Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Натальи Старшовой, заместителя Председателя Правительства Саратовской области




Уважаемые участники форума, неравнодушные коллеги!

Значительный интерес к Байкальскому форуму по проблемам инновационного образования, круг вопросов, заявленных в программах секционных заседаний отчетливо показывают, что волнует сегодня российское сообщество, на какие вызовы мы обязаны ответить и как важно для комплексного решения возникающих проблем  объединить усилия самых широких кругов: органов власти, ученых, общественных институтов, СМИ, бизнеса.

Чтобы лучше понять состояние и тенденции системы образования и стратегии развития региона, давайте посмотрим на нее с точки зрения запросов регионального рынка труда.

Саратовская область обладает  высоким потенциалом по образованию на-селения в Приволжском федеральном округе. Среди занятых в экономике больше половины имеют высшее и среднее специальное образование, 20 процентов –   начальное профессиональное образование. Растет количество студентов вузов, в этом году оно составило 130 тысяч, что на 16% больше, чем в  2003 году. Опережающими темпами идет подготовка экономистов, специалистов сельского хозяйства, образования и медицины. То есть формально система подготовки специалистов Саратовской области должна обеспечивать экономику и социаль-ную сферу по всему спектру специальностей (за исключением  рабочих профессий).

Но работодатели недовольны структурой предложения, качеством подготовки специалистов, необоснованными требованиями выпускников к зарплате, отсутствием конкуренции квалифицированных кадров на региональном рынке труда. И вместе с тем имеет место иждивенческая позиция реального сектора, нет эффективного взаимодействия и желания инвестировать в систему образования. Есть в регионе предприятия, которые спекулируют кризисными явлениями, унижают человеческий капитал региона уровнем зарплаты, условиями труда, социальными обязательствами. Их вакансии не востребованы годами. 

Острой остается проблема подготовки профессиональных рабочих кадров для региона. Не буду приводить статистику, почему и как наши дети хотят получать только высшее образование, она характерна для России в целом. По-прежнему, большинство детей и родителей связывают свое успешное будущее только с высшим образованием. Хотя экономика региона остро нуждается, в первую очередь, в квалифицированных рабочих кадрах.

По объективным причинам ПТУ выполняли социальные функции. Порой неосознанно мы возводили барьер на пути детей, которые могли бы  получить современные рабочие профессии, быть востребованными и успешными.

Сейчас мы в регионе предпринимаем ряд шагов, чтобы перепозиционировать в общественном сознании ценности системы начального профессионального образования и повысить престиж рабочих профессий. (Ресурсные центры, объединение ссузов и ПТУ). В области сложилось понимание, что переподчине-ние техникумов региону - стратегически верное и своевременное решение. Пользуясь случаем, обращаюсь к федеральному министерству с просьбой обес-печить успешность реформирования системы профессионального образования регионов, сохранив полноценное финансирование передаваемых учреждений в течение 3-х лет.

Возвращаясь к взаимоотношениям высшей школы и регионального рынка труда, логично предположить, что следующим шагом в устранении рассогласований в этой сфере станет передача регионам вузов, готовящих специалистов по наиболее востребованным профессиям.

После подведения итогов мониторинга, стало понятно: «разрывы» в региональном  образовательном пространстве носят стратегический характер и должны повлечь  адекватные действия. (педагоги должны совместными усилиями с родителями, общественностью, бизнес-сообществом, СМИ терпеливо разъяснять молодым людям суть капитализации человека и верно расставлять акценты). 

 

Роль и итоги КПМО

 

Замечательно, что это осмысление ситуации происходило одновременно с приходом в регион КПМО. Александр Изотович был прав, убеждая 1,5 года назад руководство области в необходимости начать реформирование именно с системы школьного образования, это, по-истине, стратегическое предвидение. Сейчас мы отлично осознаем объективную закономерность: без инновационного образования невозможно сформировать Инновационную экономику и Инновационное общество. Год работы в рамках КПМО стал для региона знаковым по беспрецедентным инициативам, полученным результатам и проявившимся тенденциям. Опережающий процесс модернизации системы школьного образования на самом деле вызвал синергетический эффект и в других сферах общественной жизни. Как ученый-историк  констатирую – никогда в истории губернской системы образования не было структурных, экономических и соци-ально-психологических преобразований такого масштаба в таком коротком промежутке времени. То, что происходит сейчас в образовательном пространст-ве области, без преувеличения, - революция в политическом, управленческом и инвестиционном смыслах.

Что нам удалось? Удалось изменить негативную ментальную установку населения и самих педагогов о возможности коренных изменений в сфере образования. Удалось привлечь внимание общества к сути проблемы – качеству образования и его конкурентоспособности. Удалось доказать, что педагогический корпус Саратовской области потенциально способен на реальные достижения в повышении качества образования, что от индивидуального вклада зависит положение учителя, его достаток и статус школы.

И, наконец, удалось добиться включения в процесс модернизации образо-вания органов государственной власти, гражданских институтов, родителей, самих учащихся, бизнес-сообщества,  разделив таким образом  с ними ответственность за судьбу школы, а, значит, и будущего. Власть теперь не просто формально контролирует школу, а владеет системой критериев, показателями результативности образования, активно формирует социальный заказ, как партнер участвует в ее развитии.

Новые принципы оплаты учительского труда за качество работы стали законом. Правительством области принято постановление о внесении дополнений и изменений в новую систему оплаты труда. Зарплаты  учителей возросли в два раза и в среднем составляют 14 тыс руб., а 35% учителей получают более 15 тысяч. Впервые уровень оплаты  в образовании на 19% превысил среднюю зарплату по региону! Доходам директора школы до 50 тыс. рублей в месяц могут позавидовать некоторые работники банковской сферы.  Увеличен с 10 до 50 тысяч рублей размер единовременного денежного пособия выпускникам педвузов, поехавшим в сельские школы. Что особенно важно, КПМО реально повлиял на прорыв во всей социальной сфере региона. Новая система оплаты труда, связывающая уровень зарплаты с качеством работы и результатами работы конкретного сотрудника законодательно закреплена и во всех бюджетных учреждениях. Как следствие, значительно повысился уровень удовлетворенности обслуживанием со стороны населения. Важно отметить, в кризисный период каждая третья семья в области, где есть занятые в бюджетной сфере, не только увеличила свой доход, но и ощутила состояние  стабильности и психологической уверенности в своем благополучии.

Темпы роста заработной платы в учреждениях бюджетной сферы области составили 38% и превышают рост в промышленности. На региональном рынке труда большинство бюджетных учреждений успешно конкурируют за привлечение квалифицированных специалистов с другими работодателями и по уровню оплаты труда и социальной защищенности.

Одним словом, результаты КПМО для нас очень важны, и несмотря на сложную экономическую ситуацию мы будем двигаться дальше.

 

Стратегические цели реформирования образования.

 

В чем же  власть  Саратовского региона, видит стратегические цели реформирования образования? Отвечу – На федеральном уровне в инициативе «Наша новая школа» сформулированы стратегические направления развития образования. 2010-й год объявлен Президентом Годом Учителя. Задача региона - как можно быстрее создать механизм взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и рынка труда.

При этом стратегией управления социально-экономическим развитием остается проверенный временем Программно-целевой и Проектный подход.

Механизмом обеспечения опережающих темпов развития системы образования Саратовской области мы определили региональный  образовательный кластер. Его основными принципами являются горизонтальная и вертикальная интегрированность всех субъектов образовательного пространства, единое информационное поле в системе образования региона, комплексный характер принимаемых решений, открытость к внешним запросам, проектная направленность, реализация инновационных подходов, адресность ресурсной поддержки.

Кластерообразующим ядром будут выступать общеобразовательные школы. «Входами» в кластер становятся семья, дошкольные и детские  учреждения, для которых уже разрабатываются стандарты-требования как  ориентиры содержания и качества подготовки детей для успешного перехода на другие ступени образовательного кластера.

«Выходами» для школы как ядра кластера становятся профессиональная система образования, работодатели и рынок труда региона, которые также действуют по взаимно согласованным стандартам-требованиям к качеству «продукта».

Результатом кластерной организации образовательного пространства региона станет качественно новое взаимодействие всех его  участников, согласованное по целям, приоритетным ценностям и добровольно принятыми стандартам-требованиям. Это позволит одновременно наладить конструктивное взаимодействие внутри всего кластера, а также с властью, бизнес-сообществом, населением, а главное, - сформировать развивающую, конкурентную образовательную и деловую среду в регионе.

Ребенок, попадая в образовательный кластер, на каждом этапе будет обеспечен качеством обучения и социализации.

Семья, планируя рождение детей, получает уверенность в том, что ребенок на каждом шаге своего развития находится в предсказуемой, ориентированной на успешность, среде.

Общество в результате становится конкурентноспособным, стабильным и устойчивым в своем развитии.

Сегодняшний форум предполагает дискуссионный характер общения. Здесь члены нашей делегации, они готовы более детально раскрыть наши идеи и подходы и обменяться мнениями с коллегами.

Особая благодарность – организаторам форума.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100