Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад Баира Гармаева, председателя Союза попечителей Республики Бурятия

"Формирование общественных представлений о качестве образования

как способ улучшения качества жизни граждан"




Анализ изменений, связанных с усилением роли гражданских институтов в управлении образованием, позволяет констатировать, что преодолена корпоративно-профессиональная замкнутость системы, сформирован механизм реализации общественного заказа на содержание и качество образования.

Трансформационные процессы последнего времени в сфере образования всех уровней, приводят к формированию новой модели образовательной политики. Эффективность мер, реализуемых по основным направлениям модернизации сферы образования, стали возможны благодаря  эффективному использованию человеческих, организационных, информационных, финансовых, материальных и других ресурсов и опыта, накопленного на протяжении двухсотлетнего развития образования в Бурятии.

Сегодня речь идет, прежде всего, об обеспечении высококачественного образования, основополагающими принципами которого остаются доступность, качество, непрерывность и постоянное обновление.

Решение этой проблемы обусловлено следующими факторами:

- современные запросы личности, общества, рынка труда вступают в противоречия со структурой образования, сложившейся в предыдущий исторический период;

- двойное преобладание сельских школ над городскими по количеству;

- образование стало терять доступность;

-   отсутствие механизмов, способствующих эффективному использованию бюджетных и привлечению внебюджетных средств в систему образования;

- несоответствие материально – технической базы большинства образовательных учреждений современным требованиям;

-    статус республики как дотационного региона.

В настоящее время система образования Бурятии вступила в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций.  Изменившийся социальный заказ в области образования требует непрерывного переосмысления используемых форм, методов обучения, что влечет за собой переориентацию деятельности на новые ценности.

Ключевой проблемный вопрос – несформулированность современного представления о качестве.

За прошедший год педагогическое сообщество и родительская общественность практически «договорились» о том, что будет пониматься  под качеством образования. В первую очередь, это соответствие результатов образования нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Говоря о  нормативных требованиях, мы должны понимать, что в школьной жизни возрождаются процедуры контроля и инспектирования  на предмет соответствия условий и организации учебно-воспитательного процесса нормам, институализирующимся в условиях модернизации образования. Социальные и личностные ожидания  требуют  изменения  содержания, технологий, способов, видов деятельности, форм и т. д. 

Система оценки качества образования, как всякий сложный социальный институт, не может быть создан  одномоментно. Он развивается  исходя из реальных потребностей общества  по мере формирования «критической массы» этих потребностей. Сегодня система оценки качества образования  понимается в виде  структуры  ЕГЭ, итоговой аттестации  выпускников 9-х классов  по новой форме,  обследований учебных достижений учащихся   начальной и средней школ,  проведенных по технологии ЕГЭ. Но это внутренние отраслевые показатели, и по ним эффективность образования не выявляется, потому что набор знаний не улучшает социализацию ученика в неопределенной ситуации. Поэтому мы считаем, что источники модернизации не лежат внутри системы, формирование представления о современном качестве образования требует согласования не только с родительской общественностью, но и со смежными ведомствами, от которых можно было бы получить заказ. Новые подходы к  аттестации   педагогических работников, разработанные и  представляемые  сегодня общественному слушанию,  позволят  определить уровень профессиональной компетентности учителя в прозрачных и упрощенных процедурах.  Разрабатываемые новые подходы к повышению квалификации  учителя строятся на принципах непрерывности и вариативности предлагаемых форм: стажировки, мастер – классы, публичные отчеты, семинары и т.д. По содержанию – как предметные, так и  в области управления качеством.

Проекты общеобразовательных учреждений   представляют  новые методики оценивания по многобалльным системам, предлагают неформальные  параметры и процедуры оценки деятельности как учащихся, так и педагогических работников. И школьные, и муниципальные  проекты  отдают приоритет внешней оценке, мониторингу, осуществляемому органами управления образования  в формате совместной деятельности  с Управляющими советами, родительской общественностью.

Но при этом нужно отметить, что результаты проведенных в течение года 2-х независимых обследований по русскому языку в 4-х классах и по биологии в 8- классах, в которых приняло участие 18 тысяч учащихся, показали, что в ряде районов  и школ  по – прежнему  главенствует традиционная система внутришкольного контроля, игнорирующая технологию внешней оценки.  Школы Курумканского района, ряд школ г.Улан – Удэ показали качество знаний по биологии на 4,75 баллов. Напрашиваются 2 вывода: либо очень высокий уровень работы учителя, либо отсутствие на обследовании представителей общественности плюс помощь учителя. Самые низкие результаты по биологии – в Муйском, Иволгинском, Северобайкальском, Окинском районах. А здесь один вывод:  присутствие внешних наблюдателей  позволяет  получить объективную оценку  знаниевых возможностей учащихся, а эффект внешней оценки задает  вектор управленческих решений, направленных на изменение ситуации. Это положительный вывод.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижения рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 

Организация процедур внешней оценки индивидуальных  образовательных достижений учащихся  дала несколько эффектов:

- повысился  уровень информированности  потребителей образовательных услуг  о системе образования;

- были созданы  инструменты  общественного участия  в управлении социально-образовательной средой (управляющие советы, общественные наблюдатели и т.д.)

- общество стало получать достоверную информацию об уровне  учебных достижений учащихся;

-  уровень учебных достижений учащихся заметно повысился; (результаты за три года, сравнение  с  результатами  РФ);

Но данные эффекты не скрывают, а более того, высвечивают  проблемы, связанные с новым содержанием  качества образования. Сегодня  осуществлен переход  к компетентностному  подходу  в измерении качества образования выпускника, как наиболее востребованному обществом.   И соответственно, должна появиться такая образовательная  программа, результативность которой   проявится  в  сформированных базовых знаниях, ключевых компетенциях и общественно-полезном социальном опыте.

В настоящее время в разработке находятся  показатели и  механизмы  измерения компетенции,  инструментарий  определения  сформированности  компетенций.  Во всех образовательных учреждениях рекомендовано внедрить портфолио как документ, играющий роль индивидуальной накопительной оценки. В качестве предложения по  итоговой аттестации выпускника предложено внесение сведений о внеучебных достижениях учащегося в приложение к аттестату. Стандарт на образовательную программу сегодня еще отсутствует, но экспертными сообществами республики разрабатываются модели  образовательных программ начальной, подростковой и старшей профильной школ.

Качество разработанной образовательной программы предполагает  возникновение конкуренции между образовательными учреждениями. В структуре образовательных программ  должны быть заложены те виды и формы деятельности учителя,  которые позволят не только  получить и повысить желаемую результативность, но и повысить заработную плату учителя, как компетенции, соответствующие квалификационным характеристикам. Новые подходы к  аттестации   педагогических работников, разработанные и  представляемые  сегодня общественному слушанию,  позволят  определить уровень профессиональной компетентности учителя в прозрачных и упрощенных процедурах. 

Стандарт нового поколения может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны,  государства и общества – с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы. В таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, поскольку именно результаты образования должны становиться постоянным предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством.

Изменение подходов к оценке качества образования это есть институализация новых результатов. Новому качеству нужно придать нормативный характер, нужен новый инструментарий оценивания результативности, механизм фиксации других достижений в итоговом документе выпускника. Сегодня, к сожалению, не стимулируются усилия учителя, который дает новый результат.

Проект, инициированный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», по кадровому обеспечению модернизации образования, реализуется педагогическим сообществом Бурятии, где ключевым результатом образования является индивидуализация как способ предоставления образования. Здесь важен переход от искусства фронтального обучения к искусству индивидуального тьюторства.

При этом речь не идет о повышении качества образования в тех параметрах, в которых оно измерялось раньше, а об изменении системы координат качества образования. С этим связано удорожание  образовательной услуги, а значит и увеличение финансового норматива, увеличение фонда оплаты труда. Должна измениться структура трудовой функции, структура услуги, и, конечно, условия, которые надо соблюдать для реализации нового качества.

Изменение отношений между производителем и потребителем образовательных услуг привело к появлению софинансирования со стороны местных органов власти, попечителей, к созданию новых школьных объединений как «Ассоциация инновационных школ», сеть общеобразовательных учреждений повышенного уровня «Байкальская ЛиГа», к появлению новых путей оптимизации.

Несмотря на системные изменения и проектные инвестиции в рамках ПНП «Образование», система общего образования республики все еще требует увеличения финансового обеспечения. Однако его обоснование в условиях дотационности региона представляет значительные трудности в рамках существующего взаимодействия финансовых органов и органов управления образованием. Основной объем расходов на систему образования по-прежнему зависит от количества учебных часов и численности учащихся, гарантированных государством, но не от качества школьного образования и его влияния на благополучие общества и личности молодого человека.

Кроме этого эффекты от вложений в образование остаются малозаметными для потребителя в широком смысле слова, от государства и общества до отдельного гражданина. Необходима наглядность и оперативность доведения информации о результативности и эффективности функционирования системы образования, её влияния на экономику и рынок труда, устойчивое развитие социокультурной сферы, состояние инновационных процессов.

Бесспорно, актуализация знаний как качества образования  в новых социально-экономических условиях  не позволяет  адекватно отвечать вызовам времени. Сегодня уже очень уверенно можно говорить о том, что республиканская Система оценки качества образования  обретет  четкие силуэты тогда, когда  будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты  как модель выполнения трех «Т» - требований к условиям образовательного процесса, требований к образовательной программе и требований к результативности  образовательной программы.

Модернизация  образовательных результатов отражает представления общества о качестве образования, предъявленных в многочисленных проектах общеобразовательных учреждений  в конкурсной документации, выступлениях на телевидении, экспертных  мероприятиях: это и сформированные ключевые компетентности, и социальный опыт, и устойчивые ЗУНы как результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Объектами оценки качества являются индивидуальные достижения всех субъектов образовательного процесса: и учащихся, и педагогов, и руководителей. Общественно-профессиональная экспертиза уровня профессиональной компетентности руководителей, которая  проведена в феврале этого года во всех муниципальных образованиях республики, позволила дать старт новым механизмам оценки деятельности руководителей в новых условиях труда, возможность реализации принципов  открытости, независимости, а, следовательно, и объективности результатов экспертизы,  дать реальную картину  уровня профессиональных возможностей директоров школ.  Как следствие –  принятие эффективных управленческих решений: курсы повышения квалификации, стажировки, мастер – классы и т.д. В исключительных случаях  возможны и жесткие решения.

Развитие информационной подсистемы в муниципальных и школьных центрах качества  связано с внедрением современных комплексных программ мониторинга и управления качеством,  обеспечивающих   мониторинг качества  контрольно-измерительными материалами, научно-методическим сопровождением, формированием электронного  портфолио  учителя и учащихся.
В целом, в Республике Бурятия сделан уверенный шаг к качественным переменам в системе образования Республики Бурятия: к повышению инвестиционной привлекательности отрасли; изменению подходов к управлению образованием;  расширению партнерских связей учреждений образования; изменению отношений между производителем и потребителем образовательных услуг и в конечном итоге повышению качества общего образования.

И в заключение хочется сказать, что для достижения высокого качества жизни требуется гибкая, прогрессивная система образования, умеющая доказать свою значимость перед обществом и экономикой. 

 

Соб.инф.

 

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100