Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард 2009"> Доклад Бориса Эльконина "Сквозные результаты образования"

Доклад Бориса Эльконина "Сквозные результаты образования"

Следуя логике Бориса Эльконина, существует два типа сквозных образовательных результатов, которые должны демонстрировать учащиеся по мере прохождения образовательной программы: во-первых, образовательная самостоятельность, подразумевающая умение школьника создавать  средства для собственного продвижения, развития. Во-вторых, образовательная инициатива - это умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать  необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. 

В случае подобного понимания сквозных образовательных результатов возникает проблема образовательных переходов, которые принадлежат двум образовательным степеням и двум возрастным психологическим периодам. Продвижение школьника в этом случае можно отследить на основании следующих параметров:

- какие новые возможности открылись перед школьником, какую перспективу дальнейшего движения, какое будущее он для себя открыл;

- какие актуальные ситуации для своего продвижения он может инициировать, что лежит в зоне его ближайшего развития;

-   какие опоры своего продвижения он может выстроить (свободен или не свободен по отношению к ресурсу собственного продвижения).

Для построения трасс продвижения школьника необходимы следующие параметры:

- развитое мышление, поскольку "…глупенький не образовываем, не самостоятелен и не инициативен, мыслящий же человек может действовать в двух пространствах одновременно: когда говорит – слышит,  что он говорит, думает; когда действует – видит; когда слушает – понимает".  Необходимым моментом построения мысли (как основания для нормального действия) являются различные формы схематизации (моделирования), написания содержательных текстов и т.д.;

- пространство свободного продуцирования, в котором школьник может отнестись, измерить то, что он сделал сам;

- возможность занятия педагогом разных педагогических позиций (не только инструктивно-властной, но и позиции консультанта, эксперта, тьютора и т.д.); 

В заключение Борис Эльконин отметил, что именно эти условия и пытались заложить в новый стандарт образования, и именно его реализация подразумевает пространство возможности для самостоятельной инициативной жизни.

 

Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100