ (более 500 чел.) прошли подготовку по всем направлениям комплексной модернизации.  Проведен конкурс программ повышения квалификации с широким привлечением общественных экспертов, на основе которого составлен краевой реестр программ повышения квалификации.

Участниками конкурса впервые стали структуры повышения квалификации из других регионов СФО.

1. Повышение уровня базовой профессиональной компетентности различных целевых групп по основным направлениям КПМО.

2. Результаты тестирования участников курсов повышения квалификации, а также анализа их итоговых проектов (корректировка и дополнения в школьную нормативную документацию по направлениям РКПМО, публичные доклады и др.) выявили достаточно высокую мотивацию обучавшихся (более 80% от общего числа) к активной работе по решению задач модернизации образования в крае, целостное представление значительной части руководителей о сути проводимых преобразований в более широких контекстах бюджетного и административного реформирования, понимание конкретных задач управления реализацией РКПМО на своем уровне.

3. Освоен электронный мониторинг, в том числе в рамках проекта "Сетевая школа- сетевой район- сетевой край", в который в первом полугодии 2009 г. включены все общеобразовательные учреждения региона.

4. Распространяются проектный, программно-целевой подход в управлении на разных уровнях системы образования, конкурсные механизмы управления, использование коллективных способов принятия решений.

Приведенные выше результаты и эффекты комплексной модернизации образования красноречиво говорят о необходимости их закрепления в системе образования Алтайского края в ближайшие (2010-2012) годы.

Значимость влияния результатов деятельности системы образования на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Новая система оплаты труда позволила "вырвать" учителя из единой тарифной сетки, обеспечить ему вознаграждение, соответствующее его трудовым и временным затратам, тесно увязав стимулирование деятельности педагога с результатами и интенсивностью труда. Это существенно повлияло как на сам характер работы учителя, так и на изменение отношения к его профессии в обществе. НСОТ позволяет формировать образ педагогической профессии как действительно востребованной и адекватно оплачиваемой.

Повышение окладов молодым педагогам, отсутствие прямой связи между оплатой труда и стажем работы (возрастом) позволяет сегодня привлекать в школу молодых специалистов, прежде всего - возможностью роста заработной платы по результатам работы. Особенно актуально это на селе, где приезд и закрепление молодых педагогов - это вклад и в демографическую проблему, и в проблему сохранения и развития села в целом.

Изменение в структуре заработной платы (оплата за внеурочную деятельность) позволяет ускорить процессы перехода от традиционной классно-урочной дидактики к современным проектным, игровым, творческим методам обучения, усиливает воспитательную составляющую образования.

Большой практический опыт поэтапного перехода на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений в Алтайском крае позволяет сделать вывод о том, что новый механизм финансирования сопровождается непрерывным процессом изменения сети общеобразовательных учреждений, соответствующим запросу населения в доступном и качественном образовании, а также количеству обучающихся.

Заложенные в реализации направления "РСОКО" современные подходы к оценке и формированию современного качества образования, важнейшим показателем которого является формирование ключевых компетенций, в особенности таких, как социализация, позволяет сегодня вести работу по формированию нового выпускника школы, важнейшей способностью которого будет способность обучаться на протяжении всей жизни, быть мобильным.

Реализация направления "Развитие сети" оказывает наибольшее из всех направлений КПМО влияние на общее состояние социально-экономической ситуации в регионе. Связанная с данным направлением реструктуризация сети в части реорганизации и ликвидации отдельных образовательных учреждений влияет на изменение структуры и мотивационного содержания микросоциума, особенно в сельской местности.

Серьезные инвестиции в целях обеспечения современных условий образовательного процесса, направляемые в муниципалитеты и школы, связаны с проведением конкурсных закупочных процедур и расширением круга поставщиков оборудования и материалов, а, следовательно, усилением конкуренции и общим оживлением в экономике региона.

Кроме того, внедрение в образовательный процесс современных технологий и учебно-лабораторного оборудования способствуют усилению инновационных процессов, а модернизация материально-технической базы учреждений образования способствует ускорению модернизации самого содержания образования.

В свою очередь, ввод в строй новых современных образовательных учреждений и реализация актуальных моделей образовательных учреждений, таких как базовая школа и социокультурный центр, способствуют созданию на селе совершенно новой инфраструктуры, способной значительно изменить облик российского села.

Расширение общественного участия в управлении образованием постепенно изменяет облик современной школы. Она становится все более открытой. Проведение в мае 2009 г. в Алтайском крае первого родительского краевого интернет-собрания показало, что большинство родителей активно поддерживают данные процессы. С другой стороны, расширение общественного участия в управлении школой сформировало общественный запрос и на аналогичные процессы в других сферах жизни общества и профессиональных услугах. На интернет-форуме общественность высказалась, например, за общественный контроль за качеством предоставляемых медицинских услуг, и даже работой ГИБДД.

Таким образом, идущие сегодня в Алтайском крае процессы модернизации в сфере общего образования способствовали сначала робким, но со временем все более уверенным изменениям на других уровнях образовательной системы региона (запущен эксперимент по введению новой системы оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях г. Барнаула и ряда районов края) во всей социальной сфере.

КПМО стимулировал и изменения в обществе, его отношении к образованию в целом, позволяя сделать эту важнейшую социальную систему более открытой, мобильной, современной.

В этой связи мы видим следующие направления проектирования региональной программы, направленной на продолжение внедрения эффективных моделей КПМО и расширение их социально-экономического действия:

1. По направлению НСОТ:

- в условиях экономического кризиса принять меры по сохранению доли стимулирующего фонда в общем фонде оплаты труда на уровне, не ниже достигнутого в 2009 году;

- разработать методику комплексной оценки эффективности введения новой системы оплаты труда в крае;

- расширить принципы НСОТ на другие сферы образования (НПО, СПО, ДОУ).

2. По направлению НПФ:

-развить принципы НПФ на муниципальном уровне (норматив муниципалитета на содержание зданий и территорий);

-разработать и внедрить легитимные модели финансирования, соответствующие идущим процессам развития сети (дистанционное образование, сетевое взаимодействие, тьюторство).

3. По направлению "РСОКО":

- институционально обеспечить функционирование системы оценки качества образования в Алтайском крае через создание регионального центра мониторинга и оценки качества образования;

- выполнение программы мониторинговых исследований в дополнение к существующим документам по оценке качества образования;

- формирование банка инструментария проведения диагностических и мониторинговых исследований в области оценки качества образования;

- подготовка корпуса сертифицированных экспертов в области проведения оценки качества образования.

По направлению "Развитие сети":

- обеспечение необходимых условий (в т.ч., в части нормативно-правового регулирования) для эффективного сетевого взаимодействия образовательных учреждений и других организаций муниципального уровня в рамках развития образовательных и школьных округов,  для достижения современного качества образования;

- апробация дистанционного обучения школьников.

5. По направлению "ГОУ":

- организация непрерывного образования и повышения квалификации участников государственно-общественного управления в связи с тем, что имеет место высокая ротация кадров школьных и управляющих советов (в 2008 г. обучено 2493 чел., в 2009 г. планируется не менее 2500 чел.);

- апробация эффективных моделей государственно-общественного управления;

- целенаправленная поддержка процесса развития государственно-общественного управления в образовании на всех уровнях системы (конкурсы общественных управляющих, сертификация участия в социально-образовательных проектах, грантовая поддержка общественных инициатив, фестиваль лидеров государственно-общественного управления образованием Алтайского края).

6. По направлению "Обновление системы повышения квалификации":

- институционализация конкурсных оснований модернизации системы повышения квалификации работников образования.

- разработка и закрепление механизмов связи повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров.

Мы прекрасно понимаем, что для продолжения модернизации сферы общего образования, при сохранении ее комплексного характера, потребуются немалые инвестиции. Их приблизительные объемы, исходя из темпов сегодняшних затрат, таковы:

- для сохранения достигнутого уровня стимулирующих выплат при НСОТ объем необходимых средств  составляет 525,6 млн руб.;

- по направлению "НПФ" требуется 600 млн рублей ежегодно для финансирования учебных расходов в объеме 10% от субвенции на общее образование. Это позволяет создавать и поддерживать современные условия образовательного процесса. К сожалению, в нынешних непростых экономических условиях региональному бюджету собственных средств для этого не хватает.

- на развитие региональной системы оценки качества образования: 8,8 млн руб., включая:

2,1 млн руб. на обеспечение работы регионального Центра оценки качества образования как головной структуры РСОКО,

1,9 млн рублей на выполнение программы мониторинговых исследований качества общего образования,

4,8 млнруб. на организацию и перевод ГИА-9 на региональный уровень (с централизованной проверкой в РЦОИ);

-по направлению "Обновление системы повышения квалификации" потребность рассчитана исходя из двух моделей:

18 млн рублей (при использовании конкурсных механизмов организации ПК), 32 млн рублей (при использовании модели доведения денег до учителя, руководителя).

-наконец, самые затратные инвестиции, если мы хотим построить действительно новую школу, потребуются по направлению "Развитие сети" - около 2 млрд. руб. ежегодно.

На подготовку школ к началу учебного года средние затраты за последние два года составили около 1,5 млрд руб.в год. Это позволило увеличить долю школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса с 45% в 2007 году (до начала проекта) до 59% в 2009 году.

Для сохранения роста данного показателя на 5% в год требуется ежегодный объем инвестиций с учетом инфляции и выполнения показателей по обязательствам 4.1. не ниже 1,6 млрд руб. в год.

Финансирование мероприятий по обеспечению современных условий осуществляется из всех уровней бюджета:

- федеральный бюджет  – 396,5 млн руб.

- краевой бюджет – 750,3 млн руб.

- муниципальный бюджет – 210,2 млн руб.

Направления расходования средств:

- строительство и капитальный ремонт зданий – 776 млн руб.

- обеспечение пожарной безопасности – 45 млн руб

- антитеррористические мероприятия – 2 млн руб.

- обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния – 463,6 млн руб.

- иные мероприятия – 69,5 млн руб.

Для проведения мероприятий по реструктуризации и развитию образовательной сети, замену автотранспорта для подвоза учащихся  необходимо ежегодно приобретать не менее 40 транспортных единиц. Так как в рамках направления "Сельский автобус" ПНПО, краевой целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае на 2006-2010 гг." в муниципалитеты направлялось порядка 100 транспортных единиц, в 2009 году – 23 единицы на сумму 20 млн руб.из краевого бюджета. Таким образом, для оснащения образовательных учреждений школьными автобусами ежегодно требуется не менее 40 млн руб.

Кроме того, на организацию дистанционного образования в сети потребуется не менее 8 млн руб. в год, включая дистанционное обучение детей-инвалидов.

Исходя из вышеизложенного, общая потребность системы образования региона в инвестициях на модернизацию сферы школьного образования составляет 3,1 млрд рублей ежегодно. Учитывая, что эти инвестиции - инвестиции в человеческий капитал - являются самыми эффективными в нынешнем веке, они себя, безусловно, оправдывают.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100