Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Ирины Абанкиной "Результаты введения новых финансово-экономических механизмов в регионах-участников КПМО"




Презентация к сообщению Ирины Абанкиной 

В начале выступления Ирины Абанкиной были рассмотрены вопросы, позволяющие сделать анализ комплексности в реализации проекта. Каков общий эффект проекта? Как взаимосвязаны между собой направления? В чем проявилась комплексность? Сформировалась ли новая управленческая технология в управлении образованием на региональном уровне, которую целесообразно использовать в дальнейшем? Что дали новые экономические механизмы – НПФ и НСОТ для решения задач реформирования школы?

Как отметила Ирина Всеволодовна, переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования и на повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода.

Ядро нормативного финансирования - новая региональная система оплаты труда учителей и школьных работников (НСОТ), стимулирующая качество работы и постоянный рост квалификации. Введение НСОТ, по мнению Ирины Абанкиной, направлено на экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, всеобъемлющий учет квалификации педагогов, развитие инновационной деятельности и творческой инициативы. Причины введения НСОТ – неэффективность традиционной системы оплаты труда, основанной на ЕТС.

Как было отмечено докладчиком, в реальной практике стремление школы к инновациям, повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост хозяйственной автономии школы наталкивался на жесткие ограничения традиционной системы оплаты труда. Применение этой системы стимулировало погоню за урокодательством (за нормы часов аудиторной нагрузки), экономически стимулировало перегрузки детей, экономически игнорировало воспитательную работу учителя, фактически дестимулировало качество работы, сдерживало развитие новых педагогических технологий; консервировало классно-урочную систему; препятствовало интеграции и сетевому взаимодействию образовательных учреждений.

Ирина Абанкина выделила следующие характеристики НСОТ:

1) увязка зарплаты и качества; нормирование и учет в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки;

2) зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;

3) расширение стимулирующей функции зарплаты;участие представителей общественности в принятии решений о качестве и стимулировании работы;

4) результирующий рост фактических доходов учителей.

Далее Ирина Всеволодовна перечислила основные моменты, связанные с переходом на НСОТ:введение индивидуальных планов работы педагогических работников; установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление условного или «рамочного» нормирования в часах всех видов работы учителя; введение инструментов стимулирующей аттестации.

Как справедливо отметила И.В. Абанкина, индивидуальный план учителя становится формой учета и нормирования трудовых обязанностей. В плане отражается планируемая работа и работа, выполненная по факту. Виды деятельности, которые учитываются в базовой части оплаты труда: подготовка к урокам, проверка письменных работ, изготовление дидактических материалов, проведение консультаций, классное руководство, заведование элементом инфраструктуры, работа с родителями.

Ирина Всеволодовна отметила позитивные сдвиги и трудности, возникшие при переходе на НСОТ.

- заслон урокодательству;

- поддержка лидеров.Не административное, а экономическое стимулирование перехода на «школу полного дня» и «учителя полного дня»;

- постепенное выращивание готовности к внешней оценке своего труда, новое отношение школы с родителями;

- заинтересованность в достижениях учеников;

- повышение престижности работы в школе – приход в школу мужчин и молодежи;

- снижение зарплаты тех учителей, которые работали на 1,5 ставки: при учете всех видов работы они вынуждены сокращать урочную часть;

- напряжение в педагогических коллективах, сравнение между собой.Высокие издержки на администрирование стимулирующей части, если ее доля не превышает 10% от ФОТ.

Таким образом, эффектами внедрения НСОТ можно назвать обеспечение роста зарплаты учителей, который позволяет изменить социальный статус учителя и его мотивацию; внедрение современных принципов оплаты труда педагогов, которые только начинают внедряться в других странах – оплата за качество (payment for quality) и за результат (performance a pay);превращение школы и педагогического сообщества в открытую систему, готовую к внешней оценке своей деятельности, к участию общественности в оценке труда педагога и качества образования;заслон урокодательству, снижение учебной нагрузки на учащихся и аудиторной нагрузки на учителей, что обеспечивает рост качества, повышение внимания к здоровью учащихся;отказ от уравнительных подходов в оплате труда, поддержка лидеров, грамотное внедрение конкурентных начал в образовании; освоение современных управленческих технологий – проектного менеджмента, ответственного финансового менеджмента, командных принципов работы, мониторинга результативности и налаживания конструктивного общественного диалога (с профсоюзами, местным сообществом, родителями).

Ирина Всеволодовна отметила, что все данные мероприятия в конечном итоге призваны решить основные цели реформирования системы образования: стимулирование процессов развития и нововведений за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности, рост возможностей образовательного выбора для учащихся, рост автономии школы, повышение эффективности бюджетных расходов.

 

Информационно-аналитичекая группа Республики Саха (Якутия)


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100