Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард 2009"> Доклад Алексея Воронцова "Подходы к формированию структуры основной образовательной программы новой

Доклад Алексея Воронцова "Подходы к формированию структуры основной образовательной программы новой начальной школы"




Презентация к выступлению 

В рамках конференции инновационных идей и проектов, состоялся доклад Алексея Воронцова, эксперта сети "Эврика". Тема лекции - "Подходы к формированию структуры основной образовательной программы новой начальной школы".

Как подчеркнул сам докладчик, в выступлении он обращает особое внимание на проектные задачи, которые могут быть определены для системы образования. Ключевая линия сообщения – подходы к формированию образовательных программ школ.

Крайне важным документом, регулирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон "Об образовании". Однако долгое время директора школ читали этот документ невнимательно и трактовали по-своему. Сегодня существует необходимость вернуться к этому документу и вникнуть в его суть. За последние 20 лет в образовании произошли существенные изменения. В законе о стандарте есть статья по поводу учебников, которые должны использовать. Их определяет федеральный перечень. Однако в преддверии появления новых стандартов мы должны обратить особое внимание на понятие «образовательная программа». Именно образовательная программа, а не учебник становится основанием для деятельности, осуществляемой внутри школы.

Фактически на сегодняшний день мы имеем абсолютно новый вид образовательных программ. Речь идет о наличии образовательных программ ступени образования. Теперь возвращаясь к Закону "Об образовании", мы задаемся вопросом, что такое общая образовательная программа. Это программа программ? Или нечто иное? Что может быть положено в основу проектирования такой программы? Может ли принцип сквозного образования быть положен в основу построения образовательных программ? Каким образом возможна реализация преемственности?

Следующий вопрос, который вызывает немало дискуссий, – это сроки, фиксирующие длительность обучения в начальной школе. В Законе "Об образовании" про нормативные сроки не сказано. Переход ребенка из начальной школы в среднюю сопряжен с возрастным кризисом. По мнению Алексея Воронцова, важно для начала определить, в каких условиях ребенок будет переживать этот кризис: в комфортных или новых непривычных?

Относительно образовательных программ можно зафиксировать следующий парадокс: в настоящее время законодательно нет человека или структуры, который будут разрабатывать примерные образовательные программы. Кто мог бы взять на себя решение такого рода задачи как разработка примерных образовательных программ? Вполне возможно, разработчиками могут стать учебно-методические комплексы, которые созданы в нашей стране. Традиционная школа реализует разработанные ими образовательные программы без изменений, а инновационная на их основе выстроит собственные. Отсюда появятся различные учебные планы, которые школа по закону может сделать сама. Это позволит соблюсти принцип вариативности, о котором так долго говорят в педагогических кругах. Вариативность может быть достигнута за счет сочетания аудиторной и неаудиторной деятельности, учебной и неучебной, индивидуальной и групповой.

Для того чтобы это стало возможным, в стандарте образования должны быть заложены общие принципы, а не перечни тем, предметов и количества часов.

В завершении своего выступления Алексей Воронцов зафиксировал проектные задачи:

1) определение формата образовательной программы; 

2) проектирование нескольких примерных программ;

3) обсуждение финансовых механизмов, связанных с оплатой неурочной деятельности.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100