В конструировании содержания и в выборе форм образования педагогов в рамках
курсов повышения квалификации и переподготовки мы исходим из того, что в образовательном процессе действуют два равноправных
субъекта, это педагог и обучающийся.
В отечественной психолого - педагогической науке глубоко разработана деятельностная
парадигма образования. Главный постулат такого подхода развитие личности на основе освоения способов деятельности. Разве этот
смысл касается только ребенка, чью личность призваны развивать взрослые, в первую очередь, педагоги?
Ответ один – профессиональный стандарт призван соответствовать общим положениям
концепции государственных стандартов общего образования. Напомним некоторые из них, которые один в один соизмеримы с общими
положениями развития дополнительного профессионального образования, образования взрослых. И так, во – первых, при разработке
и принятии образовательной политики в отношении педагогов также должное внимание должно быть уделено выявлению и согласованию
индивидуальных, общественных и государственных потребностей. И это декларировано и в концепции, и
других нормативно-правовых документах, количество которых велико. Об этом и подчеркивается в стратегиальных документах
Института проблем образовательной политики "Эврика", конкретно в докладе Александра Адамского "Стратегия развития системы
образования РФ", где ректор отмечает, "что ключевой задачей современного этапа развития образования является выход на современное
представление о качестве общего и профессионального образования". Более того он указывает на то, что "надо проанализировать,
почему система в ее нынешнем состоянии не может дать это качество и построить современную модель и систему мероприятий, в
результате которых система выйдет на уровень современного качества".
Подробное описание состояния национально – региональной системы ДПО делается
для того, чтобы убедить в обратном сомневающихся в обновлении системы ДПО в современных условиях и, что структурная
единица системы общего среднего образования и системы ДПО – ГОУ ИПКРО РС (Я) – находит по Александру Адамскому
"проектные решения внутри сформировавшейся проблематики" и доводит институциональную модернизацию до уровня "операций"
на рабочем месте, в самой системе ДПО. И тогда просветительские и внедренческие функции учреждения ДПО эффективны и
убедительны. Надо признаться, совсем недавно не было полного представления о тех предстоящих радикальных институциональных
изменениях, которые происходят в образовании на "рабочем месте" каждого сегодня. Эти процессы поддерживаются также АПК и ППРО,
нашим головным учреждением через введение Федерально – региональной мобильной сети по повышению квалификации управленческих
кадров, а также многовекторную модель ПК этой же категории.
Глобальная задача состоит в разработке организационно-управленческих, информационно-содержательных,
технологических, ресурсных механизмов по обеспечению синхронизации модернизации ДПО с реформами, происходящими в других
секторах системы образования, а также в других социальных ведомствах на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях.
Мы, организаторы образования, предполагаем, что стандарт – это общественный
договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований, т. е и в дополнительном профессиональном образовании также
приоритетным является регламентация целей, четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием процедур
оценки результата. Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации
предмета организации. Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности,
в данном случае, по дополнительному профессиональному образованию.
В рамках этих позиций в ГОУ ИПКРО разработана Концепция развития ДПО, документ
определяющий стратегические линии модернизации ДПО на региональном уровне как синхронное явление с системными изменениями
в образовании Республики Саха (Якутия), где предлагаются модели инновационного процесса ДПО. Также именно в ключе
баланса взаимообязательств и баланса требований разработана Программа развития инновационного Института повышения квалификации
работников образования. Принципу соблюдения вариативности отвечают обновленные программы модулей, разработанных на принципе
интегрированности и регионализации содержания.
Предметом диалога между государством и образовательной системой, а также внутри
системы дополнительного профессионального образования, как отмечается в проекте Концепции, выступают результаты деятельности
субъектов, для чего должны быть операционализированы результаты деятельности субъектов (т.е. описаны и заданы процедуры его
измерения). В этом контексте чрезвычайно важно утверждение Коллегией МО РС (Я) Концепции развития национально-региональной
системы ДПО педагогов Республики Саха (Якутия) (октябрь, 2008г.), Программы мероприятий реализации Концепции, Системы показателей
и индикаторов эффективности дополнительного профессионального образования (расширение инфраструктуры структурных единиц, осуществляющих
ДПО; увеличение личностно-ориентированных образовательных программ профессионального развития; увеличение доли внебюджетных
средств; уровень выраженности общественно-государственного управления в системе ДПО и др.)
Институтом повышения квалификации работников образования разработано Временное
Положение об аттестации педагогических работников Республики Саха (Якутия) в пилотных образовательных учреждениях (октябрь,
2007г). В соответствии с положениями данного документа обновляются формы и процедуры аттестации. Альтернативность форм прохождения
курсов обеспечивается введением двух вариантов процедур прохождения аттестации, элементы государственно – общественного
управления образованием обозначены общественной экспертизой "портфолио" педагога, что собой представляет документально
подтвержденные результаты практической деятельности и профессиональной компетентности. Во Временном Положении изложены четкие
показатели по результатам практической деятельности. Использование информационно – коммуникационные технологий
предусматривается как в проведении экспертизы "Портфолио", так и квалификационного тестирования. Вводится понятие "квалификационные
курсы", что означает по своей сути тот баланс взаимообязательств и баланс требований, которые обозначены в ФГОС.
Стандарт в профессиональном образовании призван предусматривать "образование
на протяжении всей жизни". В проекте так и отмечается, что у специалистов неподготовленных к новым условиям профессиональной
деятельности возникает чувство неудовлетворенности и социального протеста. Задача организаторов образования – принять
профилактические меры для преодоления подобной ситуации. Мы полагаем, что во Временном Положении изложены квалификационные
процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Понятно, что со временем эти процедуры будут
совершенствоваться и соответствовать предъявляемым ФГОС требованиям.
Разработчики ФГОС настаивают, что принципиальным отличием образовательных стандартов
второго поколения должна стать их ориентация на результат образо?вания, реализованная на недекларативном уровне. Стандарты
первого поколения созданы в рамках "знаниевой" парадигмы, Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания
образовательных программ в конструкции этих стандартов.
В альтернативной деятельностной парадигме образования в качестве цели образования
выступает развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода
при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач,
отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий,
которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится
как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются
в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности. Опыт умения решать сложные жизненные задачи становится одним из
значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. "Измеряется" такой результат нетрадиционно —
в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений и личностного развития. Запрос на массовость креативных
комптентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, на массовая готовность к переобучению, о чем говорят идеологи
радикальных изменений в образовании, должен быть удовлетворен созданием условий, среды, высоких наукоемких технологий.
И это в Республике Саха (Якутия) обеспечивается.
Ранее мной обозначено, что разработаны показатели и индикаторы, позволяющие определить
эффективность дополнительного профессионального образования педагогов в контексте реализации комплексного проекта модернизации
образования; положения о сущности, содержании, качественном состоянии системы, критериях оценки ее эффективности. Более того
ГОУ ИПКРО инициирован процесс институционализации, моделировании, профессионализации единой системы менеджмента
качества профессиональной деятельности педагогов в изменяющихся условиях. Ядром единой системы менеджмента качества
профессиональной деятельности (ЕСМК) является Центр добровольной сертификации педагогов, в том числе специалистов
ДПО.
На сегодняшний день также разработаны важные документы, удостоверяющие положения
об обновляемой нормативно – правой базе государственно – общественного управления ДПО, отражающие новые
знания в контексте реализации комплексного проекта модернизации образования (Положение об Управляющем Совете, Положение о
новой системе оплаты труда в учреждении ДПО, Положение о добровольной сертификации специалистов ДПО), положения обосновывающие
специфические принципы развития полифункциональной национально –региональной системы ДПО педагогов, раскрывающие новые
подходы к ее научному обеспечению и реализации. Не менее важную роль имеют положения о технологическом сопровождении процесса
ДПО, альтернативных механизмах обеспечения прозрачного, объективного оценивания качества профессиональной деятельности педагогов,
положения о добровольной сертификации квалификации специалистов ДПО.
При оценке качества реализации концептуальных направлений модернизации национально-региональной
системы ДПО учитывается:
- появление консолидированных бюджетов ДПО с участием муниципальных, спонсорских
и иных средств;
- увеличение категорий и числа педагогических работников, вовлекаемых в систему
ДПО;
- появление в организации системы ДПО новых институциональных форм (ресурсные
и тьюторские центры), изменение образовательной инфраструктуры ДПО;
- появление сети СОП (совместных образовательных программ) на республиканском,
окружном, федеральном, международном уровнях;
- появление нормативно-правовых документов, регламентирующих переход системы
дополнительного образования на принципы открытости (появление накопительной системы повышения квалификации, индивидуальных
образовательных маршрутов и пр.);
- массовое участие педагогов в различных программах республиканского, окружного,
федерального и международного уровней;
- увеличение численности педагогов, прошедших аттестацию на высшую квалификационную
категорию в результате повышения качества предоставляемых ими услуг.
Реализация Концепции развития региональной системы ДПО позволит прогнозировать
следующие результаты:
- разработка и апробация методов проектно-программного управления системой
ДПО; - отработка механизмов реорганизации республиканской системы ДПО в рамках приоритетов данной Концепции; - разработка
и апробация механизмов организации форм общественно-государственного управления системой образования, в т.ч. дополнительным
профессиональным образованием педагогов.
|