Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад  И.Б.Шияна

«Критерии оценки эффективности развития образования»

(7 декабря 2008 года)




Презентация И.Б.Шияна. "Критерии оценки эффективности развития образования" 

В рамках семинара по "Разработке комплексной оценки эффективности региональной системы образования" в Саратовской области 7 декабря 2008 года состоялась лекция эксперта сети "Эврика" Игоря Шияна о "Критериях оценки эффективности развития образования".

По мнению докладчика при оценке эффективности развития образования в том или ином регионе основное внимание надо обратить на изменения в трех сферах:

  • Новые представления о качестве внутри системы образования (сдвиг акцента с количества знаний, получаемых в школе, на возникновение у учащегося компетентностей, необходимых для жизни в современном обществе);
  • Параметры развития самой системы образования (успешность в реализации КПМО, развитие инновационных методов обучения, создание экспериментальных площадок и т.п.);
  • Оценка социально-экономического развития региона, как способ оценки качества образования.

И.Б. Шиян подробно остановился на каждой из перечисленных им сфер. Говоря о необходимости формирования у учащихся компетентностей, а не объема знания, докладчик провел четкую границу между знанием и компетентностью. «Знание не имеет ни какого смысла и ценности, если оно не может быть применено в конкретной жизненной ситуации, - подчеркнул И.Б.Шиян, - поэтому мы говорим о компетентности как о характеристике, позволяющей человеку решать нестандартные задачи».
Под компетентностью, таким образом, понимается развитое мышление как способность применять знания, навыки и способы действия в определенной ситуации.
Компетентность учащегося предполагает:

• готовность к решению задач;
• способность определить ситуацию и соотнести свои знания с этой ситуацией;
• умение анализировать и решать проблемы, т.е. мышление.

При этом докладчик обратил внимание, что сдвиг в понимании важности и необходимости формировать компетентности учащихся должен произойти в самой образовательной среде, т.е. в умах учителей и руководителей ОУ.
Измерять уровень сформированности компетентностей в системе мониторинга было предложено через оценку эффективности решения задач учащимися, а также, через оценку реализации ребенком своих мотивов, целей в социальных отношения.
Исходя из этого, были сформулированы первоочередные задачи по организации такого мониторинга:

- создание измерительных материалов, соответствующих задаче исследования компетентностей;
- определение способов оценки самореализации ребенка в школе и вне школы (внеурочная жизнь, событийность, инициативность, мобильность, открытость миру);
- нахождение опосредующих показателей развития компетентностей.

По вопросу параметров развития самой системы образования докладчик остановился на независимых формах оценки качества образования (ЕГЭ, учет внеурочных достижений школьников, например, детское портфолио, результаты исследования PISA и т.д.), оценке эффективности реализации КПМО, мониторинге развития инновационной деятельности в образовании региона.

По вопросу оценки социально-экономического развития региона, как критериев эффективности и качества образования отметил, что можно использовать такие показатели, как: валовый региональный продукт (ВРП); инвестиционная привлекательность региона; благоприятность условий ведения предпринимательской деятельности, развития малого и среднего бизнеса; занятость; уровень заработной платы и т.д.
Развитие системы образования также скажется и на социально-политической сфере, среди таких показателей докладчик отметил: здоровье населения региона, демографическую ситуацию, социальное благополучие граждан, развитие инфраструктуры территории и проч.
Для того, чтобы определить, каким образом и насколько сильно, влияет изменение качества образования на социально-экономические показатели региона необходимо:

 • определить источники статистической информации. 
 • определить способы дополнения статистической информации.
 • определить институты экспертной оценки.

Переходя от своего доклада к заданию для рабочих групп, участвующих в семинаре по «Разработке комплексной оценки эффективности региональной системы образования», И.Б.Шиян отметил, что, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

  • Выдвижение и проверка гипотез о взаимосвязях и взаимовлияниях параметров  (построение «логических цепочек»);
  • Установление  корреляций между параметрами и анализ характера выявленных взаимосвязей.

 

 

Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100