Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Мониторинг для регионов> Семинар "Разработка системы КОЭРСО" в Республике Саха (Якутия), 15.12.2008> Выступление Галины Алексеевой "Проблематика эффективности региональной системы образования"

Выступление Галины Алексеевой, директора Института развития образования Республике Саха (Якутия) "Проблематика эффективности региональной системы образования"




Презентация к выступлению 

Проблематика эффективности региональной системы образования достаточно обширна. Эффективность региональной системы образования определяется теми условиями, в которых она находится, и социально-экономическими задачами,  которые стоят перед регионом на данном этапе.

И сегодня нам необходимо обсудить и определить примерную модель мониторинга и комплексной оценки эффективности региональной системы образования.

Модернизация образования – дело чрезвычайно сложное и тонкое. В данном процессе абсолютно необходимым условием успеха являются убежденность значительной части общества в разумности поставленной цели и доверие к выбору средств ее достижения. Реформы в образовании жизненно необходимы, но при этом нельзя не учитывать серьезные угрозы сфере образования:

1. Одна из них - нарастающая тенденция спада по таким основополагающим показателям, как здоровье детей, качество образования, положение учителя, материальная база, средства обучения и т.д.

2. Вторая угроза - отставание от развитых стран по объему и качеству ресурсов, выделяемых в сферу образования, особенно в информационных технологиях.

3. Третья угроза - несоответствие системы образования потребностям реального рынка труда.

Вряд ли мы можем и далее позволять себе готовить коммерсантов с дипломом педагога или инженера.

4. И четвертая угроза - разрыв поколений (старение кадров, хранящих социокультурный, научный, производственный опыт, а с другой стороны отсутствие притока молодых людей, способных принять эстафету).

Кризис образования ярко высвечивает то, что в иных условиях не проявляется. Без кризиса нет собственно и самого развития образования. Основная причина всех бедствий образования заключена в том, что практически все принципы образования до сих диктовались только государством. Т.е. зачастую игнорировались общественные потребности в образовании. Но, тем не менее, циклы жизни определенного поколения, школы и общества всегда совпадают. Общество живет так, как живет школа.

Если не будет найдена и реализована эффективная программа действий, то многие наши лучшие традиции будут надолго утрачены, а новые не обретены. Поэтому становится вполне очевидным, что новая политика в образовании должна определяться общим планом развития общества, а ее генеральной целью - процесс устойчивого роста созидательных потенциалов республики.

Система образования (как и любая другая) полифункциональна. Для того, чтобы выполнять собственно образовательную функцию, она должна (или вынуждена) нести еще некоторые дополнительные функции. Только тогда она может с полным правом именоваться образовательной.

Следовательно, исследование того, какие пучки функций, могут совмещаться в пределах одной конкретной образовательной системы, может дать интересные (и объективные) показатели для построения типологии образования и его влияния на социально-экономические процессы. 

Иначе говоря, напрашивается вывод о необходимости мониторинга эффективности системы образования.

В основе мониторинга должно лежать понимание системы образования как одного из формирующих элементов социально-экономической целостности региона.

Основные показатели эффективности системы образования  обнаружатся, если будет решена задача корреляции ее результатов и социально-экономических показателей развития региона.

На данный момент в Республике Саха (Якутия) имеются определенные наработки в аспекте анализа социокультурной ситуации. В качестве базовой была использована и адаптирована под наши потребности методика Цирульникова:

• Информационно-образовательным центром «Круг» проанализирована социокультурная ситуация и определены возможные стратегические направления развития Амгинского улуса, Оленекского эвенкийского национального района и отдельных территориальных «кустов» Вилюйского, Верхневилюйского, Сунтарского улусов, на основании чего были разработаны программы развития и культурно-образовательные инновационные проекты по образовательной поддержке социально-экономического развития улусов и наслегов.

• Аналогичная работа была проведена Общественным образовательным центром «Таатта-Ситим» в Таттинском улусе, где уже второй год проводится инвестиционный конкурс по поддержке культурно-образовательных инициатив.

• С 2006 г. все проекты и отчеты экспериментальных площадок, участвующие в ежегодном Открытом республиканском конкурсе инновационных образовательных проектов и программ на Грант президента РС (Я) включают раздел «Анализ социокультурной ситуации». Планирование проектных шагов делается только на основании анализа.

Комплексные (в т.ч. экспедиционные) исследования показали, что возможная вариативность организации образования обусловлена достаточно сложной совокупностью факторов и условий. Их анализ позволяет выделить три основные группы:

1. Социально-экономические условия, куда входят: «территориальная единица», уклад хозяйственно-экономической деятельности и основные направления хозяйствования, уровень развития социальной инфраструктуры.

2. Социально-образовательные условия: тип социокультурной ситуации, в которой находится школа, демографическая и культурно-национальная ситуация, образовательные запросы основных социальных, профессиональных и возрастных групп населения, государственно-общественные силы (образовательные сообщества), участвующие в образовании.

3. Организационно-педагогические условия: сеть образовательных учреждений, состав учащихся и педагогов, учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение, основные источники финансирования, учебно-материальная база образовательных учреждений, структура организации и управления образованием.

Данные условия рассматривались нами как своего рода «координатные оси» многофакторного анализа, задающие проблемное поле, сферу принятия решений, с вязанной с вариативной организацией и развитием школы. При этом приоритетность, «удельный вес» тех или иных факторов не могут быть абсолютными и зависят от уровня образования и конкретных задач организации и развития образования.

Кроме того, анализ достигнутых значений показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти РС (Я) за 2007 год и их планируемых значений на период 2008-2010 годы показал, что:

• Расходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) на общее образование в 2007 году составили 11580 млн. рублей с ростом по сравнению с 2006 годом на 19%; в том числе рост капитальных расходов составил 27%, текущих – 18%, из них на оплату труда с начислениями – 18%.

• Расходы консолидированного бюджета РС (Я) в расчете на одного обучающегося на общее образование в 2007 году составили 78,4 тысяч рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 23%. К 2010 году рост расходов по сравнению с 2007 годом увеличится на 47%.

• Рост средней номинальной начисленной заработной платы в отрасли за 2007 год составил 21,4% (12220,1 рублей).

• На 2007-2008 учебный год по сравнению с 2206-2007 учебным годом наполняемость классов увеличилась в городских поселениях с 20 до 22 учащихся. Предусматривается рост наполняемости до 23 учащихся к 2010 году.

• В городах республиканского значения (Якутск, Мирный, Нерюнгри) наполняемость классов составляет 23 ученика.

• В сельской местности наполняемость остается на уровне 2006-2007 учебного года, т.е. 12 учеников. Предусматривается постепенный рост наполняемости с 2009 года до 13 учащихся.

Очевидна достаточно высокая для сложного по своему географическому и природно-климатическому положению региона динамика роста значений показателей, но, как уже было отмечено выше, собственно образовательные показатели предпочтительней коррелировать с показателями социально-экономической сферы.

На настоящий момент мы не ставили перед собой цели анализировать весь спектр показателей, представленный в проекте мониторинга и комплексной оценки эффективности региональной системы образования (в первую очередь, по экономико-политическому направлению),  так как для этого необходимо межведомственное взаимодействие на региональном уровне. Мы же действовали в рамках местного и частично муниципального уровня.

Участие в проекте «Оценка эффективности региональной системы образования», инициируемом Институтом проблем образовательной политики «Эврика», позволит выйти на региональный уровень и просмотреть социокультурную ситуацию в более целостном и обобщенном виде и более адекватно не только оценить, но и спрогнозировать и, следовательно, определить рамки развития региональной системы образования в целом. Определяющую роль при этом может сыграть анализ влияния качества образования и вложенных в него средств на социальные, экономические и политические процессы. Исходя из анализа реальной социокультурной ситуации, можно судить об эффективности вложений в образование для экономики региона.
Институт проблем образовательной политики «Эврика»  начал реализацию данного проекта совместно с Республикой Бурятия, Саратовской областью и Республикой Саха (Якутия).

Цель проекта заключается в создании экспертно-информационной системы мониторинга и оценки региональных систем образования по образовательным, индивидуально-социальным и экономико-политическим показателям. ИПОП «Эврика» обеспечивает техническое сопровождение, регион – ввод данных, их использование для анализа ситуации в регионе. Иначе говоря, предлагается общими усилиями смоделировать механизм разработки параметров, индикаторов, закономерностей, позволяющий в режиме открытого доступа к данным  оценивать эффективность системы образования.

Комплексная модернизация образования предусматривает изменения структуры оценки качества образования. Критерии оценки качества образования должны быть выработаны с учетом реальных социальных потребностей региона и особенностей его экономического климата. В определении образовательных приоритетов должны учитываться реальные нужды общества и экономики конкретного региона, что позволяет от валового увеличения финансирования системы образования перейти к финансированию, учитывающему социальные и экономические потребности.

Реализация проекта по повышению эффективности системы образования, как мы уже отметили выше, невозможна в рамках одного ведомства; необходима совместная работа с представителями различных ведомств (в частности, со структурами экономического блока), так как образовательные показатели должны коррелироваться с социальными и экономическими показателями региона.

Важно, чтобы был определен набор типов данных, необходимых для анализа ситуации и оценки эффективности региональной системы образования, разработаны свои параметры, свои показатели, индикаторы и связи, учитывающие специфику развития региона. На них можно опереться, чтобы определить оптимальную стратегию развития региона.

При этом необходимо:

•  разграничить актуальные и перспективные параметры мониторинга, выделяя краткосрочный и длительный анализ;

• определить область взаимовлияния различных показателей развития с учетом специфики региона;

• определить конкретные измеряемые компоненты системы и способы измерения (включая весь спектр параметров, индикаторов и т.п.);

• основываться на анализе процессов, происходящих в образовании, в первую очередь, инновационных, что позволит оптимизировать поиск ресурсов для эффективной деятельности.

В ближайшее время мы должны включиться в апробацию автоматизированной системы мониторинга и комплексной оценки эффективности региональных систем образования, адаптируя, исходя из специфики республики, предлагаемые федеральным оператором универсальные параметры, разработав для этого комплекс собственных параметров, учитывающих социокультурную, в т.ч. этно-демографическую и экономико-географическую совокупность компонентов регионального  культурно-образовательного пространства.

Первый шаг в этом плане – это определение возможных направлений межведомственного взаимодействия. Затем – изучение, исследование, анализ, исключение. При этом, особое значение необходимо придать тем возможным показателям «извне сферы образования», по которым можно было бы оценить эффективность системы образования как определяющего фактора социально-экономического развития региона.

Данные должны быть формализованы и иметь электронную оболочку. При этом статистические данные предпочтительно дополнять экспертными данными, перевод которых в цифровую конкретику достаточно сложен.

В настоящее время:

• Подготовлен  проект Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О создании межведомственной комиссии по реализации проекта «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования».

• В региональную межведомственную комиссию будут включены представители Министерства экономического развития, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства труда и социального развития, Министерства культуры и духовного развития, Министерства по молодежной политике, Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости, Комитета по делам семьи и детства при Президенте РС (Я), Государственного комитета по физической культуре и спорту, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по РС (Я) и Министерства образования.

• Сформирована экспертно-аналитическая группа, в которую по согласованию будут дополнительно включены внешние эксперты и специалисты.

• Региональным составом экспертно-аналитической группы разработан  Проект анализа социокультурной ситуации в аспекте региональной специфики (проект может быть запущен после утверждения межведомственной комиссией).

• Во время нашего экспертно-проектного семинара будет сформирована группа региональных операторов.

• Кроме того мы должны в эти дни обсудить дорожную карту мониторинга на 2009 год, проект которой был обсужден и одобрен ИПОП «Эврика» на семинаре в рамках Всероссийского форума «Модернизация образования» («Институционализация инновационных механизмов модернизации образования») в ноябре текущего года.

Таким образом, как предполагаемый результат введения электронного мониторинга эффективности региональной системы образования можно обозначить:

• оценку эффективности средств, вкладываемых в образование;

• определение проблематики каждого этапа реализации КПМО и перехода к Новой школе и вытекающего из этого планирования последующих шагов развития региональной системы образования;

• корректировку финансового норматива;

• изменение трансфертной заявки.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100