Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Вячеслава Наговицына, Президента-Председателя Правительства Республики Бурятия




Презентация к докладу  

Уважаемые участники Форума!

Сердечно рад приветствовать вас от имени Правительства Республики Бурятия и от себя лично. Добро  пожаловать на гостеприимную землю Бурятии! Мы всегда рады видеть у себя таких гостей!

В этом зале много людей, которые впервые приехали сюда, хочу, прежде всего, познакомить вас с  Республикой Бурятия.

Республика является приграничной территорией. Протяженность границы с Монголией составляет 1200 километров. Одновременно Бурятия является транспортно-коммуникационным мостом России с Монголией, Китаем и другими странами АТР. Через республику проходят две железнодорожных и три автомобильных федеральных трассы.
По запасам и разнообразию полезных ископаемых Республика  занимает одно из ведущих мест в России. В недрах региона сосредоточено 80% общероссийских запасов бериллия, 49% цинка, 32% молибдена, 20% вольфрама, 24% свинца и 10% урана.

Бурятия обладает неоспоримыми преимуществами в сфере развития туризма. Республику отличает от других регионов России уникальное сочетание культур бурят и семейских, разных религий: буддизма, шаманизма и православия. Бурятия - это центр буддизма России. Республика является многонациональной территорией. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты. Всего в республике проживают представители более 100 национальностей.

На   территории Бурятии  находится  крупнейшее в мире озеро Байкал, в котором сосредоточена пятая часть мировых запасов пресной воды высочайшего качества! 85 процентов его организмов – это эндемики, то есть единственные в мире. Неслучайно оно признано одним из семи чудес России. Население Бурятии гордится Байкалом и насколько может, стремится сохранить его. Озеро Байкал и байкальская природная территория  имеют особый статус, закрепленный не только на федеральном, но и на мировом уровне,  Байкал – это участок Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня на берегах Байкала впервые проводится Всероссийский образовательный форум, собравший представителей 24 регионов России, Монголии и Китая. Байкальский образовательный форум станет завершающим в целой череде мероприятий, которые нынешним летом прошли в Улан-Удэ и на озере Байкал. В числе таких мероприятий – Байкальский экономический, информационный и молодежный форумы.  Образовательный форум последний по срокам проведения, однако далеко не последний по масштабам рассматриваемых проблем.

В развитии системы образования Республика Бурятия всегда занимала самую активную позицию. Второй год в Бурятии реализуется комплексный проект модернизации образования. В школах внедрена новая система оплаты труда. Это позволило повысить доходы учителей, в первую очередь в отношении тех из них, кто занимает наиболее активную позицию и вносит наибольший вклад в развитие. Созданы механизмы по участию общественности в образовательном процессе, в целом, и в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, в частности. Заложено начало построению новой системы оценки качества образования, ведется работа по повышению управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, общественных управляющих. Директора школ стали настоящими менеджерами образования.

Если говорить о результатах реализации комплексного проекта модернизации образования в республике, то я бы назвал следующие положительные факторы. Переход на новую систему финансирования – «деньги следуют за учеником» - привел к запуску механизмов конкуренции, как внутри школы, так и школ между собой. Включились скрытые от глаз чиновников внутренние резервы.

Расходование средств стало более эффективным, что позволило дополнительно оснастить школы компьютерной техникой, обновить школьное оборудование, мебель, учебные пособия.

Новый импульс получили инновационные процессы, что проявилось в росте  активности педагогов и образовательных учреждений в реализации различных инновационных проектов и программ.

В то же время несмотря на экономические результаты, полученные в ходе модернизации системы образования в Республике Бурятия говорить о каких-либо серьезных достижениях в ходе реформы пока рано.

Для того, чтобы реально продвинуться вперед, мы должны признать, что существующая система образования отстала от преобразований, происходящих в стране и не отвечает ее требованиям.

В жизни любого человека образование является важнейшим инструментом, при помощи которого человек, получив его, в дальнейшем максимально полно должен реализовать себя. Образование призвано помочь человеку осознать свою жизненную цель и выстроить траекторию ее достижения.

Что же происходит на самом  деле? С какими проблемами сталкиваемся мы, органы исполнительной власти, по сути, являющиеся заказчиками для системы образования?

Первая проблема – это несоответствие спроса и предложения на трудовые ресурсы. В докризисный относительно спокойный период мы имели около 8 тысяч зарегистрированных безработных и такое же количество вакансий. Из 100 человек, прошедших в систему начального профессионального образования, лишь 58 устроились по специальности, среднего профессионального образования – 58 человек, вузов – 69,8 человек.

Самая высокая безработица отмечается именно среди молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет.

На селе система образования играет роль катапульты, выталкивая наиболее способных и талантливых в более престижные вузы, после окончания которых возвращаются в свое село единицы.

Нагрузки в системе образования ежегодно возрастают, при этом количество абсолютно здоровых ребят, годных для службы в армии ежегодно снижается.

Выводы прямо скажем не утешительные: система работает крайне неэффективно, зачастую в ущерб заказчику и самое главное молодому человеку.

Система образования то ключевое звено, изменения в котором являются необходимым условием для перемен во всех сферах развития общества. В условиях новых вызовов нужны новые цели, новые технологии, новые виды образовательной деятельности – одним словом, необходимо построить «нашу новую школу». О проекте создания «Новой школы» впервые объявил Президент России Дмитрий Медведев в своем послании депутатам Государственной Думы РФ. В общих контурах концепция этого проекта разработана Министерством образования России. В настоящее время экспертным сообществом, преподавателями и учеными прорабатывается конкретное наполнение проекта. Одна из задач настоящего форума выработать рекомендации по дальнейшему строительству «новой школы». Я хочу высказать свои мысли по этому поводу.

Самое главное, мне кажется, необходимо определиться, что такое качество в образовании. На мой взгляд, качество измеряется не количеством пятерок, полученных на ЕГЭ, и даже не числом победителей разных предметных олимпиад. Хотя и то и другое очень важно. Безработный краснодипломник – это плохое качество образования. Самое плохое – это вселить в ребенка несбыточную надежду: Ты хорошо учись и будешь менеджером. Выпускник едет в Москву, учится на менеджера и работает, но не по специальности, а на рынке продавцом. В то же время он гораздо больше получил бы в плане самореализации и развития родного края, работая по востребованной специальности среди своих родных и друзей. Зачастую родители тоже виноваты в такой неправильной профориентации ребенка. Допустим, у ребенка склонность к точным наукам, а его родители видят в нем юриста. Сегодня большинство родителей, которые, как правило, оказывают влияние на предпочтения детей, ориентируются на стереотипы об успешности определенных профессий. Необходимо выстроить систему профориентации и учеников, и родителей со школьной скамьи. А может даже и с детского сада. С большой долей вероятности, кто кем будет, психолог может сказать, глядя на ребенка, уже в детском саду.

Меня, как Президента Бурятии, не может устраивать ситуация, когда человек, получив в республике образование, которое его делает конкурентоспособным, реализуется вне родной земли. Более того, и родители, и школа зачастую подталкивают ребенка к такому решению. Ты учишься хорошо – тебе место в Москве или за границей. А ведь финансирование идет из республиканской казны. Для примера, мы заказываем тракториста, а нам подготовили космонавта. Таким образом, мы потратили деньги, у нас есть космонавт, но нет тракториста, а космонавт нам не нужен. Значит, такой подход не может быть оценен, как хорошая и качественная работа. Значит, я, как заказчик не должен оплачивать эту работу.

Для того, чтобы выпускники были востребованы экономикой, местным рынком труда, необходимо увязать систему профориентирования с государственным заказом на подготовку. Заказ на подготовку должен формироваться на несколько лет вперед. И готовить специалистов необходимо по сквозной системе обучения: школа – техникум - вуз с гарантированным трудоустройством, так называемая целевая контрактная подготовка специалистов. Необходимо активно развивать дистантное образование, чтобы была возможность готовить любых специалистов на месте и необходимого качества. А уровень знаний специалиста должен быть просто достаточным для будущей профессии и должности.

При такой системе образования можно добиться максимального развития способностей, которыми природа наделила молодого человека, и минимизировать расходы на его подготовку и самое главное, резко сократить педагогическую нагрузку, а высвободившееся время перераспределить на занятия спортом и восстановление организма.

Общество ждет от современной школы современного выпускника – человека с высоким уровнем рыночной стоимости, успешного и комфортного для окружающих.

Однако качество образования должно оцениваться и по тому, насколько в процессе обучения школа помогает ребенку сформироваться, как личности, какие ценностные и жизненные установки она закладывает в него. Выпускник-отличник, не заботящийся о своем здоровье, не ведущий здоровый образ жизни, курящий и привыкший к пиву или вину, это продукт крайне низкого качества образования, можно даже сказать брак производства. Молодежная компания, состоящая из демонстративно очень успешных людей и оставляющая после себя кучу мусора – тоже плохое качество образования. Молодые «клиенты» наших правоохранительных органов – это тоже плохое образование. И так далее. Но если так, то  давайте теперь понимать под  образованием не только, так сказать, «учительское», но и общесоциальное.

Будущая «новая школа» должна готовить людей, сознательно, ответственно  и критически  формирующих свою гражданскую позицию, имеющих установку на достижение собственной жизненной цели, соотнесенной не только со своими персональными интересами, но и с интересами семьи, общества, Отечества.

Понятно, что развить такие «жизнестроительные» принципы силами только учебных предметов невозможно. Без семьи, без активной поддержки общества и особенно его наиболее социально зрелых представителей этих целей не достичь. Отсюда курс на усиление роли общественных институтов  в образовании, на поощрение не только учебных, но и всех других социально ценных достижений школьников. Еще раз подчеркну: «новая школа» должна сделать решительный шаг в сторону общества, стремиться преодолеть  отчуждение от него, навязанное ей девяносто лет назад.  Наша задача состоит в том, чтобы поддержать это усилие школы, научиться выстраивать общую стратегию в интересах наших же детей, нашей Родины. Таким образом, школа должна превратиться из традиционного учебного заведения в институт социокультурного развития.

Для того, чтобы решить эту глобальную задачу, необходимо создать реальную организационную основу для межведомственной кооперации по развитию человеческого потенциала.

Считаю, что  достижение нового качества образования как условия перехода к новому качеству жизни невозможно без включения в этот процесс всего общества – в первую очередь, разумеется,  родителей, но и в обязательном порядке также руководителей муниципалитетов, средств массовой информации, социальных, этнокультурных и других общественных организаций. 

Необходимо четко увязать категории «результативность образования» и «заработная плата учителя», создать механизм жесткого влияния первой категории на вторую. Существующая методика расчета финансового норматива исходя из базисного учебного плана (т.е. часов-уроков) устарела. Она не предусматривает оплаты условий достижения современного качества образования и современных условий пребывания ребенка в школе.  Во многих случаях учителя совершенно не желают  сами участвовать в формировании новых норм.  Этот добровольный «отказ от свободы» многократно зафиксирован  в школьных Положениях о системе оплаты учительского труда.  Эти Положения,  как известно, составляются самими педагогическими коллективами и поэтому  четко      показывают,  как авторы понимают результативность образования, насколько они  самоопределились в формировании структуры базовой части и показателях распределения стимулирующей части.

Уверен, что на Форуме этому направлению деятельности, как и многим другим, будет уделено достойное внимание.
Байкальский образовательный форум – переговорная площадка, на которой предполагается широкое обсуждение этих и других направлений «новой школы». При этом обсуждать будет широкий круг экспертов с участием представителей образования, бизнеса, власти, общественных организаций, СМИ.

Поэтому на нашем Форуме мы должны выйти за границы ведомственного подхода и обсудить все в комплексе в интересах составления общего «технического задания на развитие».

Из розданных материалов вы можете узнать перспективы социального и социально-экономического  развития Республики. Чтобы эти неизбежные перемены не застали нас врасплох,  чтобы у нас не случилось «столкновения с будущим» вследствие неготовности к нему, мы в Республике стремимся  принять превентивные меры. Инвестиции в человека есть, как известно, основа новой экономики – «экономики знаний». Сопряжение интересов личности, общества и государства начинается в общем образовании. Вот почему Правительство Республики придает большое значение нынешнему Байкальскому образовательному форуму – уверен, что вклад его участников в общую копилку российского образовательного опыта, образовательной политики, образовательной стратегии и тактики будет исключительно велик. 

Уважаемые участники форума!

Вопрос, который мы вынесли на обсуждение, носит глобальный характер и вряд ли по нему могут быть в рамках сегодняшнего форума получены все ответы. Поэтому предлагаю участникам форума рассмотреть еще один вопрос «о формате форума» и сразу же вношу предложение о присвоении ему статуса ежегодного Байкальского образовательного форума. Хочу также попросить участников форума обсудить вопрос создания Байкальского образовательного соглашения. Сегодня Вы будете обсуждать итоги комплексной программы модернизации образовательной системы. Как известно в пилотном проекте участие принимали 31 субъект России, степень модернизации у всех разная, нам есть чему друг у друга учиться и, обогащаясь, двигаться к цели.

Поскольку процесс модернизации дело добровольное для субъектов и он на федеральном уровне заканчивается в 2009 году, нам субъектам, участвующим в эксперименте и желающим его начать, просто надо самоопределиться, чтобы его завершить и довести до логического конца, закрепив результат соответствующими нормативными актами.
Ну, и совсем последнее. Я был бы неправ, если не воспользовался правом принимающей стороны на одну просьбу. Прошу Правительство РФ, Министерство образования РФ и участников форума поддержать предложение Республики Бурятия стать пилотной площадкой реализации инициативы Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева в отработке модели «Наша новая школа».

Желаю всем участникам форума интересной, полезной и успешной работы. Желаю вам ярких впечатлений на гостеприимной земле Республики Бурятия. Огромное спасибо, что приехали к нам!

Соб.инф.

 

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100