Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




Подведение итогов двухдневной работы Байкальского образовательного форума состоялось на итоговом пленарном заседании. С докладом от группы "Финансирование условий достижений качественного образования в Нашей новой школе" выступила Светлана Юрьева, первый заместитель министра образования Калининградской области. В своем докладе она сказала о том, что в ходе работы группы были рассмотрены модельные методики, которые, по ее мнению, достаточно интересны и жизнеспособны.

Первой была представлена методика расчета норматива, которая предполагает расчет зарплаты учителя в зависимости и средней заработной платы по экономике в регионе. При всех плюсах, такой способ расчета норматива подразумевает определенные риски. Если размер норматива будет привязан к средней по экономике зарплате, то вполне возможным становится снижение объема средств на образовательное учреждение при снижении усредненного уровня заработной платы. Кроме этого есть еще один риск, который необходимо учитывать при разговоре о нормативном подушевом финансировании. В настоящее время происходит снижение контингента учащихся. И еще на протяжении нескольких лет, количество учащихся, приходящих в школы будет уменьшаться.

Второй момент, который так же рассматривался в ходе работы группы, это возможность учитывать в нормативе эффективности и результативности образовательного учреждения. Та методика, которая рассматривалась на группе, предполагает учет качества за счет коэффициентов.

По мнению Светланы Юрьевой, с одной стороны, введение такого коэффициента будет стимулировать управленцев к повышению эффективности собственного образовательного учреждения, и подвигать глав регионов и муниципалитетов к кадровым перестановкам. Но с другой стороны, нельзя, чтобы страдали дети тех школ, у которых неграмотный управленец, ведь каждый гражданин в равной мере имеет право на получение качественного образования.
И третья модель, которая была рассмотрена в ходе работы группы – это модель дистанционного образования. В качестве рисков данной методики следует зафиксировать непростую ситуацию технологического характера, которая существует не только в Республике Бурятия, но и в других субъектах федерации. Модель предполагает серьезную проработку со стороны управленцев. И она позволяет сохранять малокомплектные школы за счет повышения того уровня образования, которое образовательные учреждения в селе могут предоставить своим ученикам.

Самым непроработанным, по словам Светланы Юрьевой в этой методике является способ реализации внеурочной деятельности в дистанционном формате. Каким образом возможно организовать, например, проектную деятельность в сети, пока не понятно.

В связи с внеурочными типа деятельности, которые реализует учитель в ходе своей профессиональной деятельности, не раз возникали вопросы в ходе работы группы. Учителю должны платить не только за уроки, но и за организацию кружков, проектов и походов, например. Самое принципиальное – авторы представленной на работе группы методики планируют рассчитывать 2 ученико-часа (один с аудиторной нагрузкой, другой с неаудиторной). Причем за внеурочную деятельность плата будет ниже, чем за урочную. В условиях, когда учителя в большинстве своем предпочитают урокодательство, стимулирования появления в школе любых иных видов деятельности происходить не будет. Возможно ли вводить общий ученико-час? Или это должен быть принципиально иной принцип? Ученико-час легко рассчитывается для аудиторных занятий, но как с помощью этой единицы можно измерить, например организацию похода? Как, например, на 2 часа сходить с детьми в поход.

Возможно, часть типов деятельности учителя придется фиксировать в виде договора, или же искать другие способы решения обозначенного выше вопроса.

Резюмирую результаты работы группы Светлана Юрьева заявила, что представленные модельные методики должны быть доработаны и могут быть представлены в Министерство образования и науки в качестве модельных.

Александр Адамский зафиксировал ряд вопросов по данному направлению.

1.Каково отношение к идее федерального норматива?

2. Каково отношение к появлению муниципального норматива?

3. В ходе работы на форуме проявилось то, что со временем разработчики методик начали входить на норматив программы дистанционного образования. Начинает обсуждаться норматив программы, а не учреждения. Какой может быть методика расчета такого норматива? 

4. Ученико-час неизбежность? Или можно эту позицию поколебать?

 

Наталья Шадрина, Директор МАОУ "Прогимназия  №108" рассказала о работе группы, на которой образовательные программы рассматривались с точки зрения их инвестиционной привлекательности. На сколько показатели эффективности включены в программу, на сколько они ориентируются на них?

В первой части работы группы был рассмотрен переход образовательных учреждений в статус автономных. Обсуждался полный перечень документов по этому переходу. Была рассмотрена модель финансирования автономных учреждений. По мнению Натальи Шадриной, при соответствующей доработке модель может быть принята в на региональном федеральном уровне. 

В ходе работы группы так же обсуждались и определенные риски. В числе которых следующие:

- Инвестиции в образовательную сферу  при условии, что школа, находится в ситуации безответственности за качество результата (продукта), не возможны;

- Образовательное  учреждение может стать средством привлечения  инвестиций в  сферу образования и расширения источников финансирования текущей деятельности;

- Отсутствие механизмов проверки по эффективности использования средств автономного учреждения;

- Отсутствие четких легализованных критериев эффективности расходования бюджетных средств, дающее возможность для субъективного толкования  проверяющим органам;

- Ограничение взаимодействия с внешними субъектами законодательно закреплено в силу отсутствия возможности признания АУ банкротами;

- Отсутствует возможность банкротства -риск заключать сделки - отсутствие возможности обеспечить убытки по договору;

- Возможность оказания услуг вне рамок госзадания- свобода в установлении цены на эти услуги- возможность концентрации ресурсов  АУ на оказание платных услуг;

- АУ имеет одного учредителя;

- Наблюдательный совет;

- Термин представитель общественности - простор для субъективного отношения.

Так же были представлены эффекты перехода в новый статус. В числе которых:

- Самостоятельное расходование денежных средств;- Формирование заказа происходит на уровне Учредителя, что дает существенное преимущество: в рамках муниципалитета более ясно просматриваются перспективы рынка труда, что значительно повысит как отдачу предлагаемых  муниципальным автономным образовательным учреждением образовательных программ, так и их востребованность на рынке образовательных услуг;

- Расходование денежных средств без 94 –ФЗ;

- Упрощенная система налогообложения, экономия денежных средств;

- Конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, привлечение дополнительного финансирования;

- Увеличение  доходов образовательного учреждения  за счет привлечения дополнительного финансирования, через разнообразие  образовательных услуг оказываемых населению;

- Самостоятельность расходование   заработанных денежных средств;

- Принципиальная возможность передачи денежных  и других средств в складочный капитал;

- Возможность привлечения заемных  средств;

- Регламентация содержания и предоставления информации открытость  образовательного учреждения.

И в конце выступления Наталья Шадрина представила порядок перевода МОУ в МАОУ, который предполагает следующий порядок действий:

1. Проведение мониторинга на предмет исследования рынка на потребность в образовательных услугах.

2. Проведение общего собрания : обсуждение перевода МОУ в МАОУ путем изменения типа учреждения.

3. Обращение  к учредителю с заявлением о рассмотрении перевода МОУ в МАОУ путем изменения типа учреждения .

4. При получении согласия , подготовка  нормативно-правовых документов (Устав, коллективный договор, локальные акты и т.п.)

5. Подача пакета документов учредителю с обоснованием возможности перевода МОУ в МАОУ

6. Подготовка передаточного акта .

7. Согласование состава Наблюдательного совета с Учредителем (утверждение приказом)

8. Регистрация  изменений Устава в Налоговых органах.

9. Открытие  расчетного счета в кредитной организации по согласованию с Наблюдательным советом.

10. Перезаключение договоров с поставщиками (уведомление за 1 месяц или по договору)

11. Подача заявления в налоговую о переходе на упрощенную систему налогообложения.

 

От секции «Образование и общество» выступил ее координатор Владимир Бацын, эксперт сети «Эврика». В своем выступлении он отметил то, что его направление отличается от двух представленных выше, тем, что отношения общества и образования не регламентируются законодательной базой. Те формы, которые есть, касаются школьного уровня. Предметом обсуждения группы была попытка понять, что то пространство гражданского взаимодействия, в которое помещена школа – шире, чем управляющий совет.

Вывод из обсуждений и сообщений: происходит интересный процесс – переход деятельности образовательных учреждений к политическому уровню. Появляется гражданская ответственность за деятельность, которая в рамках образовательного учреждения осуществляется.

Интересный пример был приведен руководителем местной администрации. Не так давно одна из сельских школ не была закрыта только лишь потому, что на этом настояли граждане. Жители, осознающие необходимость сохранения лицея, пошли на то, чтобы вырезать часть скота, и средства пустить на содержание лицея. Этот своего рода гражданский подвиг, фиксирует то, что между образованием и обществом налажен тесный контакт. И чем шире и разнообразнее эти контакты, тем глубже и содержательнее становится деятельность образовательного учреждения.

Резюмируя работу двух дней, Александр Адамский представил 3 тезиса проблемного характера:

1.На нашем форуме стало ясно, что мы можем подвести черту под тем набором изменений, которые в образовании произошли. И заняться в течение ближайших лет укоренением институциональных форматов, которые эти изменения могут обеспечить. Следует разделить 2 этапа: институциональное оформление изменений и наращивание следующего витка реформы.

2. Наступает новый этап развития образования, при котором межрегиональное взаимодействие начинает играть ключевую роль. Это придает новую динамику. И надо понимать, что следующим институтом, который станет источником изменений в системе образования, является школа.

3. На форуме четко проявилась тенденция необходимости выхода образования за свои границы. Если мы не навяжем инновационные подходы смежникам, то и наши усилия утонут в ведомственном подходе. Министерства образования со временем должны превращаться из ведомств народного просвещения в институтом развития образования.

 

Валентина САЖИНА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100