Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад Анатолия Колодина, председателя муниципального совета общественных управляющих Джидинского района

"Ключевые идеи развития сферы общего образования после завершения КПМО"




Сегодня в мире исключительно важна роль образования. Определяя его значимость и выстраивая государственную политику,  невозможно не считаться с реалиями динамично меняющегося мира, которые  требуют современный уровень образования, адекватный процессам модернизации общества. 

Но сущность современного образования заключается в том, что сегодня оно не может ограничиваться рамками традиционных образовательных институтов. Мир меняется, и с ходом истории меняются взаимоотношения всех социальных институтов. Коренные изменения в сфере образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления роли социума. Как общественный управляющий, я понимаю, что реализовать возможности и развить способности ребенка, подготовить его к полноценной жизни в обществе  в одиночку школе решить невозможно. Нужно решать проблемы образования наших детей на основе равного взаимовыгодного социального партнерства, так как все мы заинтересованы в том, чтобы наши дети и внуки получали качественное образование.

Принципиальным изменением системы управления образованием должно стать создание реальных условий для сочетания государственных и общественных форм управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Вместе с тем необходимо  четко разграничить компетенции органов управления образованием и органов общественного управления, для чего в рамках комплексного проекта модернизации образования предусмотрены разработка нормативно – правовой базы общественного управления, обучение граждан технологиям проектирования и экспертизы. Особую роль должны сыграть управляющие советы образовательных учреждений.

Таким образом, процесс превращения сферы образования из традиционно государственной в подлинно государственно - общественную, каковой она и должна быть по самой своей сути, становится необратимым. Общественность Бурятии готова к такому новоявлению.

Сегодня чрезвычайно приятно осознавать, что образование на наших глазах, с нашим участием переходит в новое гражданское качество. Привлечение к управлению системой образования представителей местного сообщества важно для создания действенной  системы общественно – государственного управления, где попечители включены в механизм принятия решений по развитию образования на всех уровнях  распределения ресурсов. 

Попечительская деятельность в Республике Бурятия актуализируется на всех уровнях общественной жизни, приобретая новые формы в виде партнерства государства и коммерческого сектора, государства и гражданина в оказании поддержки в тех направлениях, где государство испытывает недостаток возможностей для реализации конституционных и неотъемлемых прав граждан.

Самой распространенной формой участия бизнес-сообщества являются непосредственные вклады бизнесменов и предпринимателей в развитие образовательных учреждений, в первую очередь, оказание помощи школам, где когда-то учились сами,  поддержка земляков. За последние три года  в сферу образования вложено свыше 250 млн рублей внебюджетных средств.

В данное время активно  развивается такая форма участия как поддержка образовательных инициатив  и финансирование инновационных проектов.

Высшей формой участия представителей бизнес – сектора в попечительском движении мы считаем – это лоббирование важнейших вопросов образования на всех уровнях и во всех структурах.

Пошаговые действия по усилению роли гражданских институтов в Джидинском  районе отрабатывались давно. Итогом этого явилось то, что на сегодня институционально закреплены Муниципальный совет по развитию образования и школьные советы,  успешно отрабатывающие  механизмы принятия совместных государственно-общественных решений в области образования, занимая особое место в системе образования и позиционируя себя как институты, занимающийся образовательной политикой.

Важным шагом стало закрепление полномочий общественных управляющих в Уставах ОУ, что позволило гражданским институтам принимать активное участие в жизни школы, влиять на изменение школьных норм,  регламентировать деятельность попечительских и управляющих советов школ.

Первым опытом реального участия в экспертизе образовательной деятельности стало участие общественных управляющих в Гражданской экспертизе инновационных  программ ОУ в рамках ПНПО.

Мне в рамках нацпроекта представилась возможность оценивать работу учителей и образовательных учреждений, участвовать в выборе лучших по отрасли. Сложное и ответственное дело. Но именно экспертная деятельность подтвердила, что  наше образование приобретает новое качество, оно становится гражданским.

Большой резонанс в обществе получила интересная, на мой взгляд, форма организации общественной экспертизы деятельности общеобразовательных школ как публичная экспертиза. Многие из нас наблюдали, а возможно, и участвовали в ток-шоу, которое было организовано Министерством, Институтом проблем образовательной политики «Эврика» и БГТРК. Ежегодно количество педагогических коллективов  и учителей, желающих  пройти публичную экспертизу, значительно увеличилось. И это замечательно.

Нам, людям не из образования,  приятно ощущать инициативы Министерства образования и науки РБ  по расширению гражданского участия  в управлении своей сферой. Мы видим готовность руководства сферой образования к передаче нам, представителям гражданского сообщества, части полномочий. Это вызывает особое уважение и желание строить партнерские отношения.

Нацпроект  дал возможность гражданам узнать о школах и учителях. Теперь пришло время оценить сами образовательные системы, те условия, в которых возможно добиваться результатов за счёт участия общественности. Выращивание гражданских институтов, проявление интереса граждан к образованию возможно через обсуждение результативности образовательных программ, условий в которых реализуются образовательная деятельность, создания ситуации обсуждения, представления и получения результатов как гражданский заказ на образование.

В этом плане предметностью могут являться программы развития образовательных учреждений и инновационные образовательные программы. Главным критерием в этом случае станет наличие у школ инновационного продукта, который должен иметь кроме   педагогического и социальное  значение. 

Реализация Комплексного проекта модернизации образования республики кардинально изменила ситуацию в образовании, а успех реализации является продуктом наших совместных усилий – педагогического и гражданского сообщества.

Школа сегодня стала более открытой, тема образования стала весьма популярной в СМИ – создана определенная схема медийного сопровождения деятельности МСО – это телевидение, радио, в местных газетах есть специальные рубрики, отведенные образовательной политике Джидинского района, что можно расценивать как формирующуюся содержательную основу для осмысленного участия общественности в управлении образованием. Еще одним важным условием привлечения родителей  является постоянно действующие сайты школ, которые отражают инновационную деятельность, осуществляемую в образовательном учреждении, а также взаимодействие с родителями.

С введением НСОТ было задано конкурентное поле, что стало стимулировать повышение уровня компетентности учителя, внедрению в школе современных моделей образования. На сегодня в каждом ОУ появилась возможность совместно с родителями самостоятельно определять критерии, параметры, на основании которых производится оценка качества труда и распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда.

Обсуждая вопрос оплаты труда педагогов УС района  однозначно соглашались с тем, чтобы: разница в заработной плате между уровнями была существенной, при этом оценка учителя суммировалась только через достижения ученика.

Помимо обсуждения возможности повышения зарплаты педагогам МСРО обсуждал вопрос стимулирования деятельности управленцев в образовании (директоров школ). На районном  уровне централизуется Фонд стимулирования руководителей ОУ (5 % от общего ФОТ школы).

Нами были обсуждены и утверждены определённые критерии  оценивания, требования к результативности  деятельности директоров ОУ.

При этом выстраивается согласованность всех уровней: школьный совет – подает заявку на премирование директора, подкрепленную аналитикой, аргументирующей данные притязания. МСРО раз в квартал на основании выстроенного рейтинга проводит распределение централизованного фонда стимулирования. Если у районного органа управления есть система требований к результативности управленческой деятельности директора школы, то происходит корреляция с тем, что выставляет орган общественного управления, при этом все уровни задействованы, и между ними нет разрывов.

Также одним из важных вопросов на переговорных площадках гражданских институтов и профессионального сообщества является  понимание качества образования, которое  обсуждается в тесной связи с социально-экономическими эффектами образования, мы  вышли на необходимость нахождения таких параметров, которые бы позволили образование представить как сферу, влияющую на социально-экономическое развитие района. В современных условиях складывается неформализованная система оценки качества образования – и она зависит от гражданского заказа,  от позиции и деятельности общественных организаций (общественных экспертных советов, родительского сообщества).

Одной из актуальных тем переговорных площадок стала тема влияния образования на социально-экономическое развитие района.  Инвестиционная привлекательность как форма взаимодействия бизнес-сообщества и образования. Стратегия развития экономики района  содержит комплекс мероприятий, направленных и на формирование кадрового потенциала. Одним из базовых  является создание Ресурсного центра на базе ПУ №29, который дает возможность бизнесу  инвестировать современные производственные технологии в подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям развития экономики района и реально влиять на качество выпускаемых специалистов.  Наше училище стало победителем ПНПО-2008, государственная    поддержка   составила 26 996 000  рублей  при непосредственном софинансировании  работодателей, социальных партнёров на сумму 27 000 000 рублей. 

Одним из эффектов расширения общественного участия в образовании считаю появления школьных общественных фондов поддержки талантливых детей, а на муниципальном уровне Фонд им. Доржи Банзарова, который ежегодно премирует лучших школьников и студентов. В перспективе планируем данный фонд расширить – поэтому очень подробно изучаем опыт создания целевого капитала – эндаумент –фонда, который позволит значительно поддерживать одарённых детей и инновации в образовании.

Таким образом, возникает сотрудничество граждан в  образовательной политике, общество втягивается в проблематику образования.
Но наряду с положительными моментами выявилась неготовность гражданских институтов массово взять на себя миссию влияния на образование, развития системы.

На сегодняшний день основная проблематика развития связана с обучением общественных управляющих. В районе разработана рабочая программа подготовки общественных управляющих  по вопросам развития и становления общественного участия в управлении образованием в целях организации индивидуальной и корпоративной работы, связанной с анализом, систематизацией и обобщением действующего опыта в области социальной образовательной политики и практики его применения.

При этом во всех  вопросах необходима активная жизненная позиция, понимание проблематики образования,  владение опытом оценки и экспертизы образовательной деятельности родительской общественностью - в этом залог успеха  на пути к открытой, общественно-государственной школе и стратегия дальнейшего расширения общественного участия.

События последнего времени кардинально изменили ситуацию в стране и в мире, выдвинули на повестку дня новые глобальные задачи, решать которые невозможно без участия самих граждан и общественных институтов. Результаты реализации нацпроекта, Комплексного проекта модернизации образования показали жизнеспособность системы государственно-общественного управления образованием.

То, что здесь в зале в рамках образовательного форума находятся  политики, бизнесмены, представители различных религий, общественных организаций,  подтверждает факт успешной реализации государственно-общественного управления образованием, когда люди добровольно, безвозмездно и внедолжностного статуса предоставляют ресурсы в сферу образования.

Разрешите пожелать всем успешной работы, оптимизма и веры будущее,  успешной реализации комплексного проекта модернизации образования, и, активного включения в реализацию нового проекта «Наша новая школа» общественных управляющих.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100