Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Ольги Чоросовой, ректора ИПКРО Республики Саха (Якутия) "Кадровая модернизация образования"




Презентация к выступлению 

В конструировании содержания и в выборе форм образования педагогов в  рамках курсов повышения квалификации и переподготовки мы исходим из того, что в образовательном процессе действуют два равноправных субъекта, это педагог и обучающийся.

В отечественной психолого - педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования. Главный постулат такого подхода развитие личности на основе освоения способов деятельности. Разве этот смысл касается только ребенка, чью личность призваны развивать взрослые, в первую очередь, педагоги?

Ответ один – профессиональный стандарт призван соответствовать общим положениям концепции государственных стандартов общего образования. Напомним некоторые из них, которые один в один соизмеримы с общими положениями развития дополнительного профессионального образования, образования взрослых. И так, во – первых, при разработке и принятии образовательной политики в отношении педагогов также должное внимание должно быть уделено выявлению и согласованию индивидуальных, общественных и государственных потребностей.  И это декларировано    и в концепции, и других нормативно-правовых документах, количество которых велико.  Об этом  и подчеркивается в стратегиальных документах Института проблем образовательной политики "Эврика", конкретно в докладе Александра Адамского "Стратегия развития системы образования РФ", где ректор отмечает, "что ключевой задачей современного этапа развития образования является выход на современное представление о качестве общего  и профессионального образования". Более того он указывает на то, что  "надо проанализировать, почему система в ее нынешнем состоянии не может дать это качество и построить современную модель и систему мероприятий, в результате которых система выйдет на уровень современного качества". 

Подробное описание состояния национально – региональной системы ДПО делается для того, чтобы убедить в обратном сомневающихся в обновлении системы ДПО в современных условиях и, что структурная  единица системы общего среднего  образования и системы ДПО – ГОУ ИПКРО РС (Я) – находит по Александру Адамскому "проектные решения внутри сформировавшейся проблематики"  и доводит институциональную модернизацию до уровня "операций" на рабочем месте, в самой системе ДПО. И тогда  просветительские и внедренческие функции учреждения ДПО эффективны и убедительны. Надо признаться, совсем недавно не было полного представления о тех предстоящих радикальных институциональных изменениях, которые происходят в образовании на "рабочем месте" каждого сегодня. Эти процессы поддерживаются также АПК и ППРО, нашим головным учреждением через введение Федерально – региональной мобильной сети по повышению квалификации управленческих кадров, а также многовекторную модель ПК этой же категории.      

Глобальная задача состоит в разработке организационно-управленческих, информационно-содержательных, технологических, ресурсных  механизмов по обеспечению синхронизации модернизации ДПО с реформами, происходящими в других секторах системы образования, а также в других социальных ведомствах на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях.

Мы, организаторы образования, предполагаем,  что стандарт – это общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований, т. е и в дополнительном профессиональном образовании также приоритетным является регламентация целей, четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием  процедур оценки результата. Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, в данном случае, по дополнительному профессиональному образованию. 

В рамках этих позиций  в ГОУ ИПКРО разработана Концепция развития ДПО, документ определяющий стратегические линии модернизации ДПО на региональном уровне как синхронное явление с системными изменениями в образовании Республики Саха (Якутия), где предлагаются модели инновационного процесса ДПО.   Также именно в ключе баланса взаимообязательств и баланса требований разработана Программа развития инновационного Института повышения квалификации работников образования. Принципу соблюдения вариативности отвечают обновленные программы модулей, разработанных  на принципе интегрированности и регионализации содержания.

Предметом диалога между государством и образовательной системой, а также внутри системы дополнительного профессионального образования, как отмечается в проекте Концепции, выступают результаты деятельности субъектов, для чего должны быть операционализированы результаты деятельности субъектов (т.е. описаны и заданы процедуры его измерения). В этом контексте чрезвычайно важно утверждение Коллегией МО РС (Я) Концепции развития национально-региональной  системы ДПО педагогов Республики Саха (Якутия) (октябрь, 2008г.), Программы мероприятий реализации Концепции, Системы показателей и индикаторов эффективности дополнительного профессионального образования (расширение инфраструктуры структурных единиц, осуществляющих ДПО; увеличение  личностно-ориентированных образовательных программ профессионального развития; увеличение доли внебюджетных средств; уровень выраженности общественно-государственного управления в системе ДПО и др.)

Институтом повышения квалификации работников образования разработано Временное  Положение об аттестации педагогических работников Республики Саха (Якутия) в пилотных образовательных учреждениях (октябрь, 2007г). В соответствии с положениями данного документа обновляются формы и процедуры аттестации. Альтернативность форм прохождения курсов обеспечивается введением двух вариантов процедур прохождения аттестации, элементы государственно – общественного управления образованием обозначены общественной экспертизой  "портфолио" педагога, что собой представляет документально подтвержденные результаты практической деятельности и профессиональной компетентности. Во Временном Положении изложены четкие показатели по результатам практической деятельности. Использование информационно – коммуникационные   технологий предусматривается как в проведении экспертизы "Портфолио", так и квалификационного тестирования. Вводится понятие "квалификационные курсы", что означает по своей сути тот баланс взаимообязательств и баланс требований, которые обозначены в ФГОС.

Стандарт  в профессиональном образовании призван предусматривать "образование на протяжении всей жизни". В проекте так и отмечается, что у специалистов неподготовленных к новым условиям профессиональной деятельности возникает чувство неудовлетворенности и социального протеста. Задача организаторов образования – принять профилактические меры для преодоления подобной ситуации. Мы полагаем, что  во Временном Положении изложены квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Понятно, что со временем эти процедуры будут совершенствоваться и соответствовать предъявляемым ФГОС требованиям.

Разработчики ФГОС настаивают, что принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образо?вания, реализованная на недекларативном уровне. Стандарты первого поколения созданы в рамках "знаниевой" парадигмы, Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.

В альтернативной деятельностной парадигме образования в качестве цели образования выступает развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности. Опыт умения решать сложные жизненные задачи становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. "Измеряется" такой результат нетрадиционно — в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений и личностного развития. Запрос на массовость креативных комптентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, на массовая готовность к переобучению, о чем говорят идеологи радикальных изменений в образовании, должен быть удовлетворен созданием условий, среды,  высоких наукоемких технологий. И это в Республике Саха (Якутия) обеспечивается. 

Ранее мной обозначено, что разработаны показатели и индикаторы, позволяющие определить эффективность дополнительного профессионального образования педагогов в контексте реализации комплексного проекта модернизации образования; положения о сущности, содержании, качественном состоянии системы, критериях оценки ее эффективности. Более того ГОУ ИПКРО инициирован процесс   институционализации, моделировании, профессионализации единой системы менеджмента качества профессиональной деятельности педагогов в изменяющихся условиях.  Ядром единой системы менеджмента качества профессиональной деятельности (ЕСМК) является Центр добровольной сертификации  педагогов, в том  числе специалистов ДПО.

На сегодняшний день также разработаны важные документы, удостоверяющие положения об обновляемой нормативно – правой базе государственно – общественного управления  ДПО, отражающие новые знания в контексте реализации комплексного проекта модернизации образования (Положение об Управляющем Совете, Положение о новой системе оплаты труда в учреждении ДПО, Положение о добровольной сертификации специалистов ДПО), положения обосновывающие специфические принципы развития полифункциональной национально –региональной системы ДПО педагогов, раскрывающие новые подходы к ее научному обеспечению и реализации. Не менее важную роль имеют положения о технологическом сопровождении процесса ДПО, альтернативных механизмах обеспечения прозрачного, объективного оценивания качества профессиональной деятельности педагогов, положения о добровольной сертификации квалификации специалистов ДПО.

При оценке качества реализации концептуальных направлений модернизации национально-региональной системы ДПО учитывается:

- появление консолидированных бюджетов ДПО с участием муниципальных, спонсорских и иных средств; 

- увеличение категорий и числа педагогических работников, вовлекаемых в систему ДПО;

- появление в организации системы ДПО новых институциональных форм (ресурсные и тьюторские центры), изменение образовательной инфраструктуры ДПО;

- появление сети СОП (совместных образовательных программ) на республиканском, окружном, федеральном, международном уровнях;

- появление нормативно-правовых документов, регламентирующих переход системы дополнительного образования на принципы открытости (появление накопительной системы повышения квалификации, индивидуальных образовательных маршрутов и пр.);

- массовое участие педагогов в различных программах республиканского, окружного, федерального и международного уровней;

- увеличение численности педагогов, прошедших аттестацию на высшую квалификационную категорию в результате повышения качества предоставляемых ими услуг.

Реализация Концепции развития региональной системы ДПО позволит прогнозировать следующие результаты:

- разработка и апробация методов проектно-программного управления системой ДПО;
- отработка механизмов реорганизации республиканской системы ДПО в рамках приоритетов данной Концепции;
- разработка и апробация механизмов организации форм общественно-государственного управления системой образования, в т.ч. дополнительным профессиональным образованием педагогов.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100