5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию, выступая с инициативой «Наша новая
школа», президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, отметил, что «главным результатом должно стать соответствие
школьного образования целям опережающего развития». Это было первое обращение к парламенту для Дмитрия Медведева, вступившего
на высший государственный пост 7 мая. И оно стало прецедентом того, что сегодня в России общее образование впервые обсуждается
не как система пропедевтического образования для высшей школы, а как определяющий фактор социально-экономического развития.
У общего среднего образования – своя собственная миссия, особенности которой состоят в том, что оно одновременно является
окончательным и подготовительным, обязательным и послеобязательным, единообразным и многообразным.
Как отметил президент, если во второй половине прошлого века российская образовательная система
была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились»,
– признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности
страны в целом. Но мы не должны забывать, что школьное образование «представляет собой один из определяющих и самых
длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития
всей страны».
В настоящее время ведется работа по формированию федеральной программы развития образования,
которая не только станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», но и пополнится новыми
направлениями.
При этом вопросам развития и модернизации сферы общего образования будет уделено особенное внимание.
«Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы, – напомнил
глава государства. – Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.
На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа».
Проблематика инициативы именно сегодня очень важна для России, а для Республики Саха (Якутия)
за счет невероятно сложного переплетения целого клубка региональных особенностей разного плана и уровня актуальна вдвойне.
Стратегия развития системы образования, к обсуждению которой был дан посыл Дмитрием Медведевым,
в региональном преломлении может трансформироваться в достаточно широкий спектр вариативных стратегических линий образовательной
деятельности и моделей их развития, которые могли бы вылиться в том числе и в научно обоснованные нормативы и правовое обеспечение
образовательной деятельности (в первую очередь нормативы финансирования).
Как закономерное следствие, на региональном уровне может реализоваться проект образовательной
поддержки социально-экономического развития, о котором мы ведем речь все последние годы и в аспекте которого уже что-то делаем.
В качестве промежуточного итога деятельности региональной системы образования в этом направлении можно отметить VI республиканскую
педагогическую ярмарку «Сельская школа» в Амге, проводившуюся по теме «Образовательная поддержка социально-экономического
развития села». Ярмарку предваряла научно-педагогическая экспедиция по Амгинскому улусу, позволившая сделать прогноз
потенциальных возможностей и перспектив развития улусной системы образования в условиях перехода на местное самоуправление. В
своем Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев сказал, что настала пора кардинально изменить жизнь российской средней
школы. Программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений.
Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании
таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. Речь должна идти о необходимости адекватного технологического обеспечения образовательного процесса, разработки
новых, в т.ч. нелинейных, учебников, создания электронных образовательных ресурсов.
В Якутии в настоящее время 100 первых школ получили типовых комплекты для кабинетов якутского
языка и литературы общей стоимостью 17 млн. рублей. В ближайшие годы такими комплектами будут обеспечены все школы республики,
в том числе школы, изучающие якутский язык как предмет.
Комплекты созданы в результате кропотливого многолетнего труда ученых-методистов, лингвистов,
педагогов, издателей, компьютерщиков, работников. В него включены интерактивный аппаратно-программный комплекс (интерактивная
доска, персональный компьютер и т. д.), 4 комплекта литературы для внеклассного чтения, куда вошли серии «Мир олонхо»,
«Писатели Якутии детям», «Мастера художественного слова» и краткие якутско-русский, русско-якутский словари,
краткий толковый словарь якутского языка, а также книга-альбом о создателе якутского алфавита, лингвисте Семене Андреевиче
Новгородове. Кроме этого, в комплект вошли 80 электронных таблиц по грамматике якутского языка и художественные фильмы по
программным произведениям: «Сновидения шамана», «Аанчык» и «Свет, озаривший темноту», фильм
о жизни и творчестве писателя Николая Золотарева-Якутского.
Разработки в этом направлении будут продолжены. В частности, предстоит обеспечить аналогичными
комплектами учащихся специализированных школ - слабослышащих, слабовидящих детей и т.д. Будет продолжена работа по совершенствованию
программы: так, будут добавлены развивающие игры, тесты, чтобы изучение языка стало увлекательным занятием для любого ребенка
и взрослого, желающего самостоятельно освоить язык. Помимо этого, в ближайшее время планируется разработать подобные комплекты
по языкам малочисленных народов Севера.
Решению задачи обновления условий обучения должно соответствовать и обновленное содержание образования.
«Прошу в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов, подготовка которых затянулась»,
– подчеркнул президент.
Широкая апробация образовательных стандартов второго поколения в регионах должна начаться с
2009 года. Это не значит, что все 13 миллионов российских школьников с 1 сентября 2009 года начнут по ним учиться. В первую
очередь новые стандарты придут в школы, победившие в конкурсе в рамках национального проекта «Образование». В числе
тех, кто способен взять на себя такую ответственность, есть и якутские школы. В дополнение к 34 якутским школам, ежегодно
удостаивающимся Гранта президента Российской Федерации, тридцати победителям открытого республиканского конкурса инновационных
проектов и программ присуждается Грант президента республики. В дальнейшем рефлексия их деятельности позволит внести в стандарты
соответствующие изменения и дополнения.
В этом плане необходимо остановиться на оценке выполнения требований к результатам. Кроме продолжения
логики Единого государственного экзамена имеет смысл и создание добровольных систем оценки качества, когда образовательные
учреждения могут использовать разные (адекватные их образовательной программе) системы оценки качества. Например, гуманитарная
школа может оценивать свои результаты по одним критериям, а школа с углубленным изучением математики - по другим. Во-вторых,
одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки
талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
Реальным механизмом такой поддержки в Республике Саха (Якутия) в последние годы является подпрограмма
«Одаренные дети» Программы Президента РС (Я) «Семья и дети РС (Я)» (сроком до 2011 года).
Подпрограмма направлена на разработку системы диагностики детей с различными видами одаренности,
создание необходимых условий для их развития, подготовку педагогов, работающих с ними. Талант и одаренность наших детей должны
находить применение в прикладных проектах. Одним из решений этой проблемы является реализация проекта «Свидетельство
о личных достижениях детей», которое предоставит возможность поступления на льготной основе при наличии соответствующего
договора с профессиональным учебным заведением. На сегодня 199 выпускников уже получили такие свидетельства. Подписаны соглашения
с 16 профессиональными учебными заведениями республики.
В целях выявления, поддержки и развития одаренных детей:
1. На республиканском и муниципальном уровнях сформирован Банк данных одаренных детей.
2. Всеми муниципальными органами управления образованием разработана программа «Одаренные
дети».
3. Создана сеть специализированных школ, работающих с одаренными детьми – лицеи
и гимназии. Если в 2003 г. количество образовательных учреждений повышенного стандарта образования составляла 32, то в 2008
г. – 43.
4. Создана сеть Президентских школ, число которых к 2007 г. составляет 38, против
22 в 1997 г.
5. Проводятся Олимпиады по 29 предметам, в.т.ч. по 20 федеральным и 9 региональным предметам.
За успехи в интеллектуальной, художественно-творческой и спортивной деятельности ежегодно вручается
700 стипендий президента РС (Я) по 20 тыс. рублей обучающимся в общеобразовательных учреждениях.
Муниципальными образованиями республики утверждены 4243 премий и стипендий для поддержки талантливой
молодежи на сумму 3,6 млн. руб. Наибольшее количество грантов и премий учреждены в Мегино-Кангаласском (968 премий), Алданском
(373), Мирнинском (302), Ленском (285 премий), Верхоянском (261 премий), Амгинском (225 премий), г. Якутске (206 премий).
Третьей важной задачей, стоящей перед общим образованием, Дмитрий Медведев считает сохранение,
качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам
необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения
их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства.
В этой связи президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении
2010 года в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал
Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми». Комплексный проект модернизации образования позволил приблизиться к более
адекватной оценке труда учителя. В данное время на всех уровнях разрабатывается система моральных и материальных стимулов
для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Знаковым является и то, что 2010 год объявлен
Годом учителя. 2009 год должен во многом стать годом подготовки к э тому. Так, например, в Верхневилюйском улусе 2008-2009
учебный год объявлен главой Администрации годом инноваций в образовании.
В республике разработаны новые условия оплаты труда для учителей, непосредственно осуществляющих
учебный процесс, руководителей и заместителей руководителей, связанных с учебным процессом, на основе федеральной модельной
методики с учетом региональных особенностей.
В 2007-2008 учебном году новая система оплаты труда была введена в 65 школах, в этом году пилотный
проект по внедрению НСОТ внедряется в 326 общеобразовательных учреждениях.
Средняя заработная плата по новой системе оплаты труда составляла на 01 января 2008 года –
17062 рубля, на 01 июня 2008 года - 21838 рубля, что выше средней по ЕТС на 20%. Значительно выросла заработная плата
у учителей начальных классов, руководителей школ, у молодых учителей, не имеющих большого стажа (в 1,5 – 2 раза). Нормативно
закрепляется и наблюдается на практике рост доли стимулирующих выплат в структуре ФОТ образовательных учреждений от 5% до
20%.
Первые результаты показывают, что новая система оплаты труда способствует повышению мотивации
учителей, поиску новых, интересных для детей, технологий обучения; приводит к реальному повышению уровню заработной платы
педагогов; поднятию интереса к работе школы всей общественности. Школа становится привлекательной для молодых педагогов и
высококвалифицированных специалистов, что станет основой для дальнейшего повышения качества образования.
В-четвертых, должен измениться облик школ – «как по форме, так и по содержанию».
«Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только
обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, – считает президент России. «Российская
школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные
стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов.
Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически».
В самое ближайшее время будут разработаны новые принципы работы школ, а также их проектирования,
строительства и формирования материально-технической базы. При этом предлагается в полной мере использовать результаты, полученные
при реализации национального проекта «Образование».
- С целью повышения доли обучающихся в современных условиях проведена ревизия потребностей общеобразовательных
учреждений республики, разработан Финансовый план реализации Республикой Саха (Якутия) комплексного проекта модернизации образования
в 2008 году. В результате освоения федеральных средств в 2008 году приобретены и поставлены в школы республики
учебно-лабораторные оборудования на 27 500 тыс.руб ; на спортивное оснащение -8 000,0 тыс руб, а также в 2008 году 36053,1
тыс.руб. направлены на обновление мебели, 27056,3 тыс.руб. на оснащение школьных столовых, 50277,1 тыс.руб. на текущий ремонт
общеобразовательных учреждений и 26381,5 тыс.руб. на повышение квалификации и переподготовку педагогических и руководящих
кадров.
Смысловое и предметное насыщение пространства традиционной школы не является объектом моделирования
и индивидуального проектирования. Традиционная организация учебного процесса органично вписывается в минималистическую, линейно
и нормативно построенную архитектурную концепцию типовой школы, так как качество культурно-образовательного пространства школы
складывается из степени соответствия между архитектурно-предметной средой и процессами, в ней протекающими. Образовательный
способ школы должен вписываться и в реальное проектирование ее архитектурного и образовательного пространства. Дизайн
культурно-образовательного пространства школы должен учитывать школьный уклад, психологическую атмосферу, культурные события,
создаваемые в соавторстве детьми, педагогами и родителями, и включать интерактивные выставочные и образовательные среды, стимулирующие
развитие ребенка в учебной и досуговой деятельности. Для решения этой проблемы необходимо организовать республиканский конкурс
на разработку архитектурных моделей образовательных учреждений разного типа (в зависимости от наполняемости, места расположения
и т.д.) с участием не только профессиональных архитекторов и дизайнеров, но и педагогов. Наконец, пятым направлением,
которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы названо решение всего спектра вопросов, касающихся
здоровья школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя
статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». Этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье,
но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода.
К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более
что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил глава государства.
В Республике Саха (Якутия) уделяется большое внимание вопросам физической культуры и детского
спорта:
• В этом году в четвертый раз под патронажем Международного олимпийского комитета
были проведены международные детские спортивные игры «Дети Азии».
• Республиканское движение за здоровый образ жизни в определенном смысле инициировало
одноименную всероссийскую программу.
• 95 образовательных учреждений республики работает по проекту «Формирование
здорового образа жизни», в т.ч. 16 ОУ, имеющих статус «республиканская экспериментальная площадка».
• Одним из важных направлений работы детских физкультурно-оздоровительных клубов
является организация летних оздоровительных лагерей. Ежегодно проводится конкурс по организации летней занятости и оздоровления
детей.
• Особое внимание уделяется проблеме организации питания, как одного из основных
факторов, влияющих на развитие адаптационных возможностей организма и состояние здоровья детского населения в суровых климатических
условиях Севера.
Для того, чтобы обозначить возможные перспективные пути решения проблематики пятого направления
президентской инициативы, имеет смысл напомнить общеизвестную истину о том, что учебные занятия вызывают хронические постепенно
нарастающие в течение недели изменения в высшей нервной деятельности обучающихся, свидетельствующие о повышении порога восприятия
и, следовательно, о снижении способности к восприятию сложной информации.
Оптимальная организация физических упражнений способствует более быстрому восстановлению в высшей
нервной деятельности и снижению порога восприятия. Чем выше уровень общей выносливости, тем ниже порог восприятия и качественнее
мыслительная деятельность учащихся. Напрашивается вывод о возможности систематического использования на уроках физической
культуры, часах здоровья и занятиях секций по ОФП специальных упражнений, направленных на развитие выносливости, способствующих
более радикальной компенсации хронически накапливающегося утомления корковых клеток. В этом аспекте можно говорить о разработке
и экспериментальной апробации программы по физической культуре в инновационных школах республики.
Прецедент объявления президентской инициативы «Наша новая школа» чрезвычайно важен
для республики. Важно понять, что же произошло в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования в нашем содержательном
продвижении к возможным проектам, инициируемым президентом Российской Федерации.
Смогли ли мы оптимально воспользоваться возможностью модернизации и дальнейшего развития региональной
системы образования? Каков результат поиска образовательных ресурсов, позволяющих сделать качественный шаг к Новой школе?
В чем заключается суть современного представления о качестве и результатах образования?
Ключевые слова в современном понимании качества образования - это «социализация» и
«индивидуальный прогресс» (или «жизненный успех», «самоорганизация и самообразование»). Процессы,
выражаемые этими словами, имеют свой образовательный способ, который можно свести к самодетерминации как осуществлению деятельности
в относительной свободе от заданных условий этой деятельности (по Льву Выготскому). Если в своей деятельности выходить за
пределы заданных условий, то в результате рефлексии, эти условия расширяются.
Сопоставление реализации и замысла комплексного проекта модернизации образования свидетельствует
о том, что в целом наше содержательное продвижение в ходе двухлетнего эксперимента можно определить как процесс самодетерминации
регионов. Самодетерминации, позволяющей сегодня системный проект институциональной модернизации, задавший нормы образовательной
деятельности в пилотных регионах, не просто транслировать на всю федеральную систему образования через внедрение основных
механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны, но и выйти на инициативные проекты активистов инновационной сети
и через рефлексию их деятельности - на проектные решения проблематики сегодняшнего дня.
Иначе говоря, нам предстоит, как говорит Александр Адамский, «довести институциональную
модернизацию до уровня «операций» на рабочем месте: регионального управленца, муниципального управленца, директора
школы, бухгалтера, школьного управленца, общественного управляющего, тьютора, эксперта…»
Следующий этап комплексного проекта модернизации образования подразумевает не столько инициацию
и продвижение инноваций, сколько отбор тех индивидуальных проектов, которые способны на своем уровне решать актуальные
задачи модернизации и тем самым влиять на процесс коррекции проектного задания для регионов, связанного с развитием инновационной
сети по проекту «Школа – 2020».
График модернизации согласно проекту «Школа – 2020», который можно рассматривать
как своего рода техническое задание президента Российской Федерации системе общего образования, выглядит следующим образом:
• 2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации
во всех регионах страны (сейчас реализован в 31 регионе);
• 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение
федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны
соответствовать современным требованиям, давать высокое качество);
• 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень
современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников;
• 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему
сравнительных оценок результатов образования и выход на лидирующие позиции к концу второго десятилетия.
То, что комплексный проект модернизации образования уже стал определяющим фактором переоценки
ценностей в российском образовательном пространстве и ключевым механизмом поэтапной реализации инициативы президента Российской
Федерации «Наша новая школа», подтверждает и факт того, что в ноябре 2008 года в Москве состоялся Всероссийский
форум «Модернизация образования» («Институционализация инновационных механизмов модернизации образования»),
на котором обсуждались возможности переноса опыта реализации региональных КПМО на комплексную модернизацию российской системы
образования.
В целом приоритетный национальный проект «Образование» и комплексный проект модернизации
образования способствовали:
• развитию государственно-общественного управления, способствующего тому, что образование
становится отраслью, которая позволяет делать инвестиции в будущее: не только финансово-экономического порядка, но и в плане
эффективного механизма развития гражданского общества;
• ориентированию системы образования на конкретные потребности обучающихся, родителей,
общества, государства
• открытости и прозрачности деятельности системы образования;
• формированию нового понимания качества образования, включающего помимо «знаниевой»
парадигмы компетентностный подход и степень социализации личности, повышение роли воспитательной работы;
• накоплению опыта межведомственного взаимодействия, обеспечению прорыва в межбюджетных
отношениях, позволившего существенно увеличить вливания в систему образования;
• существенному улучшению материально-технической базы школ и адекватной информатизации
учебного процесса;
• улучшению социального положения работников отрасли;
• совершенствованию профессионального уровня работников, активному внедрению новых
педагогических технологий.
На наш взгляд, все направления комплексного проекта модернизации образования так или иначе отражают
пункты президентской инициативы и могут стать теми способами ее реализации, которые позволят построить Новую школу, способную
оказывать достойную образовательную поддержку социально-экономического развития.
В системе образования Республики Саха (Якутия) этому во многом будут способствовать:
• разработанная впервые в России Стратегия развития образования Республики Саха (Якутия)
до 2020 года «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», одобренная ХI Съездом учителей и
педагогической общественности республики в 2005 году;
• и Государственная целевая программа развития образования РС(Я) на 2007-2011 годы.
Новым ориентиром для уточнения приоритетов в образовании является мегапроект «Схема комплексного
развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Ядром Схемы являются крупные
проекты в области транспортной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, угольной, алмазодобывающей промышленности. Есть
также проекты создания крупных агропромышленных комплексов. Для реализации Схемы будет создано дополнительно более 150 тысяч
рабочих мест и уже сегодня востребованы кадры нового качества, способные внести вклад в развитие инновационного общества.
Между тем, при существующей безработице в республике потребность в квалифицированных рабочих
кадрах составляет 55,9 % в общей структуре потребности в кадрах. Предприятия и учреждения республики испытывают большую
необходимость в специалистах с начальным профессиональным образованием. Вакансии для них составляют более 70% в структуре
общей потребности. Со средним специальным профессиональным образованием – около 19%, с высшим образованием – менее
10 %.
Для решения данной проблемы в течение последних лет мы активно реализуем такое актуальное и
значимое для республики направление, как дуальное образование, которое вносит свой достойный вклад в комплексную модернизацию
образования и вызвало интерес других регионов на Всероссийском форуме «Модернизация образования». На наш взгляд,
дуальное образование также может стать одним из механизмов строительства «Нашей новой школы».
Правительство Российской Федерации планирует обновить и создать интегрированный законодательный
акт «Об образовании» к 2010 году. Сейчас уже есть концепция, проходит обсуждение. В этом направлении наиболее важна
работа с партиями и депутатами, чтобы новая редакция Закона «Об образовании» позволила адекватно реализовать
идеи национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
|