Следуя логике Бориса Эльконина, существует два типа сквозных образовательных результатов, которые
должны демонстрировать учащиеся по мере прохождения образовательной программы: во-первых, образовательная самостоятельность,
подразумевающая умение школьника создавать средства для собственного продвижения, развития. Во-вторых, образовательная
инициатива - это умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного
развития ситуации и адекватно их реализовывать.
В случае подобного понимания сквозных образовательных результатов возникает проблема образовательных
переходов, которые принадлежат двум образовательным степеням и двум возрастным психологическим периодам. Продвижение школьника
в этом случае можно отследить на основании следующих параметров:
- какие новые возможности открылись перед школьником, какую перспективу дальнейшего движения,
какое будущее он для себя открыл;
- какие актуальные ситуации для своего продвижения он может инициировать, что лежит в зоне его
ближайшего развития;
- какие опоры своего продвижения он может выстроить (свободен или не свободен по
отношению к ресурсу собственного продвижения).
Для построения трасс продвижения школьника необходимы следующие параметры:
- развитое мышление, поскольку "…глупенький не образовываем, не самостоятелен и не инициативен,
мыслящий же человек может действовать в двух пространствах одновременно: когда говорит – слышит, что он говорит,
думает; когда действует – видит; когда слушает – понимает". Необходимым моментом построения мысли (как основания
для нормального действия) являются различные формы схематизации (моделирования), написания содержательных текстов и т.д.;
- пространство свободного продуцирования, в котором школьник может отнестись, измерить то, что
он сделал сам;
- возможность занятия педагогом разных педагогических позиций (не только инструктивно-властной,
но и позиции консультанта, эксперта, тьютора и т.д.);
В заключение Борис Эльконин отметил, что именно эти условия и пытались заложить в новый стандарт
образования, и именно его реализация подразумевает пространство возможности для самостоятельной инициативной жизни.
Информационно-аналитическая группа
|