Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад Виктора Кукшинова, Президента Торгово-Промышленной палаты Республики Бурятия

"Модернизация представлений о качестве образования, как способ социально-экономического развития региона"




В современном мире неуклонно растет роль образования – основы развития экономики и общества. В неразрывной, органичной связи с наукой образование становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Мы все понимаем, что образование – не только важнейшая социальная, но и ключевая экономическая сфера, ибо здесь формируется тот человеческий потенциал, без которого невозможно развитие ни общества, ни экономики. Сам факт обозначения отрасли образования как национального приоритета уже очень важен. До сих пор не было понятно, какую же роль государство отводит образованию, теперь это значение озвучено. 

В связи с этим особенно актуальным становится обеспечение равного доступа учащихся к полноценному общему и профессиональному образованию на протяжении всей жизни. Необходимо, чтобы они могли беспрепятственно получать его в соответствии с интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния их здоровья.

Сложные, разнообразные, во многом противоречивые процессы и факторы характеризуют развитие экономики образования в настоящее время.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации, подчеркивается, что для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима  институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально – экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.

Хотя реформирование сегодня проводится как модернизация, а не революционная ломка всех сфер и уровней образовательной системы, на современном  этапе сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющей создание климата и конкурентоспособность экономики в целом. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система – глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Эта система представляет собой единство:

- производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);

- управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

Прорывной инновационный сценарий предполагает развитие, где интеллект и творческий потенциал человека становятся ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности. В нашем случае это означает, что источником высоких доходов становится не только повседневный труд учителя, но и производство новых идей, производство новых технологий и социальных инноваций, на что и направлены были республиканские конкурсы проектов. И подчеркну, что речь идет не только о технологических инновациях, но и об управленческих, социальных инновациях. Это и есть кадровая модернизация, без проведения которой можно из региона-лидера стать периферией набирающей обороты инновационной экономики.

В числе первоочередных мер, предусмотренных Концепцией модернизации российского образования, обозначено развитие профессионального образования с проведением структурной перестройки на основе региональных потребностей рынка труда.

В Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2017 года определены основные приоритетные направления развития экономики, которые должны вывести республику из дотационной в разряд инновационных. Стратегия развития экономики должна содержать комплекс вневедомственных мероприятий, направленных и на формирование кадрового потенциала.

При реализации курса на экономический рост вопросы кадрового обеспечения становятся особенно острыми и крупномасштабными. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с Российским Союзом промышленников и предпринимателей в апреле 2008 г. сказал: «Мы начали развивать специально программу по возрождению нашей профессионально-технической сети, по восстановлению среднего специального и начального профессионального образования. Тема, которой государство не занималось, по сути, 15 лет… Мы должны создавать новую систему подготовки… по всем специальностям, которые нужны для перехода на инновационную экономику. И в этом смысле … именно государственно-частное партнерство это самый правильный путь, потому что только на путях взаимодействия между бизнесом и государством можно изменить кадровую ситуацию».

Важным в этом направлении становится повышение качества профессионального образования с доминирующей ролью социальных партнеров. Совместная разработка и реализация мер по повышению качества подготовки кадров, включающих: 

• Создание практико-ориентированной образовательной среды, направленной на овладение учащимися и студентами опытом практической профессиональной деятельности: проведение учебных занятий на базе предприятий, привлечение квалифицированных работников в качестве преподавателей; прохождение учащимися и студентами практики на предприятиях;

• Предоставление рабочих мест для трудоустройства выпускников;

• Участие работодателей в разработке профессиональных стандартов, учебных программ и модулей;

• Обеспечение непрерывного образования;

• Формирование профессиональной карьеры рабочего и специалиста в условиях образовательного учреждения;

• Разработка плана мероприятий по подготовке рабочих кадров и специалистов по отраслям.

Объективным фактором современной экономики является потребность общества в высококвалифицированной рабочей силе. В связи с этим проведен анализ содержания профессионального образования, проведена корректировка рабочих учебных планов и программ с учетом требований заказчиков кадров, внесены изменения в профессиональные и квалификационные характеристики выпускников.

Помимо анализа потребности в кадрах первоочередные мероприятия по созданию образовательных кластеров включают: проведение инвентаризации учебных центров, формирование уточненного перечня учебных заведений и предприятий, взаимодействующих в условиях образовательных кластеров, определение перечня специальностей в образовательных учреждениях.

Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении во главе с ведущим отраслевым вузом учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов, причем главным действующим «юридическим лицом» становится базовое предприятие. Основной целью создания образовательного кластера является повышение эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов через развитие непрерывного профессионального образования с вовлечением в этот процесс непосредственных работодателей. При создании образовательных кластеров выпускники начальной ступени смогут получать диплом о начальном профессиональном образовании головного вуза. Такая схема сделает возможность получения образования в республике привлекательной и позволит привести систему подготовки кадров в соответствии с реальными условиями.

Министерством образования и науки Республики Бурятия проводится комплекс мероприятий по формированию оптимальной, экономически эффективной системы профессионального образования в республике.

Данная стратегия заложена в программе развития начального и среднего профессионального образования и рассчитана на пятилетний период. В результате проведенных мероприятий к 2015 году система довузовского профессионального образования будет представлена следующей структурой:

7-12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям  развития экономики;

3 кластера социального направления (образование, здравоохранение, культура);

12 ресурсных центров (учебных полигонов).

Реализация данной стратегии рассчитана на три этапа:

2008-2010 – организационно-подготовительный, интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по горизонтали, произошло сокращение сети учреждений начального профессионального образования от 36 до 19. С этой целью в 2007-08 годах реорганизовано 19 учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

2010-2012 – основной этап. Интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по вертикали.

2012-2015 внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, переход в режим устойчивого развития системы довузовского профессионального образования. Переход учреждений профобразования в автономные учреждения.               

Примером формирующегося образовательного кластера для подготовки специалистов транспортно-логистической системы в Республике Бурятия является Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта, реализация которого стала возможна  при поддержке партнера - базового предприятия Восточно-Сибирской железной дороги.
Система многоуровневого непрерывного образования в Улан-Удэнском колледже железнодорожного транспорта существует около 15 лет. На сегодняшний день подготовка специалистов ведется по 4-х ступенчатой системе: лицей-техникум-колледж-институт.

Первая ступень – технический лицей. В лицей принимаются учащиеся, закончившиеся 7 или 8 классов для целенаправленной подготовки и дальнейшего обучения в колледже, институте.
Вторая ступень – техникум, где студенты обучаются 3 года 10 месяцев и получают базовое среднее профессиональное образование.

Третья ступень – колледж, предполагает обучение на 5-м курсе (повышенный уровень) со специализациями в области электроники и диагностики.

Четвертая ступень – институт, где реализуются программы высшего профессионального образования по очной и заочной формам обучения.

Приоритетным направлением развития института является взаимодействие с рынком труда, направленное на обеспечение реальной связи с производством. Особенно важным считается то, что в рамках взаимодействия предусматривается интеграция образования и производства, привлечение дополнительных источников финансирования для обновления материально-технической базы со стороны работодателей. Согласно графику учебно-производственного процесса заключаются договора на прохождение технологической практики студентов в филиалах ОАО «РЖД». По окончании технологической практики, институт совместно с представителями служб и линейных предприятий проводит конференции по итогам прохождения практики.

Ежегодно, в марте, организуется распределение, с привлечением структурных подразделений ОАО «РЖД», студентов 4-го курса на рабочие места, что позволяет 100% трудоустроить выпускников колледжа. Работодатели информируют выпускников о заработной плате, месте проживания и специфики работы.

На протяжении многих лет сотрудничества с филиалами ОАО «РЖД» решаются вопросы по усовершенствованию материально-технической базы института, обеспечения лабораторий учебных корпусов и лабораторий учебного полигона современными приборами и оборудованием, что позволяет повысить знания студентов и закрепить трудовые навыки перед прохождением производственной практики. На слайде представлены показатели эффективности кластерной модели, которую мы переносим на всю систему профессионального образования.

Государственно-частное партнерство становится главным звеном в подготовке рабочих кадров и специалистов, совершенствуется механизм прогноза на основе мониторинга востребованности, трудоустройства и занятости выпускников учреждений профессионального образования.

Новая парадигма развития профессионального образования заключается в переориентации системы образования на учет потребностей человека и предоставление ему возможностей более эффективного участия в сфере труда и наша задача сегодня: создать в каждом районе многоуровневый многопрофильный образовательный комплекс (или ресурсный центр), который станет центром профессионального образования в районе, организует сетевое взаимодействие со всеми школами района по профильному, предпрофессиональному и профессиональному обучению школьников, организует краткосрочную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и безработных района в первую очередь обеспечивая потребности экономики района как в рабочих кадрах, так и в специалистах среднего звена. Такие образовательные комплексы уже созданы в семи сельских районах республики, в настоящее время создаются еще в семи районах. А в Кабанском районе на безе Каменского техникума строительства и предпринимательства  идет эксперимент по интеграции общего, начального профессионального  и среднего профессионального образования.

В настоящее время формируются элементы образовательных кластеров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия:

- сельскохозяйственного направления на базе Бурятского республиканского агротехнического техникума, организованного в результате интеграции 3-х учреждений НПО и одного учреждения СПО;

- машиностроительного направления на базе Бурятского республиканского индустриального техникума, организованного путем объединения 3-х учреждений НПО и одного СПО;

- горнодобывающего направления на базе Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа.

- туристского направления, путем слияния 4-х учреждений НПО, СПО и создания Байкальского колледжа туризма и экологосберегающих технологий а так же создание республиканского Центра по организации молодежного и студенческого туризма на Байкале, с использованием учебно-материальной базы учреждений НПО, СПО, открытие представительств учебных заведений в районах, прилегающих к озеру Байкал (Баргузинский, Прибайкальский, Кабанский).

- строительного направления, путем слияния четырех учреждений НПО и создания Бурятского техникума строительных и промышленных технологий

В 2008 г. профессиональный лицей № 22 (с. Селенгинск) реорганизован в Политехнический техникум.

С 1 января 2009 г. создан Колледж спорта и сервиса Республики Бурятия на базе училища олимпийского резерва и ПЛ№6. С 1 апреля текущего года два учреждения НПО перешли в статус техникума, это Байкальский техникум туризма и сервиса (п. Усть-Баргузин) и Каменский техникум строительства и предпринимательства в котором получат развитие профессии промышленности строительных материалов и строительной керамики.
Как показывает опыт других регионов Российской Федерации и Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта, основой образовательного кластера являются учебные полигоны (ресурсные центры), моделирующие реальный производственный процесс и созданные в результате взаимодействия государственно-частного партнерства.

С 2006 года министерством образования и науки РБ проводится работа по формированию ресурсных центров. За эти годы организованы ресурсные центры:

- строительного профиля на базе профессионального лицея №15 г.Улан-Удэ;

- горнодобывающего направления на базе Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа;

- ресурсного обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами торговли, общественного питания и сферы обслуживания на базе ПЛ №12 г.Улан-Удэ;

- учебно-методический Центр кафедры профессионального образования РИКУиО  и лаборатории Федерального института развития образования;

- профессиональной и социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе профессионального лицея №7 г.Улан-Удэ;

- Центр информационных технологий и дистанционной оценки качества довузовского профессионального образования.

Для осуществления такого перехода создана нормативная база, приняты поправки в закон Республики Бурятия «О начальном профессиональном образовании в республике Бурятия», сохраняющий все меры социальной поддержки для учащихся техникумов, обучающихся по программам начального профессионального образования.

Кроме того,  Министерство образования и науки РБ инициировало принятие следующих нормативно-правовых актов:
1. Постановление Правительства Республики Бурятия от 18 марта 2008 года № 117 «О порядке определения объёма и структуры приёма в учреждениях начального профессионального образования Республики Бурятия», в соответствии с которым  Министерством образования и науки РБ к настоящему времени проведена работа по формированию контрольных цифр приема в республиканские учреждения начального и среднего профессионального образования на 2009 год.

Ориентируясь на потребность экономики в рабочих кадрах и специалистах, вносятся изменения в структуру приема обучающихся. В связи с чем, увеличиваются объемы подготовки по профессиям и специальностям, связанным с металлообработкой, строительством, лесной и лесоперерабатывающей промышленностью, сферой туризма. Переводится на уровень дополнительных образовательных услуг (на платную основу) подготовка кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли, сокращаются контрольные цифры приема по отрасли пищевой промышленности.

2. Постановление Правительства РБ от 28 марта 208 г. №139 «О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ», в соответствии с которым  и по заявкам работодателей учреждениями начального и среднего профессионального образования заключены договора на подготовку 1512 человек с 122 организациями различных форм собственности.

Что дает сторонам целевая контрактная подготовка? Молодой человек, поступает на бюджетное место со стипендией и общежитием, ему гарантировано трудоустройство. Образовательное учреждение выполняет свою социальную функцию, определенную государством, решает проблему производственной и дипломной практик и т.д. Органы государственной власти, органы МСУ, работодатели  решают проблему удовлетворения своих потребностей в рабочих кадрах и специалистах.

Основным механизмом, способным качественно реализовать задачи, определенные программой и решить вышеназванные проблемы является социальное партнерство как равноправное взаимодействие между профессиональным образованием, бизнесом, органами управления экономическим блоком и местного самоуправления. Примерами такого взаимодействия могут служить:

Не меньший интерес к социальному партнерству с профессиональной школой имеют и органы по труду и занятости населения. Снизить поток безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность органов по труду и занятости в становлении системы социального партнерства в начальном профессиональном образовании. С целью оказания содействия в трудоустройстве выпускников учреждений НПО,СПО совместно с республиканским агентством занятости населения ежегодно проводятся мини-ярмарки вакансий рабочих мест в учебных заведениях, Межрегиональные выставки-ярмарки учебных мест для молодежи , в которых принимают участие учебные заведения, организаций Республики Бурятия и других регионов России (Иркутск, Чита, Томск), республиканские ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для молодежи. Такое взаимодействие выдержало проверку в период  финансового кризиса.

Практически все высшие учебные заведения профессионального образования республики объединены в университетские и академические комплексы, куда на условиях социального партнерства вошли администрации районов, организации, учреждения и предприятия различных форм собственности. Так, например БГУ имеет договора с 14 районными администрациями и мэрией г.Улан-Удэ.

В рамках реализации плана мероприятий , посвященных 350-летию вхождения Бурятии в состав Российского государства, предусмотрено строительство школ и дошкольных учреждений в каждом районе республики.

Вместе с тем сфера профессионального образования также нуждается в улучшении материальной базы: необходимо строительство учебно-лабораторных корпусов, библиотек и общежитий. К сожалению, наши предложения по строительству объектов этой сферы были исключены на стадии согласования в министерстве образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Андрей Александрович, просим повторно рассмотреть наши заявки.

ВСГТУ, ВСГАКИ и БГСХА заключили двухсторонние соглашения с соседними субъектами РФ (Тувой, Якутией, Иркутском, Читой и др.). В рамках заключенных договоров осуществляется целевая подготовка специалистов для удовлетворения потребностей заказчиков, прохождение производственных практик и дальнейшее трудоустройство.
Учитывая особое географическое положение республики и главную достопримечательность - самое глубокое  пресноводное озеро планеты – Байкал, Правительство Республики Бурятия инициирует строительство Всероссийского дома (комплекса) Учителя на Байкале.

Особенности климата Байкала, лечебные термальные источники,  возможности традиционной восточной медицины,  открывают широкие перспективы для организации отдыха и оздоровления учителей на берегу Байкала.

Республики Бурятия готова предоставить земельные площади на строительство Всероссийского дома Учителя на Байкале, для чего в ознакомительных целях предлагает гостям выехать на озеро Байкал.

Также необходимо сказать, что федеральным центром поддержана инициатива проведения первого Всероссийского образовательного форума на Байкале, куда, пользуясь случаем, приглашаем и всех участников данного мероприятия с 3 по 5 августа т.г.

При реализации программы нам придется учитывать ряд угроз и проблем, из которых самой серьезной является сложившаяся в республике демографическая ситуация.

Для их решения министерство образования и науки приняло ряд мер:

1. Укрупнение учреждений профессионального образования (о чем было сказано ранее)

2. Согласован вопрос с министерством образования и науки Российской Федерации об обучении учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ по очно-заочной форме в учебных заведениях, реализующих программу НПО и включение их в общий контингент.

3. Расширение отделений, ведущих профессиональную переподготовку взрослых.

4. Обучение по программам НПО и СПО граждан Монголии.

И последнее направление нашей программы, на котором я хочу остановиться – это совершенствование учебно-материальной базы, где взаимодействие с социальными партнерами играет решающую роль.

В учреждениях профессионального образования осуществляется краткосрочная профессиональная подготовка с полным возмещением затрат на обучение по договорам с организациями всех форм собственности, центрами занятости населения и гражданами. За 2008 г. платные образовательные услуги составили: по учреждениям НПО -  24,3 млн.рублей, по пяти республиканским учреждениям СПО – 9,0 млн.рублей.   Проведенные министерством мероприятия по модернизации начального и среднего профессионального образования и оптимизации сети учреждений позволили повысить эффективность работы системы и сократить неэффективные расходы бюджетных средств. За два года число учреждений начального профессионального образования сократилось с 30 до 19, сокращено более 400 работников. Экономический эффект составил 19 млн. руб., которые будут направлены в этом году на совершенствование материальной базы учреждений.

Участие учреждений начального и среднего профобразования в нацпроекте позволило обновить учебно-материальную базу и преобразовать свои у учреждения в ресурсные центры.

Профессиональное образование в российском обществе призвано удовлетворять как потребность личности в получении знаний, умений и навыков, так и  общества в подготовке квалифицированных кадров. Оно рассматривается как ресурс экономического развития региона, как инвестиции в человеческий капитал. Необходимыми условиями реализации потребностей общества в высококачественном производстве товаров и услуг является обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами и воспроизводство этих кадров.

В 2009-2010 учебном году нам предстоит значительно поднять качество подготовки специалистов согласно требованиям современного производства, перейти к фирменному профессиональному образованию, перестроить систему отбора и подготовки руководителей учебных заведений, независимую оценку подготовки рабочих кадров и специалистов совместно с СПП и ТПП.

В целом, сегодня система начального и среднего профессионального образования вышла на уровень стабильного функционирования, определены направления реформирования каждого учебного учреждения.

В республике в течение последних трех лет успешно работает лаборатория Федерального института развития образования (научный руководитель  Никитин  М.В.), которая занимается научным сопровождением формирования довузовского профессионального образования в Республике Бурятия и распространением результатов эксперимента на другие регионы Сибирского федерального округа. Также в республике работают 5 федеральных учреждений НПО  и 5 федеральных учреждений СПО. Мы предлагаем в рамках эксперимента преобразовать лабораторию ФИРО  в филиал и в интеграции с ФИРО сформировать Федеральный образовательный комплекс используя базу названных учебных заведений, который бы стал инновационным профессиональным комплексом, аккумулирующим инновационный ресурс и осуществляющий трансляцию данного опыта в массовую практику учреждений профессионального образования Сибири и Дальнего Востока, Монголию и Китай. Это был бы первый опыт интеграции науки и профессионального образования и создаваемая в республике система довузовского профессионального образования была бы связана с федеральным центром, что предполагает сохранение и развитие единого государственного образовательного пространства.

Перед нами стоит задача совместными усилиями государства и бизнеса перейти на новый качественный уровень подготовки рабочих кадров и специалистов, которые нужны для перехода на инновационную экономику. Для этого необходимо отработать механизмы взаимодействия системы профессионального образования, бизнеса и общественных институтов, сформировать систему государственного заказа на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда и новые механизмы финансирования. И именно государственно-частное партнерство должно стать основой взаимодействия между бизнесом и государством.

И в заключении хочу отметить, что реализация поставленных задач возможна только при равноправном партнерстве профессионального образования, бизнес-сообщества, заинтересованных министерств и ведомств. 

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100